Найти тему
Дети. Книги. Любовь

Ничего хорошего? Как учат в районной московской школе

Источник фото: Яндекс картинки
Источник фото: Яндекс картинки

В статье про знаменитые московские школы многие читатели недоумевали, зачем так мучить детей. В целом я согласна, что слишком большая школьная нагрузка чревата самыми неприятными последствиями — от нервных срывов до проблем со здоровьем. Число тех, кто посещает спортивные кружки и секции, среди учеников рейтинговых школ не так велико. В старшей школе оно и вовсе начинает стремиться к нулю. Вот, например, таблица с самыми распространенными проблемами со здоровьем у российских школьников, которые много ботают. Совсем не радужные данные, увы.

Источник: Каркашадзе Г.А. и др. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста / Педиатрическая фармакология, 2017 г. Фото автора
Источник: Каркашадзе Г.А. и др. Синдром высоких учебных нагрузок у детей школьного и подросткового возраста / Педиатрическая фармакология, 2017 г. Фото автора

Однако нынешняя реальность такова, что в обычной районной школе шансы получить даже среднего уровня образование не очень большие. Во многом это связано с упрощением образовательных программ, которое случилось в последние несколько лет. В той же началке сейчас есть на выбор несколько образовательных программ, самая распространенная из которых “Школы России”. Почему она наиболее популярная, можно только догадываться. Программа простая, скучная и нудная. У моей старшей дочери была именно она.

Моя девочка пошла в первый класс в 2016 году. И это был первый год, когда математическим учебникам Петерсон в Минобре не продлили аккредитацию. До этого в нашей школе математика преподавалась исключительно по этой программе и школа имела репутацию математической. Брали в нее всех, кто относился по прописке (это был наш случай). Это к тому, что детей всегда набирали разных, а на выходе из началки у большинства из них была хорошая математическая база. Об этом, например, можно было судить и по количеству призеров муниципального этапа ВсОШ. А потом Минобр перестало рекомендовать учебники Петерсон и их заменили книгами Моро. Это был кошмар.

Помню, я заглядывала в учебник по математике уже в третьем-четвертом классе и у меня волосы на голове шевелились. Нет, ошибок там не было, но, например, в середине четвертого класса детям предлагали решать примеры на сложение и умножение двузначных чисел. Для сравнения: в учебниках Гейдмана и Петерсон в это же время изучались дроби. И, кстати, большая часть детей в этом возрасте способна понять, что такое дроби, и научиться ими оперировать. Зачем им продолжать разжевывать то, что они и так поняли и усвоили, неясно.

По русскому языку к самому учебнику у меня особых вопросов не было, кроме того, что в первом классе полгода убивалось на изучение букв. Представьте, 32 человека в классе и все уже умеют читать, а их полгода учат буквам и сложением их в слоги. Зачем? Навык уже есть, лучше его начать применять. Но нет, программа требует, учитель следует.

К тому же, в процессе учебы у меня появились большие вопросы к нашей учительнице. Один небольшой пример. Четвертый класс, ребенок у доски пишет слово “орешек”. Учительница говорит, что слово написано неверно, должен быть “орешик”, потому это это уменьшительно-ласкательный суффикс!

Ну и моя отдельная боль — английский. Три часа в неделю, начиная со второго класса, небольшие группы по 15-16 человек. К концу началки половина класса не может ответить на вопросы, сколько тебе лет и какое сегодня число. Я увидела это своими глазами, когда во время ковида практиковалось дистанционное обучение. Так, во время урока английского одноклассники моей дочери долго и мучительного пытались назвать дату. После урока я сказала: “У К. так плохо с английским. Он даже сегодняшнее число назвать не смог”. Дочь: “Так он еще к нашей учительнице на дополнительные занятия ходит”. Между прочим, занятия были платными, а у К. была годовая пятерка по английскому. После всех этих историй, думаю, понятно, почему я задумалась о другой школе.

При этом у меня был и иной опыт в той же самой школе. У средней дочки (между девочками небольшая разница в возрасте) была невероятная учительница — пожилая и очень опытная. Полистав учебник Моро, она сказала, что не будет по нему учить детей, потому что дети уж всяко умнее того, что предлагает этот учебник. И вернула Петерсон. В результате в конце началки у всех ребят в классе все было хорошо с математикой. Например, когда мы дружной компанией одноклассников (8 человек) пошли на вступительные экзамены в рейтинговые школы, экзамен по математике прошли все (ну кроме ЛИТа, но это особенность самого ЛИТа). При этом речь не идет о математически одаренных школьниках, это просто дети, проживающие в домах рядом со школой.

Эта же учительница всячески развивала в ребятах так называемые софт-скиллз. На каждый урок по окружающему миру любой ученик мог подготовить маленькую презентацию по теме и рассказать ее у доски. Это был самый простой способ получить пятерку. И дети этим активно пользовались. Я уже писала, что сейчас моя средняя дочь делает презентации лучше меня. И это очень полезный навык.

С английским же, увы, все было так же плачевно, как со старшей. Хотя не так же, чуть лучше, потому что учитель все-таки попалась посильнее.

После началки обе мои девочки поступили в одну из знаменитых московских школ. Все ли меня там устраивает? Нет. Вероятно, где-то я бы хотела поменьше нагрузки, а где-то побольше, но за четыре года в этой школе ни разу не случилось ситуации а-ля “орешик”.

Что касается качества образования в среднем звене нашей районной школы, то я могу оценить его только по косвенным данным. Мы продолжаем общаться с бывшими одноклассниками (все живем рядом). И те ребята, которые были с моими детьми (особенно со старшей) примерно на одном уровне, сейчас резко сдают. Замечу, что интеллектуально и по способности к обучению в началке эти ребята были на равных с моей старшей. Сейчас в восьмом классе разрыв уже очень заметен.

Поэтому да, в моем случае выбор был между плохим образованием и хорошим, но с очень интенсивными нагрузками. Конечно, если бы был третий вариант - хорошее, широкое образование, без чрезмерных нагрузок, я бы его и выбрала. Я честно пыталась искать подходящую школу в нашем районе (между прочим свыше 120 тысяч жителей), но не нашла. Отзывы были примерно такие же, как у меня с нашей школой.

В общем, вывод можно сделать такой. Не во всех районных школах одинаково плохо учат. Можно попасть на замечательного педагога (как было с моей средней дочерью), но это, скорее, случайность. Кстати, в рейтинговых московских школах вполне можно угодить в класс к слабому учителю, но в этих школах выстроена система преподавания, есть свои методички и внешний контроль в лице родителей, которые следят, чему и как учат их детей (учителя этому не всегда рады, конечно). Поэтому совсем уж испортить уровень образования в этих школах нельзя. А вот в обычной районной можно.