Хотя Кавказ не является моей основной тематикой, все же, автор решил рассказать о поездке, тем более, что она получилась удачной. К сожалению, хорошая мысля приходит опосля, а потому я не сразу догадался делать необходимые фотографии. И некоторые вещи придется объяснять на словах. Но не все, кое-что все-таки запечатлел))
Для начала краткое резюме, об остальном буду говорить по порядку:
- город ухоженный, город новый – но это неудивительно, после двух войн его пришлось восстанавливать полностью. Многое до сих пор там строится, в том числе, в самом центре. Я бы не сказал, что только на него в Чечне тратятся деньги – кажется, их примерно одинаково распределили на все объекты в республике. В целом, кроме трех шикарных мечетей и нескольких небоскребов тут нет каких-то грандиозных объектов. Но чисто в среднем все выглядит хорошо. Думаю, Грозный несколько «гламурнее» многих городов РФ с населением в районе 300 тысяч жителей. Но города от 400 тысяч и выше обычно лучше. Зато тут всегда прибрано и все новое – нет старых и обшарпанных зданий;
- надписи и фотографии, посвященные обоим Кадыровым и Путину есть, но сосредоточены в центре, в основном, на главной улице. В целом, они как-то не сильно бросаются в глаза. По главной же улице по очереди висят чеченские и российские флаги. Несколько меньше, чем в других городах, агитации, связанной с Z и V. В целом, совершенно обычный российский город, хотя в архитектуре и оформлении тут попробовали поиграть с кавказским/чеченским стилем. К сожалению, мода на большие красные пятые точки дошла и сюда)));
- экскурсовод нам сказала, что тут примерно 20 % русского населения. Только не помню, это относилось к Грозному или ко всему региону. Понимаю, что мы были в центре и рядом ходили другие тургруппы, но визуально мне показалось, что это действительно примерно так. Были славяне в церкви, ходили по улицам, были они среди работников комплекса «Грозный-сити»;
- город действительно привык к туристам и даже немного рассчитывает на них – во многих местах продаются сувениры. Туристы вообще не вызывают никакого удивления, относятся к ним очень спокойно. Без проблем можно подойти к местному и начать разговор – в течение поездки я в разных местах вел светские беседы с бабушкой и дедушкой;
- люди действительно хорошо знают русский язык, но между собой говорят по-чеченски;
- вообще не было никакого чувства опасности и даже малейшей агрессии в течение всей поездки. Но было видно, что кадыровцы бдят: в туристических местах ходят люди в какой-то полувоенной форме, на одной руке нашлепка в виде флага ЧР, на другой – в виде российского флага. На смотровую вышку ровно в 9 часов приехал один такой парень – прогулялся, все осмотрел, и поехал обратно;
- по меркам моего города, цены довольно низкие. Независимо от их вида, магнитики стоят 100 рублей – я как-то привык, что у нас они от 150-ти. В ресторане поел на 1200 рублей, включая коктейль, суп и шашлык из баранины. На 600 рублей я получил триста грамм шашлыка – в нашем городе было бы сильно дороже;
- чеченские мужчины выглядят, как все кавказцы – разве что, многие носят бороды в стиле КРА и его окружения. Все женщины соответствуют кавказским требованиям скромности, но примерно треть из них (чаще – молодые девушки) предпочитают обычную современную городскую одежду и никак не покрывают головы. Другая треть тоже одевается вполне обычно, но использует исламский платок – хиждаб. Еще треть предпочитает исламский стиль в том виде, в котором его понимают кавказцы – длинные балахоны и платки. Никаб, т.е., головной убор, оставляющий открытыми только глаза, за весь день видел дважды: один раз это была совсем молодая девушка, другой – женщина чуть старше средних лет.
