Найти тему
Жизнь пенсионерки в селе

- Холодная война у меня со снохой. Ждет моей смерти, чтоб завладеть квартирой.

Вокруг трехкомнатной квартиры Надежды Васильевны уже который год разыгрываются самые настоящие баталии. Все советовали ей обменять. За такие хоромы квартплата будет не подъемной, а пенсия не резиновая.

Но разве может она обменять? У нее сын. Это самая настоящая боль для нее. За мужа женщина так не переживала, когда он болел, как за Романа. Четвертый десяток пошел, а он у нее все считается на "выданье". Она уже сама смеется на приколы своих соседок:

- Девки, не родилась еще такая, которая сможет Ромку на себе женить.

- Так сама подсуетись, знакомых-то навалом, наверняка, в каждой семье есть девушки. Подберешь себе такую, которая понравится. А попадется какая-нибудь, что плакать придется.

- Не говорите чепухи. Я пятнадцать лет жила в коммуналке, ни с одной соседкой ни разу не поскандалила. Я умею подстраиваться. За меня можете не переживать.

- Да и чего ты уцепилась за эту квартиру. Сейчас молодые ни со свекровью, ни с тещей не живут, норовят снять квартиру, чтоб жить отдельно.

- А мои будут, -Надежда Васильевна настаивала на своем.

- Смотри не взвой тогда, а то еще придется среди зимы сбегать на дачу. – Она знала себя, надеялась, что уживется с любой снохой. Ей и одной комнаты хватит, а молодые пусть занимают две.

Дождалась женщина того дня, когда сын объявил, что женится. Расцеловать готова была своего ненаглядного Ромочку. Карина поселилась у них еще до свадьбы, ничего предосудительного в этом не видела. Сейчас многие вместе живут до свадьбы.

Дня через три сын подошел к ней и сказал:

- Мам, сегодня холодильник привезут, пусть до моего прихода постоит в коридоре, я сам его установлю.

- Холодильник? Вам что, одного мало? Или вы собираетесь отдельно от меня питаться? Я же не работаю, вот и буду стоять на кухне, придете, а еда на столе.

- Мам, так надо. – Но чего еще скажет Надежда Васильевна, надо, значит, надо. Хотела добавить:

- Может, вы еще и замок на него повесите? – Но промолчала. На кухне холодильник не поместился, пришлось ему найти свой приют в коридоре.

Как и предполагала, молодым отдала две комнаты. И дальше начались проблемы с уборкой. Карина почему-то посчитала, что ее обязанность убирать только в комнате, которая всегда принадлежала Роману, а гостиная общая. Да Надежде Васильевне нетрудно за день навести порядок и в гостиной. Потом женщину начала бесить половая тряпка, которая всегда сушилась на батарее под подоконником.

- Карина, а нельзя ее сушить в ванной? Заходишь и в глаза бросается.

- Не нравится, не смотрите. А висеть она будет здесь, так делалось всегда у нас в доме. – Вот это заявочки.

- А ты почему ничего горячего не готовишь, у меня Рома привык к супам.

- Чего расстраиваетесь? Как привык, так и отвыкнет. Пицца – тоже еда, мы же шашлык и ролы заказываем. Вы, пожалуйста, не лезьте в нашу жизнь. Это наша семья, и у нас будут свои правила и законы.

- Карина, ты не забывай, что у Ромы больной желудок, ему всухомятку питаться нельзя. – такого взгляда Надежда Васильевна еще не видела, это не просто уничтожающий, а убивающий на месте.

Супы женщина продолжала варить и оставляла их на плите, потому что догадывалась, что сын встает среди ночи и ест свою привычную еду.

Скандалов между свекровью и снохой не было. Обе оказались воспитанными женщинами. Но взгляды снохи… Лучше бы она кричала, била посуду… В итоге Надежда Васильевна решила совсем не вмешиваться в жизнь своего сына. Днем, пока молодые на работе, она убирала, мыла, готовила. Как только слышала щелчок двери, тут же уходила в свою комнату либо собиралась и уходила на посиделки к подъезду.

Ни одного слова, ни хорошего, ни плохого, не произнесла в адрес своей снохи.

- Вот это Каринка тебя запугала. Надь, ты скоро и речь забудешь.

- Да ну вас, нашли, к чему придраться. Они молодые, я в возрасте, понятное дело, у нас разные взгляды на жизнь. А мы не с этого ли начинали? Вот и они пусть притираются.

