Найти в Дзене

Кубинский балет и сантерия, часть I

Кубинец Карлос Акоста — главный чернокожий артист мирового классического балета. И он один из немногих известных людей, кто открыто признает роль сантерии в истории его успеха.

Карлос Акоста, фото из открытых источников
Карлос Акоста, фото из открытых источников

Пресса называла его «Черным Барышниковым», «Новым Нуреевым» и «Величайшим секс-символом балета». Сейчас ему 50 лет, с 2020 года он возглавляет Бирмингемский королевский балет, одну из самых значимых балетных трупп Великобритании. Кроме того, он остается генеральным директором компании Acosta Danza, базирующейся в Гаване. Это академия танца и балетная труппа.

Карлос был одиннадцатым ребенком в бедной гаванской семье, которая исповедовала сантерию. Когда ему исполнилось 10 лет, его отец, Педро Акоста, простой водитель грузовика, решил отдать его в балетную школу. Во-первых, это помогало занять мальчишку и отвлечь его от мелкого криминала. Во-вторых, учеба и обед (что самое главное) там были бесплатными. «В этой школе были дети врачей и юристов, у них дома были картины и книги. Я был с улицы, ни с чем». Настоящий балет он увидел только в 13 или 14 лет, когда учился уже в балетном интернате в Пинар дель Рио. До этого момента он довольно смутно себе представлял, зачем всё это. Из танцев его интересовал только брейк-данс.

Когда Карлос прогуливал балетные и другие занятия, отец был способен избить его до полусмерти. Оришей Педро Акоста был Огун — свирепый бог-воин, известный своей жестокостью, но помогающий людям раскрыть их способности. И это было очень хорошо видно! Сверстники высмеивали Карлоса, а порой и поколачивали его. Понятно, под каким лозунгом. «Если кто-нибудь назовет тебя геем, просто разбей ему лицо», — невозмутимо говорил ему отец. Но Карлос и сам хотел быть футболистом, а не балетным танцором. Он так упорно отлынивал от занятий, что отец отвел его к бабалао. После церемоний предсказания и изгнания нечистой силы, был определен ориша для Карлоса. Им оказался Элегуа, Открывающий Путь.

Карлос Акоста, фото из открытых источников
Карлос Акоста, фото из открытых источников

Карлос считает, что это полностью изменило его взгляд на жизнь и позволило многое понять. После этого он вдруг осознал, что балет — единственный путь, которому он хочет следовать. Он даже ввел сцену встречи с жрицей сантерии в спектакль «Токороро», который является частично автобиографическим (токороро — это небольшая птичка, символ Кубы). Некоторые критики предлагали вырезать эту сцену, но она имела для Карлоса большое значение. Премьера спектакля была в Гаване, на ней присутствовал Фидель Кастро.

Отец Карлоса к старости стал мягче и превратился в мудрого и харизматичного пожилого кубинца. Карлос теперь — глава всей своей огромной семьи и считает себя очень счастливым человеком. Он живет в Великобритании с женой и тремя дочерьми, но говорит, что однажды обязательно вернется на Кубу навсегда и совершенно точно собирается умереть именно там. Людская молва прочила его в преемники Алисии Алонсо, которая основала в 1948 г. Национальный балет Кубы и возглавляла его до самой своей смерти. Почему этого не произошло, как складывались отношения Алисии Алонсо с афрокубинскими танцорами и как сантерос помогли ей избавиться от расистского клейма — тема отдельного рассказа.

По материалам

https://www.acostadanza.com

https://www.christinetoomey.com/2005/manna-from-havana/

https://www.standard.co.uk/culture/carlos-acosta-interview-ballet-dancer-a4272186.html

https://www.dailymail.co.uk/home/event/article-2340417/Carlos-Acosta-Cuban-street-criminal-ballets-answer-Jagger-hes-locked-biggest-battle-career--feet.html

С вами была Олеся Кривцова, купить мои книги можно здесь :)