Итак, это была дневная экскурсия, хотя в самом городе мы провели около пяти часов. Началась она с посещения «главной высоты» (не знаю, как правильно называется это место), откуда можно было сверху посмотреть на город. К сожалению, был сильный туман, и мы мало, что разглядели. Зато после долгой поездки получили возможность перекусить))
Но было ясно, что город состоит из неплохих и достаточно новых зданий и преимущественно одноэтажный – чеченцы, как и все кавказцы, предпочитают жить не в многоквартирных, а в частных домах. Совсем старых мест тут нет – Грозный почти на 100 % был разрушен в 1990-х годах. Чуть пообщался с местными, с виду, это были отец и сын. Парень был в военной форме, на шее татуировка – поэтому, несмотря на кавказскую внешность, вряд ли это был чеченец. Оба вежливо попрощались, хотя разговаривал только со старшим.
Затем мы поехали непосредственно в город и встретились с нашим гидом. Это была симпатичная женщина средних лет по имени, ну, допустим, Ада. Одета она была во все черное, но не в исламском, а в современном стиле, хотя и с некоторыми отступлениями в сторону кавказской скромности: длинная юбка, короткая куртка и я не знаю, не силен в названиях женских вещей, что-то вроде блузки с капюшоном. Это было немного похоже на исламский платок, хотя формально им не являлось.
Экскурсия началась с посещения храма Михаила Архангела – симпатичной, но небольшой церкви, единственной из сохранившихся в городе. Правда, поблизости от него есть еще церкви или, скорее, часовни, на территории двух военных частей. И еще одна строится или собирается строиться.
Во время двух войн храм частично разрушили, иконы и другие ценные вещи были перевезены в соседние епархии или утеряны. Указ о восстановлении дал лично КРА, сразу после того, как стал во главе республики. Сейчас там все давно в порядке, ведутся службы. На входе металлодетектор, а при нем – двое русских бойцов с автоматами, хотя в других местах охрана из чеченцев. В самой церкви находилось довольно много верующих, хотя и в это время не было службы. Как всегда, это были пожилые женщины, многие кавказской внешности. Наверное, осетинки, ну или мало кто на Кавказе исповедует христианство.
Затем пошли гулять по городу – было видно, что за ним хорошо следят. Много клумб и цветов, хотя, конечно, красоту было сложно оценить в начале марта. Ада в начале прогулки подняла с асфальта и положила в урну брошенный черный пакет. В принципе, я и до этого слышал такое о чеченцах. Причем, от других кавказцев, которые говорили нечто вроде: «Вот, есть же нормальные люди, заботятся о чистоте».
Немного погуляли и понялись на смотровую площадку комплекса «Грозный-сити». Одна из сторон была закрыта красной лентой – в том направлении находилась городская резиденция главы региона. Туда можно было смотреть, но нельзя фотографировать. Хотя, при желании, я бы мог (но не стал) это сделать. Там был охранник, но следил не очень строго. Понравилось здание – копия исламской святыни Каабы. Жаль, что нельзя было рассмотреть поближе. Тем более, что автор не мусульманин и в Мекку его не пустят))
В это время уже не было тумана, можно было разглядеть весь город. Первое впечатление подтвердилось: за исключением центральных улиц он почти полностью одноэтажный. Там же, прямо рядом с небоскребами, была большая пустая площадка. Там, по всей видимости, еще что-то начинают строить, но делают это очень небыстро.
Дальше мы двинулись к большой мечети «Сердце Чечни», расположенной, что характерно, в центре города на проспекте Путина. Общее впечатление: красиво, необычно, интересно, но эта мечеть мне понравилась меньше всего из тех, о которых расскажу чуть попозже. Кстати, больше всего во всех трех понравились люстры и ковры – мягкие, удобные, приятные на ощупь.
Мы успели войти внутрь прямо перед молитвой и, сразу как вышли, туда начал сходиться народ, довольно много, мужчины и женщины. Все желающие из нашей группы посетили уборную – с виду все приятно и чисто, но сами туалеты сделаны в восточном стиле. Кто не понимает – в виде дырки в полу. Поэтому, несмотря на то, что там все убирается, все равно есть небольшой запах. Как это выглядит, покажу позже, тут я ничего не снимал.
