Найти тему
Исследование Писания

ОТКРОВЕНИЕ (ч.28): БОГ ТРУБИТ ПОБУДКУ

(Откровение 8:2, 6-13)

Дети, побывавшие в детском лагере, в числе того, что им там не нравилось, называют и утреннюю побудку: звук горна на заре, заставляющий их проснуться. Этот урок - о Божьей побудке. Люди любят эту божественную побудку не больше, чем дети - звук горна, будящего их своим “Пора-вставать-пора-вставать”.

В нашем предыдущем уроке на сцене появились семь ангелов с трубами:

“И я видел семь ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб... И семь ангелов, имеющие семь труб, приготовились трубить” (Отк. 8:2, 6).

В невдохновенной иудейской апокалиптической литературе имеется рассказ о семи архангелах, которые стоят перед Богом. Это заставляет некоторых исследователей считать, что стих 2 отражает невдохновенную традицию. Однако, если учесть, что и число “семь”, и фраза “стоять пред Богом” в Откровении встречаются достаточно часто, слова “семь ангелов, которые стояли пред Богом” могут и не обладать особым значением. Семь ангелов понадобились, чтобы дуть в семь труб, которые уже были в наличии. Суть не в ангелах, а в трубах.

БОГ ПЫТАЕТСЯ РАЗБУДИТЬ ЛЮДЕЙ - ЖЕЛАЯ ИМ ДОБРА

Когда на горе Синайской Бог давал закон, люди услышали звук трубы (Исх. 19:16-19). Моисей сделал две серебряные трубы, которые служили для того, чтобы созывать людей, трубить тревогу и объявлять особые события (Чис. 10:1-10). В конце концов, звук трубы стал неотъемлемой частью представления о дне Господнем - пришествии Господа для совершения суда (Ис. 27:13; Иоил. 2:1; Соф. 1:16; Зах. 9:14; Мф. 24:31). Когда я думаю о заключительном дне Господнем, я неизменно думаю о “последней трубе” (1 Кор. 15:52; см. 1 Фес. 4:16).

Основным назначением трубы было привлечение внимания. В Отк. 8—11 трубы служат двум особым целям. Первая заключалась в том, чтобы объявить победу народу Божьему. Трубы прозвучали в ответ на молитвы святых, а также после того, как на землю был повержен огонь (8:3, 5). В противоположность семи печатям, которые коснулись как христиан, так и нехристиан (см. напр. 6:9-11), действие семи труб было направлено на “землю” (8:5, 7) - то есть только на “людей, которые не имеют печати Божией на челах своих” (9:4). Когда люди в первом веке читали о семи трубах, им на ум, наверное, приходили семь труб, прозвучавших при победе у Иерихона (Иис. Н. 6:4, 5, 20).

Вторая цель семи труб в Отк. 8—11 заключалась в том, чтобы предупредить нераскаявшихся. Библейский пример использования труб для предупреждения встречается в Иез. 33. В библейские времена города имели дозорных, охранявших городские стены. Если такой дозорный видел приближающегося врага, он трубил в трубу, чтобы предупредить тех, кто находился в городе. Если он трубил, но люди игнорировали его предупреждение, то их кровь была на их головах. Если же он вовремя не подавал сигнал тревоги, то должен был отвечать перед Богом за их смерть (Иез. 33:1-6).

Почему я говорю, что одной из основных целей труб в Отк. 8—11 было предупреждение? Во-первых, на это указывают масштабы действия. Обратите внимание на фразу “третья часть”, в 8:7-12 встречающуюся двенадцать раз (см. 9:15, 18). Основное значение дробных чисел в Откровении - “часть, а не целое”. Г. Хейли отмечает, что “«третья часть» предполагает большое, но не полное разрушение; жизнь все еще возможна”. Поскольку суд был частичным, то наказание было, очевидно, не единственным мотивом. Во-вторых, о предупреждении говорит вдохновенный комментарий, следующий после звучания шестой трубы: “Прочие же люди, которые не умерли от этих язв, не раскаялись в делах рук своих, так чтобы не поклоняться бесам и золотым, серебряным, медным, каменным и деревянным идолам, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни ходить; и не раскаялись они в убийствах своих, ни в чародействах своих, ни в блудодеянии своем, ни в воровстве своем” (9:20, 21).

