Найти тему

Забытый педагогом особенный ребенок, который всё помнит

Оглавление

Думаю, любому педагогу: учителю, воспитателю, преподавателю или тренеру - приятно через много лет встречать бывших учеников и воспитанников. Особенно тех, с которыми связаны приятные воспоминания.

Сразу просыпаются в памяти их успехи, поступки, какие-то интересные события, которые когда-то давно проникли в самое сердце, но по прошествии лет эмоции немножко уснули, хоть в сердце так и остались.

Вот даже знакомые учителя начальных классов, которые сами уже давно бабушки - и те помнят каждого своего ученика по имени и фамилии, если мы будем перебирать фотографии их выпусков разных лет.

А бывает и такое, что сами дети (бывшие ученики) помнят гораздо меньше того, о чем помнит их наставник!

Но это я говорю о тех наставниках, которые несколько лет подряд, ежедневно проводят время с одними и теми же детьми (классные руководители или воспитатели группы, которую ведут от младшей и до школы).

У нас на работе - всё по-другому

В социальном спецучреждении для детей с особенностями развития, где я работаю (веду кружковые занятия), вот так поголовно запомнить всех-всех детей, которые к нам приезжают в стационары и посещают наши занятия, практически невозможно.

Во-первых, состав воспитанников обновляется каждые 3 недели, во-вторых, одни и те же дети приезжают на курс с интервалом минимум в полгода. А в-третьих… тот же психолог или педагог по музыкотерапии едва ли смогут крепко запомнить каждого ребенка за 2-3 занятия в неделю за один курс, учитывая, что и детей в смене в разы больше, чем обычном школьном классе.

Но всё равно, некоторых мы очень хорошо запоминаем!

Учитывая особенности нашего ну ооочень "специфического" контингента (ментальные, двигательные и прочие нарушения), мы с коллегами-педагогами можем ярко запомнить только тех ребят, которые когда-то совершили что-нибудь невероятное, удивили, а то и поразили.

И не всегда это какой-то талантливый художественный номер, или искусно изготовленная поделка, или с легкостью выполненная математическая задачка под звездочкой, предложенная дефектологом ради интереса... ибо это всё для обычных ("нормотипичных") ребят - раз плюнуть, а для особенных - это даже очень выдающееся событие, которое педагог сто процентов запомнит!

Ну и, конечно, запоминаются поступки выпиющие, вырывающиеся просто за грань общественных норм, даже в таком специфическом коллективе. Если что, то метание стульев, кусание специалиста и нападение с кулаками на воспитательницу - уже не входят в группу вопиющих поступков, а являются вполне обычными и привычными.

А запоминаются те поступки (ну и, соответственно, дети, которые их совершили), которых мы раньше не видели и не наблюдали:

  • Например, маленькая "диковатая" девчонка, которая в вестибюле грызла чужие мужские кроссовки, оставленные кем-то в обувном ящике
  • Или мальчик, который стащил ключ от кабинета из ящика стола, а потом запер дверь снаружи вместе с педагогом и несколькими ребятами, сидевшими на занятии.
  • Или два брата-акробата, которые вытащили из высокой ниши в стене закрепленный(!) огнетушитель и стали возюкать им по полу (оооо, воспитателей тогда чуть г-н Кондратий не обнял, оттащили вовремя, тьфу-тьфу-тьфу).
Вот ЭТИХ товарищей я помню прекрасно, могу и имена-фамилии назвать, и даже из каких поселков они к нам приезжали, хоть прошло уже много времени… помню чётко, вот прямо как те "учительницы-бабушки"!

Конечно, мне до бабушки еще жить да жить (по возрасту - еще слишком рано, по удаленности от пенсии - тем более, а социально и юридически - это уже от сыночка будет зависеть).

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Но уже сейчас испытываю щемящие чувства, когда к нам в стационар приезжают те ребята, которые были здесь давным-давно, когда я только начинала здесь работать.

Так странно и даже неловко, когда ты знал их еще писклявыми дошкольниками или младшими школьниками, а тут перед тобой они же, только уже больше похожи на тёть и дядь, чем на девочек и мальчиков. А в журнале приема читаю: 2005 или 2006 год рождения! Огооо, как же давно это было!

И тут же начинаешь "прокручивать" у себя в голове:

Тааак, до чего же знакомое лицо! На кого же он(а) так похож(а)? То ли он(а), то ли не он(а)! Мммм… Значит, раз он(а) тут был(а), значит не совершил(а) ничего сверхъестественного. Но вот… не помню точно! Никак не вспомню!

