Впервые после двадцатилетнего перерыва балет Мариинского театра выступит на Исторической сцене Большого. Четыре представления балета «Дон Кихот» будут показаны 24, 25 (12:00 и 19:00) и 26 мая 2024 года.
История этого балета Людвига Минкуса, принадлежащего к шедеврам классического репертуара, тесно связана как с московской сценой (для которой он был создан), так и с петербургской (где продолжилась его жизнь).
Музыка Людвига Минкуса
Либретто Мариуса Петипа на сюжет романа Мигеля де Сервантеса Сааведры
Хореография Александра Горского (1902) по мотивам спектакля Мариуса Петипа
Постановка цыганского и восточного танцев Нины Анисимовой, постановка фанданго Федора Лопухова
Декорации Александра Головина и Константина Коровина
Костюмы Константина Коровина
Реставрация декораций Михаила Шишлянникова
С неизменным успехом Мариинский театр показывал этот спектакль в самых разных странах — Великобритании, США, Италии, Израиле, Германии, Китае. Московский зритель видел петербургского «Дон Кихота» в 1998 году — более четверти века тому назад.
В мае 2024 года Мариинский театр привезёт балет «Дон Кихот» со своими лучшими составами. 24 и 26 мая партии Китри и Базиля исполнят Рената Шакирова и Кимин Ким. 25 мая утром в главных партиях выступят Надежда Батоева и Филипп Стёпин, вечером — Виктория Терёшкина и Владимир Шкляров.
Основные этапы истории балета «Дон Кихот»:
Мировая премьера балета в хореографии Мариуса Петипа — 14 декабря 1869 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Александра Горского — 6 декабря 1900 года, Большой театр, Москва
Премьера версии Александра Горского в Мариинском театре — 20 января 1902 года
В балете «Дон Кихот», каким мы его знаем в наши дни, немного осталось от спектакля Мариуса Петипа. Но без балета Петипа не было бы и до сих пор идущего на многих сценах спектакля Александра Горского.
Балет «Дон Кихот» для труппы московского Большого театра Петипа поставил в 1869 году. Взяв за основу сюжета балета эпизод из романа Сервантеса, Петипа не стал хореографом-первопроходцем. Дон Кихоты путешествовали по европейским балетным сценам с середины XVIII века. Музыку для балета Петипа сочинил Людвиг Минкус. Это была их первая совместная работа, положившая начало многолетнему плодотворному сотрудничеству.
Для московской труппы Петипа поставил комедию, в которой был простор для мимической игры, а характерные танцы заметно преобладали над классическими. Однако уже в следующем сезоне балет сошёл с театральных подмостков.
В 1871 году Петипа переработал его для петербургской сцены. Изменения коснулись даже жанрового определения спектакля: в Петербурге забавные приключения заканчивались смертью Дон Кихота.
В петербургском спектакле увеличилось количество танцев, особенно классических. Исчезло мнимое самоубийство Базиля. Сохранился танец тореадоров в исполнении женского кордебалета в мужских костюмах (идея которого, очевидно, была заимствована из не шедшей тогда на сцене «Пахиты») и постановочные эффекты.
Порадовали петербургскую публику и четвероногие артисты.
Спектакль продержался в репертуаре тринадцать лет. В 1887 году он был перенесён на московскую сцену.
В Москве за редактирование этого балета взялся Александр Горский. Молодой и пылкий хореограф на заре ХХ века был под сильным впечатлением идей Станиславского и только что открывшегося Московского художественного театра. Во имя «жизненной правды» Горский превратил симметричный кордебалет, привычный для постановок Петипа, в играющую, переживающую, веселящуюся толпу. Он переосмыслил многие сцены, убрал трагический финал, придумал новых персонажей и в 1900 году представил публике свою замечательную работу.
В 1902-м «Дон Кихот» Горского был перенесён из московского Большого в Мариинский театр, сохранив и свои сценические «одежды», созданные художниками Александром Головиным, Константином Коровиным и Николаем Клодтом.
В спектакле Горского (имя Петипа в премьерной афише не значилось) появилась Уличная танцовщица. В сцене на площади её встречал вихрь взметнувшихся плащей, плеск вееров, и она исполняла танец между кинжалами, которые вонзали в землю тореадоры. Первой исполнительницей этой партии стала блистательная Ольга Преображенская.
В 1990-е, когда сцену Мариинского театра покрыли линолеумом, кинжалы были заменены кубками. Но не так давно зрителям «Дон Кихота» не просто вернули, но даже усилили острые ощущения: теперь артистки аккуратными pas de bourree обходят не деревянные рукоятки кинжалов, а металлические лезвия.
Горский отказался от предварявших картину сна элементов триллера и во главу классических танцовщиц–видений, помимо Китри, являющейся Дон Кихоту в образе прекрасной Дульсинеи, поставил еще и Повелительницу дриад, сочинив ей воздушную вариацию.
Партию Китри на премьере исполнила Матильда Кшесинская. Вскоре эту роль получили также Вера Трефилова и Анна Павлова.
Спектакль Горского прочно вошёл в петербургский репертуар.
В 1923-м он был возобновлён Фёдором Лопуховым, который очистил спектакль, по его словам, «от многочисленных наслоений, внесённых ставившими, исправлявшими и изменявшими его многочисленными балетмейстерами». Тонкий стилист Лопухов предложил свою версию испанского танца.
Фанданго Лопухова до сих пор сохранилось в спектакле, а поставленный им же цыганский танец в 1946 году уступил место другому, сочинённому темпераментной характерной танцовщицей Ниной Анисимовой.
«Дон Кихота» Горского несколько раз «приводили в порядок». В 1941 году сценарий был переработан историком балета Юрием Слонимским и свою редакцию хореографии предложил Владимир Пономарёв.
В 1943-м, когда театр был эвакуирован в Пермь, спектакль «переоделся» в костюмы и декорации Татьяны Бруни. Но в Ленинграде вернулся к старому оформлению, а в 1946-м получил новые танцы: Нина Анисимова поставила цыганский, восточный и сапатеадо. Сапатеадо сегодня не исполняется, восточный и цыганский сохранены.
Современный Мариинский «Дон Кихот», пожалуй, является чемпионом балетного репертуара по танцевальной «разноголосице»: он хранит «голоса» Мариуса Петипа, Александра Горского, Нины Анисимовой, Фёдора Лопухова. (Как и «Дон Кихот» Большого, но там в основную «партитуру» были вплетены другие «голоса»). И многие исполнители партии Базиля — и в том, и другом театре — вполне могут считаться соавторами хореографии главного персонажа: не раз индивидуальные придумки и трюки, призванные во всём блеске раскрыть возможности артиста, закреплялись в тексте вариаций. Для солистов «Дон Кихот» — это не только планка виртуозности, но и возможность окунуться в стихию игры, где даже небольшая роль способна расцвести целым букетом юмористических красок.