Ударение на том факте, что люди “не раскаялись”, указывает на то, что звучание труб имело своей целью воодушевить нечестивых раскаяться. Дж. Ладд делает вывод, что Божий суд был “направлен на то, чтобы поставить людей на колени жестокими испытаниями, пока еще есть время принять правильное решение, пока еще не поздно”. Ближайшая цель Бога заключалась не в том, чтобы уничтожить, а в том, чтобы через наказание исправить. Карая, Он приводил к покаянию. Дж. Кэрд пишет: “[Бедствия, возвещенные трубами] - это Божий суд над человеческим грехом, но это не окончательный суд. Они нацелены на то, чтобы привести людей к раскаянию. Когда седьмой ангел звучанием трубы провозгласит, что Бог принял на Себя верховную власть и начал правление, из которого все нечистое должно быть навсегда удалено, тогда и только тогда дверь к покаянию закроется. Это будет время «погубить губивших землю» (11:18), когда уже будет слишком поздно что-либо менять... (22:11). Но до того времени небесные трубы будут трубить тревогу”.

Когда я размышляю о тех людях, которые участвовали в гонениях христиан, меня поражает то, что Бог предоставлял им еще одну возможность раскаяться. Однако мы видели ранее, что Бог дал лжепророчице Иезавели “время покаяться” (2:21). Наш Бог постоянно демонстрирует нам, что значит быть “медленным на гнев” (Иак. 1:19). Благодарите Бога за Его терпение по отношению к нам! (Рим. 2:4; 9:22; 1 Тим. 1:16; 1 Пет. 3:20; 2 Пет. 3:9, 15).

В уроках о трубах я все время буду подчеркивать, что их цель - пробудить людей. В моей стране людей предупреждают по радио или телевизору. В некоторых странах для этого бьют в колокола. Кое-где горожан предупреждают люди, бегущие по улицам. В видении Иоанна системой оповещения служил звук труб.

БОГ ПЫТАЕТСЯ РАЗБУДИТЬ ЛЮДЕЙ - ВНОВЬ И ВНОВЬ

В этом уроке мы будем говорить о первых четырех трубах. Об остальных трех мы поговорим в последующих уроках.

-2

Первые четыре трубы тесно связаны между собой (как и первые четыре печати): первые четыре трубы коснулись людей лишь косвенно - в противоположность последним трем трубам, которые воздействовали на людей непосредственно (см. 9:3, 4). Еще надо сказать, что каждая из первых четырех труб причинила вред определенной части природного мира. В то время люди делили природу на четыре сферы: землю, море, пресные воды и небесные тела. Когда прозвучали первые четыре трубы, пострадали все четыре сферы.

Читая описание разрушительных сил, обрушившихся на землю, мы невольно вспоминаем десять казней египетских, особенно первую (когда вода обратилась в кровь), седьмую (когда с небес упал град и огонь) и девятую (когда на землю опустилась тьма) (Исх. 7:20, 21; 9:23-25; 10:21-23). Ясно, что это не случайное совпадение. Первое серьезное столкновение народа Божьего и общества произошло в Египте, и Египет стал прототипом конфликта между добром и злом (см. Отк. 11:8).

Между назначением десяти казней, посланных Богом Египту, и назначением семи труб можно провести параллель: в некотором смысле, несчастья наказали Египет за его плохое обращение с израильтянами, но их главное назначение заключалось в том, чтобы убедить фараона принять решение отпустить Израиль. Петерсон пишет: “Казни при исходе были не карательными, а очистительными, посланными не для того, чтобы просто навлечь несчастье на фараона, но для того, чтобы заставить его изменить свой образ мыслей, раскаяться”. Трубы тоже должны были побудить грешников к раскаянию.

-3

Первая труба: Бедствие на земле

Стих 7 рассказывает нам, что произошло, когда прозвучала первая труба:

“Первый ангел вострубил, и сделались град и огонь, смешанные с кровью, и пали на землю; и третья часть дерев сгорела, и вся трава зеленая сгорела” (Отк. 8:7).

