В дополнение к предыдущей статье об автомобилях начала ХХ века небольшая подборка занятных фотографий – для более полной «картинки» эпохи. Она свидетельствует нетривиальный полет инженерной мысли в научно-техническом прогрессе. Начнем с колеса. Но не простого, а золотого моторизованного.
Одноколесный скутер, созданный в 1923 году британской фирмой Dunkley в Бирмингеме, не так далеко от Ковентри, был предназначен для крепления к стандартной детской коляске и позволял матерям (или няням) прикольно и с ветерком провести день с детьми, не утруждаясь толканием тяжелой и громоздкой коляски. Он был разработан как практичный помощник матерям, но на деле сей причудливый агрегат принес Данкли бессмертие. Первоначально он был спроектирован с горизонтальным одноцилиндровым двухтактным двигателем мощностью в одну лошадиную силу, с одной передачей. В 1924 году для безумных мамаш и нянь была представлена двухскоростная модель, мощностью 21 л.с. (для понимания - на многих автомобилях того времени стояли движки в 2 раза меньшей мощности). Сейчас бы такие потенциально опасные приспособления просто запретили, а тогда суфражистки-мамаши платили от 40 до 135 гиней за детские коляски Dunkley Model 20 Pramotor и Saloon Pramotor с шинами Palmer Cord 26x2 дюйма и с ревом гоняли по улицам.
Однако, не Данкли был первым изобретателем самобеглого колеса. На следующих фото - моторное колесо, разработанное Артуром Уильямом Уоллом из Бирмингема, Англия, около 1910 года. Это колесо с прямым приводом можно было присобачить как к велосипеду, так и к любой тележке. Но и Уолл не был первооткрывателем крепления двигателя непосредственно к колесу. Еще на рубеже веков Фердинанд Порше разработал такое мотор-колесо, но электрическое. В США A.O. Smith Corporation из Милуоки, штат Висконсин, приобрела права на производство моторного колеса Wall в 1914 году и сначала изготовляла его для использования на велосипедах, но с 1915 года добавила автотележку с деревянным каркасом Smith Flyer. В 1919 году права на производство были куплены компанией Briggs & Stratton.
Еще к теме моторизованного транспорта для детей - полностью функциональный миниатюрный Cadillac, собранный для детей королевской семьи государства Сиам,1913 г.
Однако, производились миниатюрные автоигрушки и для взрослых. Например, британская Rytecraft, которая выпускалась в двух вариантах - с двигателем внутреннего сгорания и на электротяге. Производитель моторных лодок British Motorboat Manufacturing Company с 1934 по 1940 год выпустил около тысячи этих маленьких машинок, часть которых (первой одноместной серии) оснащалась 98-кубовым одноцилиндровым двигателем "воздушником" Villers, а часть - электродвигателем и аккумуляторной батареей. При этом выхлопная труба была в обоих вариантах. Скорость Rytecraft в обоих случаях составляла около 25 км/час. В зависимости от времени выпуска и требований заказчиков Rytecraft имели различные формы кузовов, крыльев, подножек и вентиляционных щелей, а по облицовке радиаторов напоминали известные серийные легковушки. Кроме того, они имели три варианта маркировок - Scooter-Car, Scoot-a-Car, Scoota-Car.
Привод был только на одно заднее колесо, как и тормоз, который устанавливался на противоположном колесе. Длина Rytecraft равнялась 1,5 метрам, ширина - 1 метру. Rytecraft был настолько низким, что мог проехать и под прицепом. На одном галлоне бензина эта малышка могла проехать 80 миль (130 км). В середине 1960х на "серийной" микромашине Rytecraft Scoota-Car англичанин Джим Паркинсон совершил кругосветное путешествие, проехав "вдвоем с сигаретой" расстояние в 24 000 км.
Помимо мини, были и макси-автомобили. На фото - Жан Бугатти со своим творением - Bugatti Type 41 Royale 1926 года. Автомобиль отличался самой большой среди серийных легковых автомобилей колёсной базой (расстояние между осями - 4300 мм). Длина капота составляла свыше 1650 мм, диаметр дисков колёс - 970 мм. Историки называют эту модель вершиной технической мысли 20-х годов. Автомобиль снабжался 8-цилиндровым двигателем с рабочим объёмом в 12,7 л и с не менее впечатляющей по тем временам мощностью 300 лошадей – нехилый табун. Было построено всего 6 автомобилей, и все они дошли до наших дней. Неудивительно Разве не потрясающая красотка эта большая француженка? Какая линия бедра! Да, не итальянка. Только по папе. Bugatti Automobiles S.A.S. была основана Этторе Бугатти в 1909 году во Франции. Для парковки этой "малышке", правда, нужно сразу 2-3 рядовых места, но это ведь уже мелочь?
Часть информации и фото почерпнуты здесь и тут, там и сям.
Удачи и правильного размера авто всем дочитавшим!