Раз уж пошла тема транспорта Британии, то разве можно пройти мимо одной из его «священных коров» - красного двухэтажного автобуса – дабл-деккера (double decker)? Тем не менее, хоть он такой знаменитый, про автобусы начала ХХ века в инете обстоятельной статьи не попалось. Либо скудная и отрывочная инфа, либо вообще статьи с бредовым винегретом (например, вот эта), где перепутаны факты, причины и следствия. Так что, пришлось покопаться, полазив по разным источникам, чтобы разобраться. В общем, если коротенько …
Корни восходят к конным омнибусам (от латинского omnibus – «всем»), бегавшим по Англии с 1829 года, а с 1847 года – двухэтажным, с закрытым дорогим первым классом и открытой дешевой верхней «галеркой». В Лондоне с 1850 до 1933 года эти перевозки возглавляла London General Omnibus Company (LGOC) – и конными омнибусами, и первыми автобусами, оснащенными двигателем.
Собственно первые автобусы, тогда на паровой тяге и вовсе не двухэтажные, начали выполнять регулярные междугородние рейсы в Англии в 1830-х годах, чуть позже омнибусов. Но, их подкосил принятый в 1865 году знаменитый Закон о красном флаге, которым локомотивам предписали скорость движения до 4 миль/час (6,4 км/ч) в стране и всего 2 мили/час (3,2 км/ч) в городах и поселках, а также, чтобы перед каждым транспортом шел человек с красным флагом. Этот закон был отменен только в 1896 году и экспериментальные паровые автобусы стали снова эксплуатироваться в Англии и по всей империи. В 1899 году 24-местный (14 сверху) автобус E.У.Gillett & Co (Хаунслоу) получил лицензию, но на регулярных рейсах не эксплуатировался.
В 1902 году компания London Road car Co управляла автобусным маршрутом Хаммерсмит-Шепердс Буш-Оксфорд Серкус с 36-местным (12 внутри) дабл-деккером, построенным фирмой Thornycroft Steam Wagon Co.
Однако, паровики с их дымом, копотью и гарью, быстро были вытеснены электробусами и автобусами с бензиновыми двигателями, например, электробусами Straker, запущенными в эксплуатацию в 1901 году.
До 1907 года каждый автобусный маршрут в Лондоне имел свой цвет. Чтобы выделиться на фоне конкурентов, компания London General Omnibus (LGOC) окрасила свои автобусы в красный цвет. В 1908 году LGOC купила компании London Road Car Co, Vanguard Motorbus Co и всех других своих основных конкурентов, тем самым получив почти полную монополию в Лондоне. В 1909 году LGOC заключила соглашение о разделе территорий эксплуатации с Thomas Tilling Co, Ltd – за LGOC оставались улицы Лондона, а за Tilling Co – другие города Британии. В том же году LGOC начала производить автобусы на заводе в помещениях, унаследованных от Vanguard Motorbus Co, на Блэкхорс-лейн, Уолтемстоу, Лондон. Первой построенной моделью был LGOC X-type, разработанный Фрэнком Сирлом, главным инженером LGOC. В 1911 году LGOC выпустила автобус B-type того же дизайнера, и прекратила эксплуатацию конных омнибусов. Этот 34-х местный дабл-деккер стал первым серийным автобусом, в 1912 году в эксплуатации фирмы их было 1000 штук.
В 1912 году Компания Underground Electric Railways Co, которая в то время владела большей частью лондонского метрополитена, купила LGOC. После фирма была разделена - производство автобусов стало за фирмой Associated Equipment Company (AEC), а компания эксплуатации автобусов продолжала использовать название London General. А в 1914 году, после начала Первой мировой войны, автобусы были реквизированы для военных нужд. Часть из них стала перевозить солдат, а часть – голубей. Да, многие дабл-деккеры были переоборудованы в голубятни для «голубиной почты», активно использующейся тогда для доставки сообщений в военных целях. Причем, такие голубятни использовались всеми воюющими странами.
В 1922 году на смену автобусу B-type пришел NS-type с пневматическими шинами и ветровым стеклом. Он первоначально также имел открытый второй этаж, но в 1925 году городские власти ввели запрет на эксплуатацию автобусов с открытым верхом и почти 1700 экземпляров подверглись модификации.
В начале 1930-х годов был выпущен трёхосный одноэтажный автобус LT class, который отличался повышенной пассажировместимостью, но в городе он был неудобен, поэтому появились трехосные дабл-деккеры.
В 1933 году LGOC вместе с остальной частью Underground Group стала частью London Passenger Transport Board (LPTB). Название London General вышло из употребления, и вместо этого London Transport стал синонимом красного лондонского автобуса. После Второй мировой войны, в 1947 году компанию национализировали и лондонский автобус стал муниципальным. А в 1956 году на улицы Лондона вышел тот самый его символ – дабл-деккер Рутмастер (AEC Routemaster), который проработал на линиях столицы Великобритании до конца 2005 года.
Много информации можно почерпнуть из книги Джона Кристофера «История Лондонского автобуса», опубликованная издательством History Press. Часть информации и фото позаимствованы там, тут, из других открытых источников. Есть еще забавных фот дабл-декеров (и не только дабл), но покажу уже в следующей статье.
Удачи и комфортного транспорта всем дочитавшим!