Мы вспоминаем о седьмой казни египетской: “...И Господь произвел гром и град, и огонь разливался по земле. И был град и огонь между градом. И побил град по всей земле Египетской все, что было в поле... и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал” (Исх. 9:23-25). “Огонь между градом” - это, вероятно, была молния.

У седьмой казни Исхода и первой трубы Откровения много общего: и там, и там град и огонь падали на землю, уничтожая деревья, траву и другую растительность. Седьмая казнь ударила по экономике Египта - так же и первая труба: среди деревьев, о которых идет речь в Отк. 8, наверняка были и фруктовые деревья. Урожай зерновых и винограда был сожжен. Уничтожение пастбищ не могло не нанести урон производству молока, мяса и шерсти.

Однако между седьмой казнью и первой трубой были и отличия. Когда зазвучала первая труба, на землю упали не просто град и огонь. Это были град и огонь, “смешанные с кровью”. В комментариях иногда упоминается туманная историческая ссылка на выпавший “красный дождь”, когда однажды потоки воздуха захватили мелкий красный песок пустыни Сахары, который смешался затем с каплями дождя. Исследователи высказывают предположение, что это явление могло повлиять на образы Отк. 8:7. Те, кто вырос в юго-западной части штата Оклахома, не нуждаются в свидетельствах древней истории в отношении “красного дождя”. Им приходилось видеть, как поднимались целые тучи красной пыли, которые проливались затем на них дождем. Они видели, как с неба текла красная грязь. Чего они не видели, так это чтобы с неба текла кровь. Иоанн видел не дождь, смешанный с красным песком, не потоки красной грязи с неба - он видел кровь, лившуюся с неба. Представьте себе, что вы стоите под открытым небом, в котором сверкает молния, гигантские градины бьют по земле вокруг вас, и теплая, липкая кровь струится по вашему лицу. Именно такая ужасающая картина была нарисована вдохновением.

Самая значительная разница между седьмой казнью и первой трубой заключается в том, что седьмая казнь “побила по всей земле Египетской все, что было в поле” (Исх. 9:25), в то время как первая труба сказалась только на одной трети земли; только одна треть растительности была выжжена. Не забывайте, что это частичное наказание. “Перспектива божественного гнева была смягчена надеждой на милость”, - пишет Рубел Шелли.

-4

Вторая труба: Бедствие на море

“Второй ангел вострубил, и как бы большая гора, пылающая огнем, низверглась в море; и третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла” (Отк. 8:8, 9).

Образ горящей горы зачаровывает исследователей. Одни отмечают, что в Ветхом Завете аналогичный образ был использован, когда речь шла о разрушении Вавилона (Иер. 51:24, 25). Другие думают, что этот символ Иоанну подсказало происшедшее несколькими годами раньше извержение Везувия, когда погибла Помпея, а Неапольский залив пришел в запустение. Третьи считают, что на воображение Иоанна повлияли действующие вулканы, расположенные недалеко от острова Патмос. Однако Иоанн не говорит, что “большая гора, пылающая огнем, низверглась в море”. Нет, он говорит, что видел как бы большую гору. То есть он видел нечто похожее на большую гору, горящую огнем.

Мы не знаем наверняка, что видел Иоанн, да это и не имеет значения. “Как бы большая гора” была просто гигантской декорацией, созданной Духом для драматического эффекта.

Важна не сама гора, а то воздействие, которое она оказала на море: “И третья часть моря сделалась кровью, и умерла третья часть одушевленных тварей, живущих в море, и третья часть судов погибла”. Вспоминается описание первой из десяти египетских казней: “И поднял Аарон жезл, и ударил по воде речной... и вся вода в реке превратилась в кровь. И рыба в реке вымерла...” (Исх. 7:20, 21).

В новозаветные времена благополучие людей во многом зависело от моря. Основные заселенные территории граничили с океаном. Народы жили торговлей с заморскими странами. Рыбный промысел был основным источником питания. Весь мир пострадал бы в случае внезапного потопления третьей части кораблей и гибели третьей части рыбы. Сегодня мы не так зависим от моря, как люди первого века, но и для нас было бы катастрофой, если бы была уничтожена треть флота в мире и погибла треть морских обитателей.

