Евдокия Васильевна Панова родилась в деревне Нокшино, которая в то время входила в состав Чебсарского района Вологодской области (сейчас – Шекснинский район). Евдокия с детства была хорошей рукодельницей, мать научила ее шить, вязать, вышивать. Когда девочке было 12 лет, мать умерла, и у маленькой Евдокии и ее братьев появилась молодая мачеха. Обстановка в семье была сложной, отец начал выпивать. Евдокия не пошла в школу, читать и писать выучилась сама, а еще хорошо рисовала и очень любила шить. К пятнадцати годам шила сарафаны и себе и подругам, и не просто шила, а украшала вышивкой и бисером. Хорошо вязала, сама придумывала узоры.
Евдокия Васильевна вышла замуж в 19 лет за Петра Александровича Панова, талантливого столяра. Молодые переехали жить на хутор – построили дом в километре от Нокшина. Обзавелись большим хозяйством и детьми.
В 1933 году началось переселение с хуторов, и семью Пановых отправили в Нальчик, в Кабардино-Балкарию. Но их тянуло домой, на север, и вскоре вернулись в Вологодскую область, построили дом в Чебсаре. Вместе большая семья Пановых прошла через войну, и трудные послевоенные годы. В 1956 году Евдокия Васильевна похоронила мужа. В 1972 трагически погиб ее младший сын. И в этот тяжелый момент, чтобы пережить потерю, Евдокия Панова занялась ткачеством на самодельном ткацком станке. Из остатков пряжи, лоскуточков ситца, шелка, трикотажа она творила чудеса. Сама рисовала, делала наброски по памяти, эскизы. На некоторых картинах можно увидеть исчезнувшие с лица земли храмы, церкви, например, Благовещенскую церковь в Любомирове, где она венчалась.
11 декабря 1995 года Евдокия Васильевна умерла от сердечного приступа в возрасте 88 лет. Большая часть ее работ осталась в Вологодской области, за исключением нескольких панно переданных художницей музеям в Суздале и Санкт-Петербурге.
Ее работы начиная с 1980-х годов демонстрировались на выставках в Англии, Финляндии, Франции, Индии, в выставочных залах Вологодской области. Персональные выставки прошли в Вологде (1996), Иваново (1996), Грязовце (1998), Выборге (2004), Вологде (2012). Среди самых известных работ Евдокии Пановой – полотна «Свадебный поезд», «Праздник урожая», «Гулянья», портреты Пушкина, Натальи Гончаровой, «Раскулачивание. 1929 год» и др.
Произведения художника находятся в коллекциях Вологодской областной картинной галереи, Вологодского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Череповецкого музейного объединения, Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповеднике «Царицыно», в частных собраниях в России и за рубежом.
Эта женщина прожила большую жизнь, много горя в ней было. Уже в преклонных годах случилась у нее трагедия, которая едва не лишила женщину разума - умер любимый младший сын. Чтобы не сойти с ума, Евдокия Васильевна начала ткать. И проснулся у нее удивительный дар: делать на ткацком стане настоящие картины. Ткала она БЕЗ ВСЯКИХ ЭСКИЗОВ (!), просто по памяти.
Это был 1972 год. Техника изготовления простых домотканых половиков, которая издавна была всем известна, неожиданно оказалась чем-то большим... Искусством.
Да, вот так и выткала она свою судьбу в половиках. Скопленное в душе и в памяти за сорок лет выплеснула в мир. Её тканые картины-половики расскажут многое и о деревне, и о ней самой: «Детство», «Посиделки» (1994), «Купание» (1993), «Деревня» (1991), «Сенокос» (1990), «Свадебный поезд» (1989), «Жду свидания» (1990), «Раскулачивание» (1995-2001). Последний тканый цикл, пожалуй, самый горький: фигуры ее деревенских героев — это позы плача и отчаяния. А сами работы исключительно документальны. Она всё видела своими глазами. Источник
Очень интересно и то, что художница-крестьянка никогда не делала предварительные эскизы, но создавала картину сразу, целиком. Видела «внутри себя». Ткать свои чудо-половики на домашних кроснах она могла или снизу вверх, или «боком». Но при этом, все ее работы отличаются точной композицией, нарядностью цветовой гаммы и гармонией. Работая, увлекалась так, что и о сне, и о еде забывала, как свидетельствует ее дочь.
Половики народной художницы не собраны в одну коллекцию: продавала она их за копейки, многие дарила. Но всё же в фондах Вологодского музея-заповедника хранятся тридцать три её работы — целая энциклопедия народной жизни, наполненная добротой, трудом, высоким переживанием жизни, долгой и непростой: Евдокия Васильевна прожила 91 год. Кто-то из посетителей выставки, посвященной 100-летию художницы, назвал ее тканые половики «дорожками в небо». Источник
Впрочем, она жила и в то время, когда Гоголя и Пушкина не просто с «базара понесли», но и поняли, и полюбили. Евдокия Панова делает тканые портреты Пушкина и Натальи Гончаровой, а также удивляет народ жанровыми композициями «Дуэль» и «Святогорский монастырь». Привлекла ее и старушка-мать вологодского писателя Александра Яшина, которая изображена сидящей на лавочке у своего дома. И конечно, соткала из ярких лоскутов портрет мужа Петра и дочери, свой автопортрет и «портрет» дома в Чёбсаре. Источник
Евдокия Васильевна работала много лет, не поднимая головы, чтобы отвлечься от горестных мыслей, и «половичков» успела сделать немало. К сожалению, большАя часть их сгорела вместе со старым зданием Шекснинского музея. Часть сохранилась в Вологде. Часть, кажется, в Русском музее выставлена, в Питере. Еще немного - вот здесь, в новом музее Шексны. Выставлялись тканые картины Пановой даже в Лувре. Действительно, удивительное чувство цвета, особый стиль, спокойная северная красота. Храмы, дома, пейзажи, сюжетные всякие зарисовки. Некоторые полотна - несколько метров длиной.