Решили потихоньку двигаться к теме Востока. И потому, что в царскосельской императорской резиденции многое связано с ней. И потому, что 2024-й по китайскому календарю – год Дракона.
В истории создания царскосельского ансамбля интерес к искусству Востока прослеживался на всем ее протяжении. Для оформления интерьеров широко использовались изделия китайского и японского искусства (прежде всего – из фарфора и лаков), комнаты затягивались шелками, проектировались мебельные гарнитуры, в декор которых вводились мотивы шинуазри (от фр. chinoiserie – дословно «китайщина»). Так назывался китайский стиль не в оригинальном варианте, а в интерпретации европейских художников, который вошел в моду с 1720-х годов. Стилизация китайского искусства проявлялась во всех сферах художественной деятельности – в архитектуре, интерьере, мебели, фарфоре. По повелению Екатерины II – в годы всеобщего увлечения англо-китайскими садами – лучшие архитекторы того времени создали в Царском Селе целый комплекс построек в китайском стиле.
Из путешествия на Восток в 1890-1891 годах будущий император Николай II привёз значительную коллекцию предметов – как приобретённых им самим, так и принятых в дар. Часть из них украсила интерьеры его любимого дома – Александровского дворца.
Несмотря на значительные потери времен Великой Отечественной войны, воссозданы Китайская голубая гостиная, Китайская гостиная Александра I, Парадная лестница в Екатерининском дворце. Сейчас при поддержке компании «Газпром» возрождаются личные апартаменты императрицы Екатерины II в Зубовском флигеле Екатерининского дворца. Самый большой по площади из восьми интерьеров – Китайский зал. 155 лаковых панно по старинным технологиям изготавливают современные китайские мастера. «Восточные» раритеты, которые сейчас хранятся в фондах, вернутся на свое историческое место.
Читайте также:
Часть 2. Японские вазы из Зала с горкой
Часть 3. Подарок китайского императора Пу И
Часть 4. Курильница с изображением лотосов из Зала с горкой