Позже, когда мы увидим, как будут выливаться чаши, ангел объявит, что обращение воды в кровь было справедливым наказанием тем, кто “пролил кровь святых и пророков” (16:6). “Что посеет человек, то и пожнет” (Гал. 6:7).

-5

Третья труба: Катастрофа на водах

Отзвучала вторая труба, и была поражена вода морская, а после третьей трубы - источники вод на суше:

“Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки” (Отк. 8:10, 11).

И вновь хочется отметить, что комментаторы, пытаясь определить значение “большой звезды”, уходят от главного и слишком много усилий тратят на второстепенное: один указывает на то, что подобные слова были употреблены в Ветхом Завете, когда речь шла о падении царя вавилонского (Ис. 14:4, 12). Другой предлагает свой вариант, будто в Откровении царем духовного Вавилона является Домициан, и поэтому большая звезда - это император. А третий в этой звезде узнает какую-то выдающуюся личность из более поздней истории. Кто-то настаивает на том, что это та же самая звезда, которая упоминается в следующей главе и должна, следовательно, обозначать дьявола. Однако эта звезда выполняет роль просто декорации; главное - как она повлияла на источники питьевой воды: “Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки”.

Как зловеще звучит в 8:11 это слово - “полынь”! Однако на самом деле это довольно-таки неприметное растение, трава или полукустарник из семейства сложноцветных, сорняк с сильным запахом и горьким вкусом. Много разновидностей этого растения встречается в Палестине. Вдохновенные авторы пользовались этим названием, когда говорили о горьком плоде неповиновения (Втор. 29:17, 18; Прит. 5:4; Иер. 9:14, 15; 23:15; Плач. 3:15, 19; Ам. 5:7; 6:12). Полынь не ядовита, хотя в видении Иоанна она не только сделала воду непригодной для питья, она превратила ее в яд.

Человек не может долго жить без чистой питьевой воды. Уничтожение одной трети всех запасов пресных вод земли было бы катастрофой. Чтобы оценить последствия этого, представьте себе районы, в которых наводнением или другими природными бедствиями были загрязнены источники пресной воды. Когда такое происходит, то и государственные, и общественные организации спешат доставить жертвам разыгравшейся стихии прежде всего воду. Иначе этим районам не избежать эпидемий, несущих смерть. А теперь представьте, что район бедствия охватил одну треть земли! Даже мысль о такой возможности потрясает воображение.

Хочется прервать наш урок и осудить широко распространившееся загрязнение наших рек, ручьев и других водоемов - и, наверное, такое применение этого стиха к жизненным ситуациям возможно - но этот урок идет дальше презренной практики загрязнения воды: его скрытое значение заключается в том, что грех оскверняет все, с чем соприкасается.

-6

Четвертая труба: Бедствие в небесах

Четвертая труба повлияла на небесные тела - последнюю сферу, которую выделяли древние:

“Четвертый ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была - так, как и ночи” (Отк. 8:12).

До какой-то степени эта труба повторяет девятую казнь египетскую: “Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня” (Исх. 10:22).

У тех, кто пытается буквально понимать сцены этого глобального бедствия, возникают трудности с четвертой трубой: если бы третья часть солнца, луны и звезд была поражена в буквальном смысле, то их излучение уменьшилось бы на одну треть и, значит, нам все равно оставалось бы около двенадцати часов света (ослабленного, но все-таки света), за которыми наступало бы двенадцать часов тьмы (более густой, но все-таки не кромешной). Вместо этого, в видении Иоанна поражение небесных тел привело к тому, что в течение третьей части дня и такой же части ночи света не было вообще.

Такое явное противоречие не беспокоило Иоанна и не должно беспокоить нас. Как отмечает Генри Суит, апостол “стремился произвести желаемый эффект, нагромождая символы и не обращая особого внимания на соответствие деталей друг другу”. Комментарий Леона Морриса бьет прямо в цель: “...Будет большой ошибкой читать видение этого пламенного, страстного и поэтического духа, как если бы это был педантично составленный научный текст. Он рисует живые картины, и несовпадение деталей не имеет ни малейшего значения...”

