Найти в Дзене
Дети. Книги. Любовь

Почему я считаю, что начинать учить английский до школы, бесполезно

Источник фото: https://treewords.com/
Источник фото: https://treewords.com/

Моя старшая дочь начала учить английский в пять лет, едва научившись читать по-русски. За каждый ее урок мы нормально так платили. Теперь я точно знаю: мы пустили эти деньги по ветру. Потому что учить иностранный язык в таком возрасте бесполезно. Тем более если родители не способны обеспечить ребенку дома языковую среду.

Вообще старший ребенок (да простит меня моя дочка) — это как экспериментальный образец. Молодые родители хотят дать ему все и только самое лучшее. Все хотят попробовать в образовательном смысле и совсем никого не слушают. Вот и мы были такими же. Обчитавшись книжек в духе “после трех поздно”, мы решили: наш ребенок уже должен учить английский. Дочке в тот момент было пять и она только-только начала самостоятельно читать. Одним словом — глупые молодые родители.

Итак, первым делом я нашла учительницу. И не абы какую, а носителя. Да, в тот раз я собрала все возможные грабли. Потому что начинать учить язык с носителем не стоит даже взрослому, не то что ребенку. Повезло, что носитель была ответственная и даже имела диплом бакалавра по дошкольному воспитанию. Но даже это особо не помогло, как я поняла позже.

Но тогда мое материнское сердце искренне радовалось. Девочка у нас была сообразительная, с хорошей памятью и довольно быстро запомнила пару десятков слов и несколько песенок и стишков. Понимала ли она, о чем они, сильно сомневаюсь. Но бойко их рассказывала. При этом у нее было прекрасное произношение, особенно гласных. Музыкальный слух изначально был хороший, поэтому и произносила она все, как настоящая американка. А чего еще надо неразумным родителям для счастья?

Так прошел год и ее учительница решила вернуться на родину. А мне уже некогда было кого-то искать на замену — у меня в то время был очень плотный рабочий график. Я рассудила, что ребенок и так ходит на спорт и подготовку к музыкальной школе. Нагрузка и без того большая. А школа уже не за горами. Вот там-то ее английскому как научат (наивная). И мы решили сделать перерыв.

Это была моя вторая ошибка. Потому что в этом возрасте в одно ухо влетает, а в другое вылетает. И там, где нет постоянной практики, может ничего и не остаться вовсе. Хотя я, наверное, сейчас преувеличиваю. Вероятно, благодаря этому году иностранного языка ей проще было во втором классе, когда начался школьный английский. Правда, и учебник у нее был еще Верещагиной, а не странноватый Spotlight. Поэтому, может, и не в предварительной подготовке дело.

Однако когда через несколько месяцев я решила проверить знания ребенка, я была в ужасе. И буквы, и слова она знала, но ни произносить их нормально, ни использовать не могла. С одной стороны, двойка учителю (да, к педагогу у меня большие вопросы — я об этом уже писала), с другой — таки да, раннее обучение было бесполезной затеей. Все, что учила, она стремительно забыла, едва прекратились занятия. А языковой среды дома не было.

Английский мы, конечно, реанимировали. Я призвала на помощь свою хорошую подругу и по совместительству отличного учителя. К началу пятого класса она вывела моего ребенка на слабенький уровень В1. Но тут надо отметить, что и у дочки моей явные способности к языкам. Она их любит, и учит достаточно быстро. В ее арсенале, помимо английского, немецкий, испанский и, прости господи, латынь с древнегреческим. Но ребенку нравится и это главное.

А вот средняя начала учить английский в самое, как мне сейчас кажется, подходящее время — летом перед вторым классом. И к пятому у нее знания были как у сестры. И это все произошло без абсолютно ненужных ранних уроков английского. В общем, видимо, сначала надо на родном языке научиться нормально говорить, читать и писать, а потом уже за иностранные языки браться. И я сейчас придерживаюсь такой позиции. Младшая дочка точно до школы без иностранных языков обойдется.

Единственное исключение для раннего обучения английскому — если ребенок погружен в языковую среду дома или в саду. В настоящую языковую среду, когда вокруг носители, не знающие родного языка этого ребенка. Тогда раннее обучение языку не только оправдано, но и необходимо. А в остальных случаях — это пустая трата времени и напрасная нагрузка на детский организм.