- Да видели мы твою сноху, вечно с недовольным лицом, надутыми губами. На днях так размахивала руками, что нам страшно стало, все боялись, что ненароком ударит Ромку. Пока непоздно, гони ты их. Неужели тебе не хочется жить спокойно, в свое удовольствие.

Вечером не вытерпела поговорила с сыном.

- Ром, объясни жене, чтоб на людях вела себя поскромнее. Показывает полное неуважение к тебе. У меня тоже создается впечатление, что у нее нет никаких чувств к тебе, я ни разу не видела, чтоб она приласкала тебя. Да и ты ее не обнимаешь. Интересно, что за цели она преследует, войдя в нашу квартиру?

- Мам, не бери в голову. Карина устает на работе, ей лишь коснуться подушки.

- А я и гляжу, какая она хозяйка. Все оставляет на субботу, а потом только и шипит, то ноги ты свои должен подобрать, то спина у тебя не отнимется, если ты выгладишь белье. Ох, сынок, мне казалось, что я ко всему была готова, но Карина своим поведением превзошла все.

Роман как-то ободряюще подмигнул матери и ушел в гостиную, где его жена, развалившись на диване, смотрела телевизор.

Эту ночь Надежда Васильевна не спала. Разве о такой жизни своего единственного сыночка она мечтала? А тут еще мочевой обострился, каждые полчаса бегала на унитаз.

- Карин, давай разъедемся. Поговорим с мамой, я думаю, она согласится на обмен.

- Ромка, ты в своем уме? Чтоб совершить приличный обмен, нужна доплата. А нам это нужно? Потерпим еще немного. Мать же твоя невечная, зато потом все достанется нам.

Ах, она меня уже хоронить собирается? Не дождется, я еще ее переживу. Надежда Васильевна редко жаловалась на свое здоровье. Были у нее хронические заболевания, но она старалась гасить их на корню, до больницы никогда не доходило.

Чтоб сердце поддерживать, решила Надежда Васильевна заняться скандинавской ходьбой. Даже в группу записалась, которая была организована администрацией парка.

И вот каждый день сын со снохой на работу, а она в парк. Эти два часа для женщины стали настоящим раем. Появились новые знакомые, соответственно, бесконечные разговоры. Все они были примерно одного возраста, поэтому, о чем бы не начинался разговор, все сводилось к снохам и зятьям. Как приятно было слышать, как ее новые подруги хвалили своих невесток, какие они у них внимательные, замечательные.

- Надь, ты-то чего молчишь? Или твои дети далеко?

- Война холодная у меня со снохой. Ждет моей смерти, чтоб завладеть квартирой.

- Ты чего, первый раз замужем, что ли? Не знаешь, как сноху на место поставить? Выстави ее вещи за дверь и пусть шурует на все четыре стороны.

- Не уходит. Несколько раз слышала, как Рома ей предлагал, она пасть разинула на всю квартиру, зачем ей часть жилья, ей все подавай?

-Надь, а ты пойди по моему пути. Правда, я зятя поставила на место, он тоже ждал, когда я окажусь на погосте. А я возьми да замуж выйди, - Женщина ухоженная, молчаливая, Надежда такого от Татьяны не ожидала.

- А потом муж будет претендовать на жилье, - Надя много таких историй слышала, когда муж с женой судились из - за имущества.

- Все, нажитое тобой, тебе и достанется. А вот сноха тебя точно со света сживет, у молодых нервы крепче. Вон Женька у нас свободный. Не смотри, что он хромает, это временно. Я его хорошо знаю, мы с ним в одном доме живем.

- Мне подойти и позвать Евгения к себе? Это же смешно.

- Ты для начала номер телефона попроси, нет, попроси его помочь тебе избавиться от снохи. – Второе предложение больше заинтересовало пожилого мужчину.

- А телефон мой возьмите, и ваш дайте я забью. Вы не переживайте, я не буду вам надоедать, буду звонить, что называется для проформы. Вот тогда ваша сноха будет искать с вами сближения, чтоб не появился чужой человек в доме. – На душе у Надежды Васильевны как-то стало тепло, есть люди, которые в любую минуту готовы прийти на помощь.

Евгений Викторович позвонил, когда Надежда была в душе. Сноха из-за любопытства ответила на вызов. Свекровь за шумом воды и не слышала мелодию телефона. Опять же вечером Каринка жаловалась мужу, что его матери звонят какие-то незнакомые мужчины.

- Да просто ошиблись. Они же старики слепые, не туда ткнул пальцем.

- Ром, он твою мать назвал по имени и отчеству. Они знакомы, это точно. Тебе не кажется это странным? Уж не замуж собралась Надежда Васильевна?