Главная мысль состоит в том, что поражена была вся вселенная. Солнце - наш основной источник жизни и света на земле. Любое значительное увеличение или снижение интенсивности излучения солнца уничтожит на нашей планете жизнь в том ее проявлении, какое известно нам. Бог использует эти яркие символы, чтобы показать серьезность греха - и призвать грешников к раскаянию!

БОГ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ ЛЮДЕЙ - ЧЕРЕЗ ПРИРОДНЫЕ БЕДСТВИЯ

Толкователи прилагают героические усилия, чтобы обнаружить глубокое значение в символе первых четырех труб. Некоторые из их выводов, возможно, и правильны, но мы можем спокойно думать о первых четырех трубах, как о природных бедствиях на земле, в море, пресных водоемах и атмосфере. К таким бедствиям относятся лесные пожары, песчаные бури, смерчи, наводнения, засухи, снежные бураны и обледенения, ураганы, оползни, землетрясения и извержения вулканов.

-7

Когда мы рассматриваем эти бедствия, сопоставляя их с нашей главной мыслью, что основная цель труб - предупредить людей, то приходим к ошеломляющему выводу: Бог использует природные бедствия, чтобы попытаться убедить людей раскаяться.

Вспоминаю, как однажды субботним вечером температура впервые за всю последнюю зиму опустилась ниже -30°. Когда люди собрались на богослужение в воскресенье утром, погода была основным предметом разговоров - пока мы растирали замерзшие руки, сморкались и жаловались на метровые сугробы от выпавшего снега. Все мы любим поговорить о погоде. Мы жалуемся на погоду. Некоторые пытаются ее предсказывать. Но нам в большинстве не приходит в голову извлечь уроки из погоды.

Наш текст говорит о том, что, когда погода портится, это означает, что Бог пытается научить нас чему-то. Например, Он хочет, чтобы мы поняли далеко идущие последствия греха. Когда согрешил Адам, Бог сказал ему: “Проклята земля за тебя” (Быт. 3:17). Это проклятие не было отменено. Все области природы, о которых мы говорим в нашем исследовании, свидетельствуют, что земля под нами, небеса над нами и все то, что вокруг нас, поражено грехом. Хейли пишет: “Бог создал хорошую землю для блага и пользы человека, и ею обеспечивается жизнь человека. Но человек злоупотребил землей, и теперь она поражена грехом; земля стала частично непригодной для жизни и превратилась в его врага”. Как некоторые из вас убедились в этом сами, природа не всегда является защитником жизни; иногда она разрушает жизнь. Грех отрицательно сказывается на всем, чего он касается.

Кроме того, Бог хочет напомнить нам, что этот мир не является нашим домом. Когда светит солнышко в голубом небе, дует освежающий ветерок и поют птицы, у нас появляется желание оставаться на этой планете вечно. Но тут небо темнеет, налетает ураганный ветер и поднимает в воздух обломки строений и останки людей, и мы вспоминаем, что мы всего лишь “странники и пришельцы на земле” (Евр. 11:13). В такие моменты мы с большим пониманием поем слова старого гимна “Отчизна моя в небесах”. Тогда наши сердца стремятся “водвориться у Господа” (2 Кор. 5:8).

Превыше всего Бог хочет, чтобы мы поняли, что Он является нашим единственным убежищем. Люди иногда думают, что они сами управляют своей жизнью, но вдруг случается беда и обнажается истина: они не управляют жизнью. Наш текст, да и вся наша периодика утверждают, что безопасности нет ни на земле, ни на море, ни в воздухе; беда может разразиться в любом месте вселенной. Поэтому необходимо, чтобы мы искали приюта в Том, кто “нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах” (Пс. 46:1).

Газеты пестрят заголовками о стихийных бедствиях по всему земному шару; журналы сообщают подробности; телевизионные программы позволяют нам лично увидеть катастрофы и их последствия. Однако ни одно из этих средств массовой коммуникации не говорит нам, что это Бог допустил такие бедствия, чтобы привлечь наше внимание.

Постарайтесь понять меня правильно. Рим. 2:4 утверждает, что “благость Божия ведет тебя к покаянию”. Бог проявляет Свою любовь к нам тысячей различных способов, наивысшим среди которых было то, что Он дал нам Сына Своего (Ин. 3:16) - и Он бы хотел, чтобы люди ответили на эти проявления любви. Однако когда люди игнорируют Его проявления любви и заботы, Бог не сдается. Когда исчерпаны уже все возможности, Бог посылает несчастья, чтобы разбудить людей от их духовной спячки.

