Для одного проекта на днях потребовалось «написать о своем писательском пути». Что ж, этот путь больше всего напоминает паломничество к святым местам. Долго ковыляешь по проселочным дорогам, живешь непонятно где и на что, последний участок пути ползешь на коленях, наконец в изнеможении падаешь перед алтарем — и встаешь другим человеком.
Хочешь стать писателем? Для начала выбираешься в Москву с Крайнего Севера, поступив в технический вуз. Через несколько лет меняешь его на гуманитарный, получаешь диплом по специальности «литературное творчество». Но диплом это просто корочка, объясняющая, с чего ты взяла, что вообще умеешь что-то писать. Обычную жизнь никто не отменял.
Бесконечно сменяют друг друга свидания, свадьбы, разводы, роды, похороны, больницы, прописки, выписки, переезды, ремонты, офисная работа, фриланс, безработица. Готовка, посуда, опять готовка. Уборка, уборка, уборка. Надежды, разочарования, новые надежды. Сменяются фамилии, паспорта, адреса, страны и континенты. Выглядишь скверно, потом прекрасно, потом снова не очень. Показатели на весах скачут, как температура воздуха в феврале.
Жизнь утекает сквозь пальцы, всем плевать на твои писульки. Ты какая-то сложная, книжки всё на уме. Ты вообще кто? Рекламный агент, журналист, менеджер интернет-проектов, копирайтер, писатель? Какое писательство, жить-то на что? Надо вливаться в литературные тусовочки, а на какие шиши тебе столько бухать?
По телевизору идет «Основной инстинкт». Богатая элегантная писательница Кэтрин Трамелл закидывает ногу на ногу и презрительно смотрит на тебя с экрана. Вот ей-то зачем писательство? Тебе бы такие ноги, ты бы и грамоте не училась.
В 38 лет ты заканчиваешь очередной переезд, со сломанным чемоданом и разбитым сердцем. Квартира в сталинской развалюхе в подмосковной промзоне. Работы в офисе для тебя здесь нет, в Москву не наездишься. Ты совершенно одна. Летом еще ничего, а зимой захочется просто лечь и умереть. Это не вариант, это совершенно не вариант. Остается только уйти на фриланс, заняться испанским, накопить денег и первого декабря смотаться на Кубу. Там тепло, красиво и от прошлой, относительно богатой жизни остались друзья. Вернешься весной.
Работаешь в Гаване по интернету — много работаешь. Пишешь рекламные статьи о чем попало, лишь бы были деньги. На Кубе навалом своих проблем, ты по-прежнему не в раю, но на душе у тебя легко. К тому же тебе открывается сантерия — красивейшая религия, основанная на мифах и верованиях африканского народа йоруба. В Гаване, в арт-переулке Callejon de Hamel, где по воскресеньям танцуют румбу, с ней может соприкоснуться каждый. Для кого-то это проходит бесследно и остается просто экзотикой. Только не для тебя.
Однажды сидишь за столом у кубинских друзей, и русские туристы спрашивают: «Олеся, а как получилось, что вы живете на Кубе?» И вдруг ты говоришь невероятные слова: «Да что-то моя жизнь как-то зашла в тупик, я решила уехать, подумать… может быть, напишу книгу». Это чистая правда, но в голове у тебя просыпаются все ворчуны мира: «Шоб я так жил, Кривцова, ты сама-то себя вообще слышишь?!» Обалдевшие собеседники ловят ртом воздух.
Сантерия наглядно показывает: в том мире, который мы все имеем по праву рождения, много волшебного и непознанного. Если однажды это прочувствовать, в твоей жизни становится больше солнца. Ты находишь свою собственную тему, на которую можешь писать. Личная жизнь закономерно налаживается. Тебе интересно с миром — миру интересно с тобой. Всё начинает работать правильно, старые тексты вынимаются из закромов и находят свое место в каких-то проектах и сборниках. Появляется смысл писать новые.
