Кубинец Карлос Акоста — главный чернокожий артист мирового классического балета. И он один из немногих известных людей, кто открыто признает роль сантерии в истории его успеха.
Пресса называла его «Черным Барышниковым», «Новым Нуреевым» и «Величайшим секс-символом балета». Сейчас ему 50 лет, с 2020 года он возглавляет Бирмингемский королевский балет, одну из самых значимых балетных трупп Великобритании. Кроме того, он остается генеральным директором компании Acosta Danza, базирующейся в Гаване. Это академия танца и балетная труппа.
Карлос был одиннадцатым ребенком в бедной гаванской семье, которая исповедовала сантерию. Когда ему исполнилось 10 лет, его отец, Педро Акоста, простой водитель грузовика, решил отдать его в балетную школу. Во-первых, это помогало занять мальчишку и отвлечь его от мелкого криминала. Во-вторых, учеба и обед (что самое главное) там были бесплатными. «В этой школе были дети врачей и юристов, у них дома были картины и книги. Я был с улицы, ни с чем». Настоящий балет он увидел только в 13 или 14 лет, когда учился уже в балетном интернате в Пинар дель Рио. До этого момента он довольно смутно себе представлял, зачем всё это. Из танцев его интересовал только брейк-данс.
Когда Карлос прогуливал балетные и другие занятия, отец был способен избить его до полусмерти. Оришей Педро Акоста был Огун — свирепый бог-воин, известный своей жестокостью, но помогающий людям раскрыть их способности. И это было очень хорошо видно! Сверстники высмеивали Карлоса, а порой и поколачивали его. Понятно, под каким лозунгом. «Если кто-нибудь назовет тебя геем, просто разбей ему лицо», — невозмутимо говорил ему отец. Но Карлос и сам хотел быть футболистом, а не балетным танцором. Он так упорно отлынивал от занятий, что отец отвел его к бабалао. После церемоний предсказания и изгнания нечистой силы, был определен ориша для Карлоса. Им оказался Элегуа, Открывающий Путь.
Карлос считает, что это полностью изменило его взгляд на жизнь и позволило многое понять. После этого он вдруг осознал, что балет — единственный путь, которому он хочет следовать. Он даже ввел сцену встречи с жрицей сантерии в спектакль «Токороро», который является частично автобиографическим (токороро — это небольшая птичка, символ Кубы). Некоторые критики предлагали вырезать эту сцену, но она имела для Карлоса большое значение. Премьера спектакля была в Гаване, на ней присутствовал Фидель Кастро.
Отец Карлоса к старости стал мягче и превратился в мудрого и харизматичного пожилого кубинца. Карлос теперь — глава всей своей огромной семьи и считает себя очень счастливым человеком. Он живет в Великобритании с женой и тремя дочерьми, но говорит, что однажды обязательно вернется на Кубу навсегда и совершенно точно собирается умереть именно там. Людская молва прочила его в преемники Алисии Алонсо, которая основала в 1948 г. Национальный балет Кубы и возглавляла его до самой своей смерти. Почему этого не произошло, как складывались отношения Алисии Алонсо с афрокубинскими танцорами и как сантерос помогли ей избавиться от расистского клейма — тема отдельного рассказа.
По материалам
https://www.christinetoomey.com/2005/manna-from-havana/
https://www.standard.co.uk/culture/carlos-acosta-interview-ballet-dancer-a4272186.html
С вами была Олеся Кривцова, купить мои книги можно здесь :)