Бог пытается сделать то, что делает большинство из нас, родителей: использует все имеющиеся средства, чтобы заставить наших детей поступать правильно. Мы демонстрируем нашу любовь к нашим детям в надежде, что это удержит их на правильном пути. Иногда это не срабатывает; и тогда мы предупреждаем наших детей о возможных последствиях того, что они делают неправильно - так же, как Бог предупреждает нас в Своем Слове. Бывают случаи, когда и этого мало. И тогда мы должны наказывать наших детей - не потому, что мы их ненавидим, а потому, что мы их любим и хотим, чтобы они выросли ответственными гражданами и преданными христианами. Точно так же Господь “кого любит, того наказывает” (Евр. 12:6). Мне нравится, что по этому поводу сказал Майкл Уилкок: “Пусть никогда не говорят, что Бог не сделал всего, что было в Его силе, вплоть до разрушения Своей когда-то совершенной земли, чтобы образумить людей”.

Один брат из другой страны рассказывал, что видел, как смерч двигался к городу и направлялся прямо к зданию школы, которая находилась на окраине города. В школе торнадо заметили слишком поздно, чтобы вывести детей в безопасное место, и поэтому учителя велели детям прятаться под партами. В последний момент смерч резко повернул и обошел город стороной. Позже одна маленькая школьница сказала его матери (которая работала учительницей в той школе): “Тогда я первый раз в жизни молилась”. Подозреваю, что в тот день Господне ухо уловило много новых голосов.

Мой многолетний опыт проповедования показывает, что во время бедствия о Боге вспоминают многие из тех, кто редко думает о Нем, когда все хорошо. Во время моего служения в другом городе интерес к Нему и энтузиазм достиг своего апогея, когда сгорело здание нашей церкви. Эту характерную черту человечества нельзя назвать похвальной, но она существует - и Господь признает ее.

Звучанием труб Бог непосредственно пытался разбудить Рим и заставить граждан этой нечестивой империи покаяться, но это предупреждение применимо и к грешникам в любом веке, как в церкви, так и вне ее.

Билли Сандей был известным проповедником, помогавшим возрождению церквей. Перед тем как ехать в какой-либо новый город, он обращался с письмом к какому-нибудь известному представителю городской администрации, в котором просил его прислать список тех, кто нуждается в духовной помощи. Когда он с такой просьбой обратился к мэру города Нью-Йорка, последний выслал ему городской телефонный справочник. Если бы пришлось составлять список тех, кто время от времени нуждается в Господней побудке, там, вероятно, были бы все наши имена.

В звучании труб есть урок и для нас с вами. Когда беда ставит меня на колени, я оказываюсь там, где Бог хочет, чтобы я был, и это самое лучшее положение, чтобы воззвать к Нему: “Боже! Будь милостив ко мне грешнику!” (Лк. 18:13).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После того, как прозвучали первые четыре трубы, Иоанн продолжил:

“И видел я, и слышал одного ангела [орла], летящего посреди неба и говорящего громким голосом: горе, горе, горе живущим на земле от остальных трубных голосов трех ангелов, которые будут трубить!” (Отк. 8:13).

Слово “горе”, сказанное трижды, подразумевает последние три трубы (см. 9:12; 11:14). Какими разрушительными ни были первые четыре трубы, худшее еще было впереди!

В нашем следующем уроке мы продолжим изучение семи труб. Сейчас же я хотел бы, чтобы вы подумали о том, какое значение это имеет лично для вас. Пытался ли Господь пробудить вас недавно звуком трубы? Если да, то я молюсь о том, чтобы вы не затыкали уши пальцами. Если вам нужно раскаяться и принять крещение, сделайте это сейчас (Деян. 2:38). Если вам нужно покаяться и молиться (Деян. 8:22), то сейчас самое подходящее время. Вспомните, как Господь предупреждал церковь в Сардисе: “Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти... Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя” (3:2, 3; см. также Рим. 13:11; Еф. 5:14; 1 Фес. 5:6).

Церковь Христа