Затем нам дали час свободного времени, и я решил зайти в ресторан. Забегаловка называлась Grill House Grozny – вполне приятное, кстати, место. Я занял один из последних столов, и после того, как они закончились, людей уже не пускали. Заказал обычный мохито, шурпу и шашлык из баранины и осетинский соус цахтон. Шурпа и чесночный соус у чеченцев носят какие-то местные названия, но мы с официантом поговорили и друг друга поняли.
Все вместе это стоило 1200 рублей – на мой взгляд, очень недорого. Особенно, если учитывать, что я заказал 300 грамм шашлыка. Думаю, в моем городе это бы стоило минимум на 500 рублей дороже. Кстати, перед заказом я уточнил, какие блюда могут принести быстро, т.к. мне нужно было поесть за час.
Примерно за 30 минут они справились, учитывая, что ресторан был до конца полон. Я не знаю, мог ли бы на такое рассчитывать в любом заведении у себя дома. Один раз в жизни попал в такую ситуацию, и тогда обслуживания пришлось ждать около часа. Правда, это был форс-мажор: во время парада 9-го мая пошел холодный дождь, люди ломанулись в близлежащие забегаловки, и персонал не справился. Конечно, там в обычное время не бывает таких аншлагов. В «Гриль хаусе» он случился, и все было на высоте.
Затем поехали смотреть на мечеть имени Аймани Кадыровой, матери КРА. Расположена она в Аргуне, в десяти километрах от Грозного. Но мне не показалось, что он находится как-то отдельно, по большому счету, это пригород. Вот эта мечеть мне действительно понравилась – видимо, Рамзан Ахматович очень любит маму)) Наверное, дело в цветовой гамме – там преобладали зеленый и красный, мои любимые цвета.
Дальше поехали в Шали, чтобы посетить мечеть «Гордость мусульман», самую крупную в Европе и самую большую из тех, что построил Кадыров. И она действительно велика, даже немного подавляет своими размерами. Сложно сделать снимок так, чтобы все нужное попало в кадр, особенно, если с прилегающей территорией.
На подходе нам попался мальчик-цыган, просил сто рублей на хлеб – я его обошел, остальные, вроде, проигнорировали. Пока искали вход, покормил кота – он тут был довольно ухоженный и упитанный. На кошачий корм, который у автора почти всегда с собой, не сразу с реагировал. Вместо этого побежал к сидевшей на скамейке чеченской бабушке – я с ней немного поговорил, мы посмеялись, что кот оказался такой непонятливый))
Затем зашли внутрь, как раз шла молитва. В «Сердце Чечни» экскурсовод перед ней посоветовала нам поторопиться, но тут никто не был против, когда мы зашли вместе с верующими. Действительно очень красиво пел муэдзин – у мусульман, кстати, это считается видом искусства. Пока люди молились, фотографировать нам не рекомендовали, но после я сделал несколько снимков. Несмотря на огромные размеры мечети, пока мы были там, в намазе участвовало около 20-ти человек, причем, люди то приходили, то уходили. Мне это показалось немного необычным, но раз все так делали, значит, все правильно. На выходе было несколько ящиков для хранения – я спросил у охранника, для чего они, он ответил, что, в основном, там оставляют оружие. Специфика прошедшей войну республики, где местные власти до сих пор озабочены безопасностью))
Кстати, перед мечетями стоят металлоискатели, в двух из трех вход для мужчин и женщин был раздельный – дамы могли любоваться красотами со второго этажа. В двух из трех на входе присутствовали охранники, в мечети Аймани Кадыровой, кажется, их вообще не было. Барышень там просят надеть балахон в немного цыганском стиле – говорят, несколько лет назад для общего пользования были розовые накидки))) Мужчины должны просто разуться на входе и зайти внутрь в носках. Вообще, очень удивило, что на посторонних в мусульманских храмах никто внимания практически не обращает. Наверное, к туристам привыкли.