Вот тебе и писательский путь. Такой же, как и любой другой. Нет денег — заработай, нет связей — заведи, нет интереса к жизни — ищи. Не можешь — всё равно продолжай, верь в Бога, и однажды получится. Нет — оставайся неудачником. Всё нормально, небо на землю не упадет. Тебе на себя наплевать — всем на тебя наплевать. В этом тоже можно найти свой кайф. Но признайся: ты правда такого хочешь?
Две зимовки на Кубе — три месяца и полгода — перевернули мою жизнь. Потом было еще много всего, но в конце концов я поняла, какой темой займусь всерьез и надолго. Первая моя книга в твердом переплете вышла, когда мне было 49 лет. Вторая — меньше чем через год, третья сейчас пишется.
Всего в моей авторской серии, посвященной афрокубинским культам, будет семь книг с корешками всех цветов радуги. Жанр — магический реализм.
Как писатель, я оказалась в отличной компании. Вот вам всего пять имен. О сантерии писали кубинские этнографы Лидия Кабрера и Мигель Барнет, о поклонении богам йоруба много можно найти у бразильского писателя Жоржи Амаду. Касались этой тематики в своих произведениях Умберто Эко и Энн Райс. На самом деле писателей, художников, артистов, которых вдохновляли африканские боги, во всем мире было и есть значительно больше. Так что мой писательский путь вел в хорошую сторону.
О чем же конкретно мои книжки?
Красный корешок, силуэт лучника на фоне луны — «Семь африканских сил, корасон и падрино».
Это полудокументальная книга, в нее включены мои реальные кубинские дневники, которые я вела ежедневно. Она знакомит читателя с обыденной жизнью на Кубе и рассказывает, насколько плотно в нее вплетена мифология йоруба. Сюжеты этих мифов постоянно повторяются в современности, будь то в Гаване или в Подмосковье. И конечно, в книге много любви и страсти, ведь корасон это по-испански сердце.
Оранжевый корешок, силуэт воина на фоне джунглей — «Миру нужны мачете».
Здесь я решала предельно сложную и важную для меня художественную задачу. Вторая книга серии в любом случае самая тяжелая в написании, так что жалеть себя незачем. Это приключенческий роман, написанный от лица молодого чернокожего кубинца. Ему 20 лет, из родни у него осталась только бабушка, и он отчаянно ищет свое место в жизни. В XXI веке он проходит путь классического героя любой мифологии — от знака, что с привычной жизнью покончено, до возвращения домой. Читатель вместе с героем узнает массу интересного из истории кубинской революции, познакомится с обитателями кубинских джунглей, побывает на главной гаванской дискотеке и на карнавале в Сантьяго де Куба, поработает в автомастерской и даже столкнется с африканскими богами лицом к лицу. Элегуа, Огун, Йемайя, Очун, Обба, Чанго, Ойя, Осаин — я очень надеюсь, что эти имена запомнят и полюбят в России. В моем детстве было много таких книжек, и написать свою собственную — моя большая сбывшаяся мечта.
Желтый корешок, силуэт русалки на фоне моря. Эта книга пока в работе. Она о светлых и темных проявлениях женской природы, в которых очень хорошо разбираются в Африке и на Кубе. Думаю, многие женщины могут стать намного счастливее, если не будут считать свою темную сторону чем-то постыдным. От нее все равно никуда не денешься, и нечего прятать голову в песок. Да и мужчинам стоило бы о ней знать: матери, сестры, жены и дочери станут ближе и понятнее.
Я продолжаю работать, читать все доступные материалы о сантерии, Ифа, ориша — на русском, испанском, португальском, английском — и общаться с посвященными сантерос, русскими и кубинскими. В этом мне помогает ВК-сообщество EGBE IFA O DARA - Ифа Ориша Сантерия Пало, чьим постоянным читателем я была несколько лет, а потом меня пригласили стать одним из редакторов.
Книги доступны в электронном и бумажном виде, на сайте издательства «Скифия», в книжных магазинах и на маркетплейсах. Я всегда рада получить обратную связь и прислать книгу с автографом тем, кто пишет отзывы о моих книгах на своих страницах в соцсетях.