В эфире передачи "Экономика по-русски" Михаил Хазин и Дмитрий Пищальников обсудили проблемы бизнеса:
Михаил Хазин: Если мы говорим о российском предпринимательстве, то тут все еще хуже, потому что даже предыдущую революцию, которую на Западе совершили в 60-е и 70-е годы, а в СССР ее тоже совершили в 70-е и 80-е, мы игнорируем.
Сейчас же нас ждет новая революция. И вот это очень интересно, потому что, в отличие от предыдущей, как это называется, повышение производительности труда, это, в общем, происходит в рамках старой психологической модели.
То есть надо работать над собой, но это скорее волевые вещи, чем психологические. Модель, все та же самая. А вот сейчас будет меняться модель.
И по этой причине те, кто этого не понимает, они оказываются в сложном положении. Беда состоит в том, что мы не видим тех изменений, которые происходят на Западе. То есть я пытаюсь их показать в макроэкономических вещах, ну, например, такой самый простой пример, который просто бросается в глаза.
Соединенные Штаты Америки последний месяц активно демонстрируют, что у них начался экономический рост. И хотя тут есть споры, вот глава Центробанка России на Набиуллина говорит, что произошла у них мягкая посадка. Пауэлл в своем последнем выступлении сказал о том, что нет, мягкой посадки еще нет, но все не так плохо.
А вот, например, данные по продолжительности трудовой недели в Соединенных Штатах Америки показывают, что не просто кризис, а очень сильный кризис, потому что произошло резкое падение продолжительности трудовой недели. И тут хочется вспомнить старый анекдот про Рабиновича в бане, которому друзья говорят, Рабинович, вы или крестик снимите, или трусы наденьте.
Потому что невозможно либо экономический рост, либо снижения продолжительности трудовой недели одновременно не бывает. И вот по этой причине я обратился к Дмитрию Пищальникову, который только что приехал, тут как бы мы возьмем себя в руки и не будем завидовать, приехал из Италии, куда он довольно часто ездит.
Дмитрий Пищальников: Приходится держать руку на пульсе, покупать запчасти…
Михаил Хазин: Покупать запчасти, смотреть и т.д. И, соответственно, по этой причине я очень прошу рассказать нам, что на самом деле происходит в Италии. Отвечу сразу, что с точки зрения технологии и культуры производства, Италия, ну, вторая страна в Европе. С учетом нынешнего состояния дел в Германии, может быть, скоро станет и первой.
Дмитрий Пищальников: Ну, культура производства и экономический результат — это немного разные вещи. Немцы очень дисциплинированы, технологичны. Но они действительно очень хорошо занимаются вопросами организации труда. И это у них порядок во всем очень-очень виден.
На сегодня они попали под сильнейший удар.
Михаил Хазин: Молодого человека Дениса, который тут у нас был недели три назад, можно их в производительности перещеголять даже у нас.
Кстати, я прошу прощения, которую сделал на своем предприятии Денис, была проведена под руководством Дмитрия.
Дмитрий Пищальников: Вообще, это уникальный кейс, который показывает разницу потенциалов. Вот у нас существует замечательная идея, национальный проект по производительности труда, который многие у нас участвуют в стране, показывают неплохие результаты. Но они могли быть в разы выше, если бы двигались чуть-чуть другим путем и добавили бы то недостающее в программе, то, что было реализовано в компании Мясницкий ряд. Они большие, молодцы. Я думаю, что они будут развиваться дальше. И в этом смысле у них есть мощное конкурентное преимущество. Даже несмотря на все сложности и внешние условия, они продолжат развиваться. Но это касается, могло бы касаться, в том числе, и экономики Германии, они могли бы развиваться.
Но, к сожалению, вот вы сейчас говорили про психологию предпринимателя, он все-таки ограничен его изменения, психологические изменения, они ограничены реальной жизнью. Хочешь, не хочешь, тебе нужно зарплату платить. Неважно там какие стратегические изменения, почему предприниматели может голову поднять в большинстве случаев, особенно в России. Потому что каждый день нужно платить заработную плату, платить налоги, платить проценты по кредитам. А эта изменяющаяся процентная ставка, то 4,5, то, извините, 25.
Михаил Хазин: Остановиться нельзя.
Дмитрий Пищальников: Нельзя, невозможно.