Найти тему

Понимание и развитие речи у детей с расстройством аутистического спектра: руководство для родителей

Понимание речи (поведение слушателя)
Понимание речи (поведение слушателя)
Здравствуйте, уважаемые подписчики! В предыдущей статье я разобрала, что такое поведение слушателя (понимание речи). В данной статье я поделюсь с вами информацией о том, как вы можете помочь вашему ребенку развивать понимание речи и улучшить его навыки общения.

Одним из основных признаков аутизма является нарушение социального взаимодействия, включая понимание невербальных сигналов и выражение своих мыслей и эмоций. Дети с расстройством аутистического спектра часто имеют проблемы с интерпретацией речи, что может привести к ограниченной способности понимать и следовать инструкциям, задавать вопросы или понимать шутки и метафоры.

Ваша роль как родителя заключается в поддержке и стимулировании развития навыков понимания речи у вашего ребенка. Важно помнить, что каждый ребенок уникален и может требовать индивидуального подхода.

Несколько игр и упражнений, которые могут помочь вашему ребенку улучшить навыки понимания речи:

  1. Игра "Что это за звук": При помощи различных звуков, музыки или записей, попросите ребенка определить их происхождение или значение. Эта игра поможет развить у ребенка ассоциативное мышление и способность к анализу звуков.
Пример игры электронного вида
Пример игры электронного вида
Пример карточек для игры
Пример карточек для игры
В данном случае говорится про детей, которые не имеют проблемы с речью. Могут говорить слова и фразы (предложения) и могут объяснять. НО, если у ребенка нет речи или практически отсутствует (слова штампы, неполные слова и другое не похожее на речь), то ребенок может показывать карточки, как он понял (заготовленные заранее и отработанные). В данном случае игра упрощается.

2. Упражнение "Понимание инструкций". Дайте ребенку последовательность инструкций и попросите выполнить их. Например, "Положи мяч на стол, возьми карандаш и нарисуй круг". Это упражнение поможет улучшить понимание последовательности действий.

Понимание инструкции
Понимание инструкции
Если ребенок практически не понимает речь, то сначала даете простые инструкции (однокомпонетные), например "потопай" или потопай. Для начала выполняете вместе и говорите инструкцию, и помогаете. Постепенно по мере усвоения убираете помощь и остается только инструкция, которую он должен выполнить. Освойте как можно больше простых инструкций. Затем из выученных инструкций усложняем задание (двухкомпонетные инструкции). Например, "потопай и похлопай". Ребенок сразу должен выполнить ее последовательно. Осваиваем так же как и писала ранее. И затем переходим к трехкомпонентным инструкциям. Например, "похлопай, потопай и встань".

3. Игра: "Скажи и пойми". Эта игра поможет вашему ребенку улучшить понимание и восприятие различных слов. Для этого вам потребуется перекидной альбом с изображениями и слайдами с названиями предметов или действий. Просмотрите слайд, назовите предмет или действие и попросите ребенка повторить или показать предмет на картинке. Это поможет ребенку связать слова с их значениями и улучшит его понимание речи.

Скажи и пойми
Скажи и пойми
В данной игре картинки подбираются исходя из возраста ребенка. Сначала взрослый называет картинку и показывает ее. Если ребенок не знает картинки, то они сначала изучаются.

Помните, что развитие навыков понимания речи у детей с аутизмом требует постоянной практики и поддержки. Будьте терпеливы и поддерживайте ребенка в его усилиях. Вместе вы сможете преодолеть трудности и достичь прогресса в развитии навыков коммуникации.

Подписывайтесь на мой канал "Аутизм: Путешествие в уникальный мир" и вместе мы сможем расширить наши горизонты и преодолеть предубеждения, чтобы создать мир, где каждый человек с РАС может раскрыть свой потенциал и быть полноценной частью нашего общества.