Найти тему
Царское Село

Царскосельские драконы. Часть 5. Парные вазы японской мастерской Андо

Продолжаем рассказывать про драконов. Сегодня – о парных вазах, выполненных в знаменитой мастерской Андо (город Нагоя, Япония), которые преподнёс в дар императору Николаю II японский император Тайсё.

Вазы украшены эмалями юсэн-сиппо с позолоченными и серебряными перегородками. Рассматривая вазу, будем подниматься снизу вверх. Нижняя часть ваз покрыта стилизованными повторяющимися изображениями пары драконов, которые держат в лапах пылающую жемчужину, и пары фениксов, заключёнными в картуши «крылья цикады». При этом ярко-коричневый фон в нижней части вазы выполнен в технике мусэн-сиппо (бесперегородчатая эмаль).

Средняя часть вазы покрыта изображениями распластанных на «авантюриновом» фоне бабочек (в фигурных картушах) и предметов «семи драгоценностей» (в крестообразных картушах), расположенных среди узора из растительных завитков каракуса («китайская трава»), соцветий хризантем и летящих фениксов.

Плечики вазы украшены повторяющимися изображениями фениксов и драконов на чёрном фоне в фигурных картушах.

На горле каждой вазы по обеим сторонам два фигурных медальона с изображениями дракона с пылающей жемчужиной среди молний и летящего феникса.

В ответ на визит великого князя Георгия Михайловича, который зимой 1915 года побывал в Японии на коронации японского императора, в сентябре 1916 года в Россию прибыл «его императорское высочество японский принц Канъ-Инъ, представитель особы японского императора». Из Москвы, где высокому гостю был оказан торжественный приём, принц последовал в Ставку Верховного главнокомандующего в Могилёве.

Николай II пишет супруге Александре Фёдоровне: «Он (принц) привёз мне и Алексею изящные подарки от императора и от себя. Я их отправлю в Царское, пожалуйста, вели открыть ящики и посмотри вещи». В Александровском дворце вазы украсили Портретный зал, они хорошо видны на автохроме Андрея Зееста. Сейчас вазы хранятся в фонде и участвуют во временных выставках.

Портретный зал Александровского дворца. Автохром Андрея Зееста, 1917. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»
Портретный зал Александровского дворца. Автохром Андрея Зееста, 1917. Из коллекции ГМЗ «Царское Село»

Читайте также:

Часть 1. Интерес к искусству Востока

Часть 2. Японские вазы из Зала с горкой

Часть 3. Подарок китайского императора Пу И

Часть 4. Курильница с изображением лотосов из Зала с горкой

Часть 6. Чайник с китайскими сюжетами