Вот так и получилось с Кириллом

Пришел на первое кружковое занятие (по оригами) высоченный парнище с усами и огромными руками. Ах да, руки… помню, еще в те добрые времена, когда в наше учреждение приезжали большей частью ребята с двигательными нарушениями, а не ментальными, было у нас несколько мальчиков вот с такими руками (4-й и 5-й пальцы на обеих руках - "нерабочие")... Но вот не помню, не помню я самого Кирилла как воспитанника, хоть и лицо его (изрядно возмужавшее) кажется очень даже знакомым. Хотя, когда он представился, его фамилия мне ни о чем не говорила.

Но теперь-то я этого парня запомню точно!

Ведь теперь пришел ЕГО черёд меня удивлять. И ведь удивил!

Не песнями-плясками, не поделками, не хорошими манерами (хотя они, несомненно в нем тоже есть), а… ПАМЯТЬЮ! Тем, как он всё помнит, всё, что происходило с ним в те годы, когда он лежал в нашем стационаре ребенком. До мельчайших подробностей!

Столик и угол

Когда Кирилл зашел в кабинет, первое, на что он посмотрел это был столик для занятий с малышами. Подошел он поближе, ухмыльнулся, что этот столик ему по-колено и сказал:

- О, я помню, как за этим столом у вас занимался, там еще под ним номер должен быть - сорок-десять-три шестерки! Ага, и еще угол у стола был обкусанный!

Вот это даааа! А ведь и впрямь - такой номер! Именно такой инвентарный номер у столика! Как он мог это запомнить, если мы даже не заостряем на занятиях внимание на такие вещи?! А угол? Его вообще сейчас не видно (столик у окна стоит и вплотную к занавеске прижат, как раз некрасивым уголком, и номер инвентарный - как раз на той "не видной" стороне).

Да и, черт возьми, не помню я, как он у меня занимался! Ну, наверное, потому что нормально занимался, без "выкрутасов".

Еще и неудобно перед Кириллом стало за наш кабинет и за учреждение: это ж за столько лет в кабинете так и не поменяли мебель, агааа?
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Готовимся к "Масленице"

Кстати, Кирилл - парень инициативный, сам захотел в спектакле "от сотрудников", как взрослый человек, сыграть скомороха! А мне говорит:

- А помните? Я, когда маленький был, на Масленице снеговика играл? А вы тогда Зиму играли, у вас еще волосы светлые были. Ну помните, вы тогда песню про снеговика пели, а я танцевал с Дианой?

Блин, с какой Дианой? Да, конечно, я песенки пела на каждом празднике, и про снеговика пела, это уж я точно помню. И брюнетка я - только с 2018 года, а до этого всегда светлая была. И Зиму я играла неоднократно!

Честно, но "смягчив удар", Кириллу отвечаю:

- Извини, но мне нужно для начала "перетрясти архивы" в голове.

А Кирилл - удивляется:

- Ну как это не помните? А как потом Ольга Ивановна в хороводе поскользнулась, и у нее шляпка упала, тоже не помните?

О, а ведь припоминаю! Было, было! Про шляпку - помню, только на каком именно из ста-пятисот мероприятий это произошло - никак, хоть тресни. Вон оно что, оказывается, на Масленице это было! Только Ольга Ивановна давным-давно у нас не работает. А Кирилл - помнит: и шляпку, и имя-отчество!

Наконец-то, вспомнила!

Окончательно вспомнила я Кирилла лишь тогда, когда увидела его маму. Она заехала довезти какую-то медицинскую бумажку, а заодно прошлась по кабинетам в поисках специалистов "тех времен". И очень обрадовалась, увидев меня:

- Здрааавствуйте! А вы значит черненькая теперь? Сууупер! А Кирюха-то вас помнит! У него еще поделка та хранится, шар из бумаги, корявый такой, помните?

Ащщщ! И мама - туда же!

Но маму я помню отлично, почти не изменилась женщина. Все такая же веселая и громкая, только чу-уть старше.

И разговаривает так же непринужденно, как с родней:

- Да вот, врачи сказали - полежать надо у вас, хотя бы последний разочек. Всё им бумажки нужны. А заодно программу оформлять будем для взрослого реабилитационного центра.

Вот и удивительно мне: как же так?

Почему ребенок помнит даже такие мелочи, связанные со мной, даже те, о которых я сама - с трудом вспоминаю?

  • То ли я не такая чуткая и внимательная, раз я еле вспомнила такого милого и хорошего мальчика
  • То ли жизнь у Кирюши не такая насыщенная и интересная, что пребывание в стационаре 100500 лет назад осталось для него таким "четким" воспоминанием
  • То ли всему виной как раз наш рабочий режим, о котором писала выше.
  • А может я всё-таки уже действительно старею... Интересно, кто-то с таким сталкивался, не дожив еще даже до 40 лет?

Но все равно немножко стыдно...

Вам, дорогие читатели, побольше радостных и счастливых событий, которые не забудутся!

А я - не забываю благодарить Вас за поддержку верными визитами, добрыми лайками и подписками на КАНАЛ