Продолжаем рассказывать про драконов. Сегодня – о парных вазах, выполненных в знаменитой мастерской Андо (город Нагоя, Япония), которые преподнёс в дар императору Николаю II японский император Тайсё.
Вазы украшены эмалями юсэн-сиппо с позолоченными и серебряными перегородками. Рассматривая вазу, будем подниматься снизу вверх. Нижняя часть ваз покрыта стилизованными повторяющимися изображениями пары драконов, которые держат в лапах пылающую жемчужину, и пары фениксов, заключёнными в картуши «крылья цикады». При этом ярко-коричневый фон в нижней части вазы выполнен в технике мусэн-сиппо (бесперегородчатая эмаль).
Средняя часть вазы покрыта изображениями распластанных на «авантюриновом» фоне бабочек (в фигурных картушах) и предметов «семи драгоценностей» (в крестообразных картушах), расположенных среди узора из растительных завитков каракуса («китайская трава»), соцветий хризантем и летящих фениксов.
Плечики вазы украшены повторяющимися изображениями фениксов и драконов на чёрном фоне в фигурных картушах.
На горле каждой вазы по обеим сторонам два фигурных медальона с изображениями дракона с пылающей жемчужиной среди молний и летящего феникса.
В ответ на визит великого князя Георгия Михайловича, который зимой 1915 года побывал в Японии на коронации японского императора, в сентябре 1916 года в Россию прибыл «его императорское высочество японский принц Канъ-Инъ, представитель особы японского императора». Из Москвы, где высокому гостю был оказан торжественный приём, принц последовал в Ставку Верховного главнокомандующего в Могилёве.
Николай II пишет супруге Александре Фёдоровне: «Он (принц) привёз мне и Алексею изящные подарки от императора и от себя. Я их отправлю в Царское, пожалуйста, вели открыть ящики и посмотри вещи». В Александровском дворце вазы украсили Портретный зал, они хорошо видны на автохроме Андрея Зееста. Сейчас вазы хранятся в фонде и участвуют во временных выставках.
Читайте также:
Часть 1. Интерес к искусству Востока
Часть 2. Японские вазы из Зала с горкой
Часть 3. Подарок китайского императора Пу И