Найти тему
Feikofob

О дабл-деккерах начала ХХ века

Раз уж пошла тема транспорта Британии, то разве можно пройти мимо одной из его «священных коров» - красного двухэтажного автобуса – дабл-деккера (double decker)? Тем не менее, хоть он такой знаменитый, про автобусы начала ХХ века в инете обстоятельной статьи не попалось. Либо скудная и отрывочная инфа, либо вообще статьи с бредовым винегретом (например, вот эта), где перепутаны факты, причины и следствия.  Так что, пришлось покопаться, полазив по разным источникам, чтобы разобраться. В общем, если коротенько …

1.
1.

Корни восходят к конным омнибусам (от латинского omnibus – «всем»), бегавшим по Англии с 1829 года, а с 1847 года – двухэтажным, с закрытым дорогим первым классом и открытой дешевой верхней «галеркой». В Лондоне с 1850 до 1933 года эти перевозки возглавляла London General Omnibus Company (LGOC) – и конными омнибусами, и первыми автобусами, оснащенными двигателем.

2. Англия. Конный омнибус.
2. Англия. Конный омнибус.

Собственно первые автобусы, тогда на паровой тяге и вовсе не двухэтажные, начали выполнять регулярные междугородние рейсы в Англии в 1830-х годах, чуть позже омнибусов. Но, их подкосил принятый в 1865 году знаменитый Закон о красном флаге, которым локомотивам предписали скорость движения до 4 миль/час (6,4 км/ч) в стране и всего 2 мили/час (3,2 км/ч) в городах и поселках, а также, чтобы перед каждым транспортом шел человек с красным флагом. Этот закон был отменен только в 1896 году и экспериментальные паровые автобусы стали снова эксплуатироваться в Англии и по всей империи. В 1899 году 24-местный (14 сверху) автобус E.У.Gillett & Co (Хаунслоу) получил лицензию, но на регулярных рейсах не эксплуатировался.

3. Паровой автобус компании E.У.Gillett & Co, 1899 г.
3. Паровой автобус компании E.У.Gillett & Co, 1899 г.

В 1902 году компания London Road car Co управляла автобусным маршрутом Хаммерсмит-Шепердс Буш-Оксфорд Серкус с 36-местным (12 внутри) дабл-деккером, построенным фирмой Thornycroft Steam Wagon Co.

4. Паровой автобус Thornycroft компании London Road car Co, 1902.
4. Паровой автобус Thornycroft компании London Road car Co, 1902.

Однако, паровики с их дымом, копотью и гарью, быстро были вытеснены электробусами и автобусами с бензиновыми двигателями, например, электробусами Straker, запущенными в эксплуатацию в 1901 году.

5.
5.
6.
6.

До 1907 года каждый автобусный маршрут в Лондоне имел свой цвет. Чтобы выделиться на фоне конкурентов, компания London General Omnibus (LGOC) окрасила свои автобусы в красный цвет. В 1908 году LGOC купила компании London Road Car Co, Vanguard Motorbus Co и всех других своих основных конкурентов, тем самым получив почти полную монополию в Лондоне. В 1909 году LGOC заключила соглашение о разделе территорий эксплуатации с Thomas Tilling Co, Ltd – за LGOC оставались улицы Лондона, а за Tilling Co – другие города Британии. В том же году LGOC начала производить автобусы на заводе в помещениях, унаследованных от Vanguard Motorbus Co, на Блэкхорс-лейн, Уолтемстоу, Лондон. Первой построенной моделью был LGOC X-type, разработанный Фрэнком Сирлом, главным инженером LGOC. В 1911 году LGOC выпустила автобус B-type того же дизайнера, и прекратила эксплуатацию конных омнибусов. Этот 34-х местный дабл-деккер стал первым серийным автобусом, в 1912 году в эксплуатации фирмы их было 1000 штук.

7. Лондон.Автобус B-type.
7. Лондон.Автобус B-type.
8. Лондон.Автобус B-type.
8. Лондон.Автобус B-type.

В 1912 году Компания Underground Electric Railways Co, которая в то время владела большей частью лондонского метрополитена, купила LGOC. После фирма была разделена - производство автобусов стало за фирмой Associated Equipment Company (AEC), а компания эксплуатации автобусов продолжала использовать название London General. А в 1914 году, после начала Первой мировой войны, автобусы были реквизированы для военных нужд. Часть из них стала перевозить солдат, а часть – голубей. Да, многие дабл-деккеры были переоборудованы в голубятни для «голубиной почты», активно использующейся тогда для доставки сообщений в военных целях. Причем, такие голубятни использовались всеми воюющими странами.

9. Транспорт «голубиной почты».
9. Транспорт «голубиной почты».

В 1922 году на смену автобусу B-type пришел NS-type с пневматическими шинами и ветровым стеклом. Он первоначально также имел открытый второй этаж, но в 1925 году городские власти ввели запрет на эксплуатацию автобусов с открытым верхом и почти 1700 экземпляров подверглись модификации.

10. Victoria-bus-station. London.1927.
10. Victoria-bus-station. London.1927.

В начале 1930-х годов был выпущен трёхосный одноэтажный автобус LT class, который отличался повышенной пассажировместимостью, но в городе он был неудобен, поэтому появились трехосные дабл-деккеры.

11. London. Double decker. 1930-е.
11. London. Double decker. 1930-е.

В 1933 году LGOC вместе с остальной частью Underground Group стала частью London Passenger Transport Board (LPTB). Название London General вышло из употребления, и вместо этого London Transport стал синонимом красного лондонского автобуса. После Второй мировой войны, в 1947 году компанию национализировали и лондонский автобус стал муниципальным. А в 1956 году на улицы Лондона вышел тот самый его символ – дабл-деккер Рутмастер (AEC Routemaster), который проработал на линиях столицы Великобритании до конца 2005 года.

12. London. AEC Routemaster первой серии. 1950-60е.
12. London. AEC Routemaster первой серии. 1950-60е.

Много информации можно почерпнуть из книги Джона Кристофера «История Лондонского автобуса», опубликованная издательством History Press. Часть информации и фото позаимствованы там, тут, из других открытых источников. Есть еще забавных фот дабл-декеров (и не только дабл), но покажу уже в следующей статье.

Удачи и комфортного транспорта всем дочитавшим!