- Не смеши. Молодой не вышла, а сейчас зачем ей старики. Слушать, как они кряхтят да кашляют, выбрось все это из головы.

- Ром, может, подумаем о ребенке? Тогда никто не согласится на ней жениться… В доме детский плач, а старикам нужен покой. – Это Надежде Васильевне понравилось, придется привести в гости Евгения Викторовича, чтоб молодые поторопились с наследниками. И уже Карина не показалась ей такой наглой и грубой.

Чаще на ее лице стала появляться улыбка, как только она вспомнит ночной разговор сына с женой. На следующий день пригласила Евгения на чай, чтоб он оценил ее кулинарные способности. Надежда давно уже не возилась с тестом. Просто готовить некому.

- Жень, проходи, давай я куртку на спинку стула повешу, а то вешалка у нас завалена всяким барахлом. Снохе хоть кол на голове теши, ничего не понимает. Только и слышу: у нас дома… у нас с мамой… Хоть бы одним глазком взглянуть, как там у них с мамой.

- Надь, давно известно, кто горазд на слова, с делами у них худо. Делай по-своему, как тебе нравится, ты же в своем доме хозяйка. Пусть она живет по твоим правилам. А не нравится, ключ в замок… и она не войдет к тебе.

- Нет, Жень, я так не смогу. А Ромка? Это же мой ребенок.

- Никто не спорит. Но почему твой ребенок не думает о тебе, почему он свою жену не поставит на место? – В это самое время открылась входная дверь. Надежда Васильевна уверена, что пришла с работы сноха, потому что только она скидывает со своих ног так туфли. Роман все делает аккуратно.

- Женя, все ты верно говоришь. Вот будешь ко мне приходить почаще, мы с тобой и решим, как будет правильней, - свекровь старалась говорить так, чтоб ее слова имели двойной смысл, словно на что-то намекая.

- Добрый день, - Надежда чуть не онемела, откуда сноха такие слова знает? – Как здоровье? Ничего не беспокоит? А то на улице сырость, обычно в это время у пожилых людей начинают ломить суставы.

- Спасибо, травма у меня на колене, но до свадьбы заживет, - и подмигнул молодой женщине.

- Карина, спасибо, что поздоровалась с моим гостем, но нам с Евгением Викторовичем нужно немного прогуляться, поэтому весь вечер кухня будет в твоем распоряжении.

Карина не знала, что ей думать. Не успел Роман войти. Как она бросилась в нему.

- А ты недооценил свою мать. Сегодня ее кавалер был здесь в гостях и намекал на свадьбу. Ром, что делать будем?

- Жить. Чего ты всполошилась? Так, может, это и к лучшему. Освободит нам квартиру, а сама перейдет к этому мужику.

- А потом вернется, и что дальше? Я уже согласна на размен. – Роман сам удивился, что его жена весь вечер готовила ужин, завтрак на следующий день. Про себя подумал: А Каринка испугалась не на шутку.

Надежда Васильевна только прикрыла за собой дверь, а перед ней уже невестка и приглашает ее к столу.

- Я плов приготовила. Роме понравился, прошу и вас попробовать.

- Карин, спасибо, мы с Евгением Викторовичем посидели в кафе. Верю, что вкусно, завтра попробую.

- Завтра уже не то.

- Хорошо, пошли. – Надежда Васильевна съела одну ложку, потом вторую, плов, действительно, был отменный. Но удивило ее совсем другое. Невестка стала уважительней.

На следующий день Карина позвала свекровь завтракать. Перед уходом на работу сказала, чтоб Надежда Васильевна больше отдыхала, ей труда не составит убраться во всей квартире.

Говорят, к плохому быстро привыкают, а вот для женщины все наоборот. Она привыкла к доброму отношению своей невестки. И однажды Карина подошла к ней и обняла ее за плечи.

- Надежда Васильевна, спасибо вам… знаю, что виновата, и вы на меня обижены. Не знаю, почему я себя так вела. Поверьте, я не чудовище.

- Карина, все хорошо. Я на тебя не обижаюсь.

- Мне всегда казалось, что свекрови ведут тайную войну со снохами. Моя мама много поплакала от своей свекрови. Я решила, что у меня все будет по-другому. Я ошиблась в вас. И еще хочу вас обрадовать: вы скоро станете бабушкой. – Теперь уже Надежда Васильевна стала обнимать свою невестку.

- Кариночка, не переживай, тебе теперь вредно нервничать.

Карина, наконец, поняла, что не надо видеть в свекрови врага.