Как гласит старинная пословица: «Сытый голодного не разумеет». Нам, живущим в относительно благополучном обществе, трудно представить муки голодного человека, который не то, что после сытого периода не ел несколько дней, а недоедал в течение нескольких месяцев и при этом были дни, когда он не ел вообще. При такой диете, разве камни не начнешь есть.
Впрочем, и на голых скалах можно найти то, что при большом желании можно съесть, и некоторое время поддерживать жизнь. В приполярных районах Северной Америки (а также на севере Японии) растет лишайник умбиликария - непрезентабельное растение грязно-бурого цвета. Франко-канадские трапперы и вояджеры дали ему народное название «трип де рош» (tripe de roche), что является своеобразной игрой слов, т.к. с французского tripe переводиться либо как «рубец» (часть желудка травоядных животных), либо как «шерстяной бархат».
Таким образом, если вы сторонний наблюдатель с поэтической натурой, то на сытый желудок умбиликария будет для вас «скальным бархатом», а если вы не жрали дней пять, то «скальным рубцом», то есть второсортным ливером, на который большинство людей бросаются от недостатка средств и голодухи.
Скорее всего впервые о питательных свойствах умбиликарии белые узнали от индейцев, например, «болотных кри», и поныне проживающих в лесотундре на южном берегу Гудзонова залива. В этом регионе, конечно, случались периоды изобилия во время ежегодных миграций оленей-карибу, перелетных птиц и лосося.
На нашем пути вдоль течения реки и на берегах Виннипега нам встречалось совсем мало индейцев. Они называются маскегук, или болотные индейцы, и считаются отдельным племенем, находящимся между нахатхауи, или кри, и солто. В основном они питаются рыбой, иногда лосями или оленями, а также карибу, огромное количество которых убивают копьями с каноэ на речных переправах во время ежегодных миграций весной и осенью.
В трудные времена они собирают со скал мох, который канадцы называют "tripe de roche", который при варке превращается в липкую субстанцию, обладающую питательными свойствами. Общий вид этих индейцев - убогость и нужда, что пробудило у меня симпатию к этим несчастным людям. Джон Уэст, «Содержание дневника во время проживания в колонии Ред-Ривер, Британская Северная Америка, и частых посещений индейцев Северо-Западной Америки в 1821-1824 годах»,
Однако, короткое, сытое лето быстро сменяла долгая суровая, зима, а она отнюдь не каждый год баловала индейцев тем, что не насылала бури, обильные снегопады или трескучие морозы, от которых погибала или спасалась дичь. И когда в холодных вигвамах было хоть шаром покати, аборигены резали на тонкие полоски свои кожаные обноски или разгребали снег на скалах, чтобы найти «трип де рош», сварить его, съесть, и тем самым продлить свое существование, пока Великий Дух не пошлет охотникам добычу.
Индейским открытием полезных свойств «трип де рош» пользовались и европейские путешественники, которые оставались наедине с голодом посреди бескрайних северных пустошей Канады. Однако, не всякое знание идет впрок. Сэр Джон Франклин (1786-1841) в своей книге «Рассказ о путешествии к берегам Полярного моря в 1819, 20, 21 и 22 годах» поведал следующее:
Трип де рош, даже если нам удавалось собрать его в достаточном количестве, лишь на короткое время облегчал муки голода... Вскоре от питания этим невкусным растением у всех развилась тошнота, а у некоторых – расстройство кишечника. Больше всех от этого страдал мистер Худ.
По мнению исследователя и историка освоения Арктики Лоуренса Миллмана, такие симптомы были вызваны тем, что члены экспедиции недостаточно долго варили лишайник, или ели его сырым. и тем самым не избавились до конца от фермента, который помогает умбиликарии разрушать верхний слой камня, чтобы на нем закрепиться. Именно этот фермент может вызывать легкое пищевое отравление, а в больших дозах и диарею. Хотя члены экспедиции ели все, что могли от собственной одежды до найденных старых костей, и может зря грешили на "скальный бархат".
В собрании Королевского музея Гринвич даже сохранился образец того лишайника, которым питались спутники Франклина. Его привез в Англию Джордж Бэк, один из членов экспедиции.
Он хранил его на особой подставке с ложем из красного бархата и стеклянной крышкой. Памятная надпись на подставке гласит:
ГИРОФОМА ГИПЕРБОРЕЯ ИЛИ ТРИП ДЕ РОШ. Растет на скалах и в изобилии встречается на бесплодных землях по направлению к Арктическому морю вблизи реки Коппермайн, Северная Америка. В вареном виде он утоляет голод, но вызывает сильную тошноту. В 1821 году в течение нескольких дней у меня не было другой пищи, кроме трип де рош и обрезков кожи. Дж. Бэк.
Говорят, что по вкусу правильно приготовленная умбиликария напоминает вискозную ткань. Но в любом случае, никому не пожелаю ее пробовать из-за нужды, разве что в качестве эксперимента, или если вы вдруг окажитесь на Дальнем Востоке (Китай, Япония), где из нее готовят деликатесное блюдо, называемое иватаке.
Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.