Борис Кустодиев писал Масленицу много раз. Удивительно, что пестрое праздничное веселье на своих полотнах тяжелобольной художник создавал в период голода и разрухи Гражданской войны. Команда проекта «ВТБ — России» собрала для вас калейдоскоп масленичных картин Кустодиева и выяснила, почему этот праздник занимал особое место в сердце художника.
Родился на Масленицу
Свою первую «Масленицу» Кустодиев написал в начале 1916 года. Первая мировая война, тяжелая обстановка в стране, а у самого художника обнаружили опухоль спинного мозга. В то время Кустодиев еще ходил, но уже с большим трудом. Но на светлом, полном радости полотне нет и намека на все эти беды. Задумывая картину, художник вспомнил давнее письмо матери. «Ведь ты родился в четверг на масленицу и потому, вероятно, любишь блины. Я сегодня вспоминала, как ты двухлетним ребенком одолевал няньку блинами, и она их не успевала тебе печь, а ты сидел перед печкой и спрашивал, скоро ли она тебе их даст», — писала Екатерина Прохоровна.
Первая «Масленица» стала и самой критикуемой. Несколько членов Петербургской академии художеств, куда Кустодиев продал картину, назвали ее «малограмотным кустодиевским лубком», а Евгений Лансере и Дмитрий Кардовский даже вышли из состава комиссии в знак протеста. Художник тяжело переносил критику, но за него заступились Илья Репин и Александр Бенуа. Последний отозвался о картине так: «…настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, „глазастые“ ситцы, варварская „драка красок“, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями... Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость».
Хотел удержать уходящую эпоху
Масленичные картины Борис Кустодиев продолжает писать и после революции. Так он словно старается удержать уходящую эпоху или хотя бы самому немного задержаться в ней. Несколько картин со сценами масленичного гулянья Кустодиев создал в 1919 году. Семье художника пришлось продать многие личные вещи: Кустодиевы с трудом сводили концы с концами. И в этой обстановке художник вернулся к обобщенному образу Руси, какой она была в его представлении до революционных вихрей.
Кустодиеву всегда были ближе чисто русские сюжеты. Одна из любимых картин — «Масленица» Петра Грузинского: засыпанная снегом деревенская улица, по которой мчатся наперегонки тройки лошадей. Воссоздать яркую атмосферу народного гулянья у Кустодиева получилось не хуже, чем на этой картине 19 века.
Соревновался с Брейгелем
Кустодиев очень хотел приблизиться к такому пониманию важности обыденных сцен народной жизни, какое он видел на полотнах голландского живописца Питера Брейгеля. Сюжет Масленицы к этому располагал.
Кустодиев использует типично брейгелевские приемы построения композиции картины. Изображение дается с высокой точки, наиболее подробно разрабатывается передний план. Композиция состоит из большого количества персонажей, причем они несут в себе ярко выраженные национальные черты.
Как и Брейгель, Кустодиев сочетает жанровые сцены с пейзажем, который в них не только фон, но и важная эмоциональная составная часть сюжета картины.
Вдохновлялся пением Шаляпина
В 1922 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаляпина — и вновь на фоне масленичных гуляний. Идея пришла художнику после премьеры оперы «Вражья сила», где Шаляпин исполнял песню кузнеца Еремки, а Кустодиев оформлял декорации. «Принимали „на ура“ и певца и декорации, в особенности сцену масленицы. Шаляпина заставляли несколько раз бисировать „Широкую масленицу“ в сцене у трактира. Домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет», — вспоминал сын художника Кирилл Кустодиев.
Федор Иванович стоит в распахнутой шубе на заснеженном пригорке на фоне масленичного гулянья в провинциальном городке. Здесь и ярмарочные балаганы, и лихие катанья в нарядно разукрашенных санях, и карусель, и скоморохи. Размах праздника перекликается с широтой натуры Шаляпина, движение гуляющих — с его энергичной позой. Да и начинал Шаляпин выступать именно на таких провинциальных праздниках и ярмарках: они были для него родной стихией.
Эстетика русских праздничных гуляний восхищала не только Кустодиева. В своем творчестве к теме народных забав обращается и мастер исторических полотен Василий Суриков. Его картина «Взятие снежного городка» изображает старинную казачью игру, которую по традиции устраивали в последний день Масленицы. Суриков, выросший в Сибири, многократно наблюдал ее в свои детские годы. «Взятие снежного городка» и многие другие произведения художника представлены в Русском музее на выставке «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения». Генеральный спонсор проекта — банк ВТБ — традиционно поддерживает выставочные проекты Русского музея и других музеев-партнеров.