Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

Что такое контрапост?

Контрапостом в искусстве называют прием изображения человеческой фигуры, при котором положение одной части тела в пространстве противопоставлено положению другой. Контрапост позволяет передать напряжение неподвижной фигуры. Он возникает, когда плечевой пояс и таз наклонены в противоположные стороны. Линия фигуры в этом случае изгибается — такое положение тела передает внутреннее движение и делает позу естественной. Этот прием изобрели скульпторы античной эпохи. Именно эффект передачи «живого» движения в скульптуре отличает классические произведения от работ эпохи архаики. Изобразить человека в движении мастера пытались начиная с VII века до нашей эры. Чтобы придать статуям динамику, мастера стали изображать моделей с выдвинутой вперед ногой. Однако в подобных скульптурах движения все равно не было, поскольку нога стояла на земле всей подошвой, а тело оставалось статичным. Со временем скульпторы начали экспериментировать с другими элементами — согнутыми в локтях или поднятыми руками, по

Контрапостом в искусстве называют прием изображения человеческой фигуры, при котором положение одной части тела в пространстве противопоставлено положению другой.

Поликлет. Раненая амазонка. Римская копия греческого бронзового оригинала около 430 года до н.э. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Поликлет. Раненая амазонка. Римская копия греческого бронзового оригинала около 430 года до н.э. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Контрапост позволяет передать напряжение неподвижной фигуры. Он возникает, когда плечевой пояс и таз наклонены в противоположные стороны. Линия фигуры в этом случае изгибается — такое положение тела передает внутреннее движение и делает позу естественной.

Борис Свинин. Вода. 1979. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск
Борис Свинин. Вода. 1979. Дальневосточный художественный музей, Хабаровск

Этот прием изобрели скульпторы античной эпохи. Именно эффект передачи «живого» движения в скульптуре отличает классические произведения от работ эпохи архаики. Изобразить человека в движении мастера пытались начиная с VII века до нашей эры. Чтобы придать статуям динамику, мастера стали изображать моделей с выдвинутой вперед ногой. Однако в подобных скульптурах движения все равно не было, поскольку нога стояла на земле всей подошвой, а тело оставалось статичным. Со временем скульпторы начали экспериментировать с другими элементами — согнутыми в локтях или поднятыми руками, поворотом головы. Но торс статуй все еще оставался неподвижным.

Дорифор. Реконструкция на основании мраморных римских копий с греческого бронзового оригинала работы Поликлета около 440 года до н.э. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Дорифор. Реконструкция на основании мраморных римских копий с греческого бронзового оригинала работы Поликлета около 440 года до н.э. Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва

Новую эпоху в скульптуре открыл мастер дорийской школы Поликлет. В 450−440-х годах до нашей эры он создал скульптуру «Дорифор». Нога у изображенного им копьеносца отведена назад, благодаря чему возникает ощущение, что статуя делает шаг. Свободная нога скульптуры касается земли только кончиками пальцев. Плечевой пояс чуть наклонен в противоположную тазу сторону, благодаря этому Поликлет добился того самого эффекта внутреннего движения.

Финальный этап развития контрапоста пришелся на эпоху поздней античной классики. В этот период скульпторы стали добавлять своим героям третью точку опоры — например, дерево или пьедестал. Этот прием позволил создавать еще более естественные и вместе с тем сложные позы. Первым его использовал скульптор из Афин Пракситель в работе «Аполлон Савроктон» в 350−340-х годах до нашей эры.