Масленая неделя, Сырная неделя, Боярыня-масленица – как только не называли Масленицу в разные времена и в разных краях нашей необъятной страны. Праздник славян, пришедший к нам из времён язычества, сохранился с принятием христианства. Он был признан РПЦ и, как говорится, прижился в народе. В 2024 году Масленица начинается 11 марта и длится неделю. А что это за праздник и как его отмечают, мы спросили у сотрудников кафедры русского языка и русской литературы педагогического института НИУ «БелГУ».
Наталья Голева – доцент кафедры русского языка и русской литературы, кандидат филологических наук – познакомила нас с интересными названиями этого весеннего празднества. Масленица, Масленая, Масленая неделя, Масленичная неделя, Сырная седмица, Сырная неделя, Мясопуст, Мясопустная неделя, Блинная неделя, Молочная неделя – это всё о Масленице. А также Блинщина, Объедуха, Поползуха, Обжорная неделя, Весёлая Масленица, Масленое заговенье, Барыня/Боярыня-Масленица или даже Маслянка. Кстати, Масленицу Сырной (или Мясопустной) неделей называет именно церковь, так как приходится празднество на 7 дней, предшествующих Великому посту.
Обряд похорон кукушки?
А доцент кафедры русского языка и русской литературы, кандидат филологических наук Елена Ширина приоткрыла нашим читателям завесу тайны происхождения праздника, опираясь на исследования учёных.
– И современный исследователь А.К. Байбурин, и советский филолог В.Я. Пропп, как и русский собиратель фольклора А.Н. Афанасьев, а также другие дореволюционные фольклористы и этнографы, понимали, что в центре славянской аграрной культуры находится солнце. Период усиления cолнца до ХV века открывал новый – не только сельскохозяйственный, но и календарный год. Именно языческое почитание солнца, от которого зависит ход весны и будущий урожай, сопровождает праздник Масленицы.
Сегодня Масленица воспринимается также в связи с христианским постом. Однако обряды на Масленицу изначально связаны с попыткой влиять на плодородие – как и ритуалы других календарных праздников: веря в магическую силу слова, и на Рождество, и на Новый год славяне желали друг другу богатого урожая. А манипуляции с соломой, ветками берёзы или сосны на Масленицу, на праздник Купалы также связаны со стимулированием растительной силы земли. Славяне считали, что растительная сила возрождается через смерть – ведь зерно должно погибнуть, чтобы дать колосья. Отсюда и обычай изготовления чучела соломенной куклы и его сжигания как знак обмена энергией между людьми и силами природы.
Елена Алексеевна также рассказала, какие именно обряды были в Белгородской области. И хотя сегодня студенты не занимаются сбором фольклора, как раньше, в известном фильме Гайдая «Операция Ы», такая работа ведётся на более серьёзном уровне в Белгородском государственном центре народного творчества. По результатам выезда в районы Центр издает «Экспедиционные тетради». Так, тетрадь седьмая «Традиционная культура Чернянского района Белгородской области» (2011 года) включает воспоминания старожилов о масленичных катаниях на лошадях, санях, крыгах, указания на варианты игр с огнём – сжигание пурины (соломы), жгутов из соломы или конопли, колёс, чучела, обряд похорон кукушки, танцы у костра и перепрыгивание через него.
По словам доцента кафедры, обрядовые песни до нас не дошли, но, к примеру, в селе Волково всё ещё знают такой фрагмент утраченного народного обрядового текста: «Масленица-полизуха, полизала сыр-масло за няделькю».
Первый блин комАм?
Но не спешим расстраиваться, ведь сохранилось множество описаний этого празднества русскими классиками, а также ряд пословиц и поговорок, которые не только демонстрируют различные поверья, но и помогают понять, как народ относился к Масленице и другим значимым событиям. Ассистент кафедры, кандидат филологических наук Мария Голикова приводит самые распространённые из них:
- Не всё коту Масленица, будет и Великий пост;
- Без пирогов не именины, без блинов не Масленица;
- поджечь чужую масленицу (изменить кому-либо; новгородское выражение);
- понеслась масленица (о начале чего-то непонятного);
- Честная Масленица - широкая боярыня;
- Не житьё, а масленица.
По словам Марии Михайловны, самый известный «блинный» фразеологизм с Масленицей связан лишь частично, ведь блины, имевшие особое, сакральное значение, оказывались на столах наших предков в связи с разными, но неизменно важными событиями (от свадебного пира до поминальной тризны).
Происхождение фразеологизма овеяно легендами, - утверждает кандидат филологических наук. Так, распространена версия о том, что блин-то на самом деле не комом, а комам, т.е. медведям. Однако тщательное лингвистическое исследование разрушает эту гипотезу. Гораздо более правдоподобные версии можно встретить в трудах известных учёных и популяризаторов науки (В.Н. Телия, В.М. Мокиенко, С.А. Гурьяновой). Одна из версий гласит о том, что выражение появилось благодаря наблюдениям: недостаточно горячая сковорода не позволяет первому блину нормально прожариться, поэтому он сминается, т.е. превращается в ком. Однако анализ исходной формы фразеологизма и особенностей сакрального значения блина позволяет выдвинуть иную гипотезу. Считалось, что первый блин был самым важным, т.к. должен был быть предназначен усопшим членам семьи, предкам, чья значимость для всего рода не подвергалась сомнению. Если уж такой ценный блин не удавался, то что и говорить про всё кушанье! Подобное неуважение к духам однозначно служило предвестником бедствий.
Как видим, происхождение фразеологизма всё ещё вызывает вопросы. Но медведи здесь точно не причём. Хотя разнообразие блинов им, наверное, понравилось бы.
Привычка милой старины
«Блины, блины и блины! Блины гречневые, пшеничные (красные), блины с яйцами, с снетками, с луком...», - писал в романе «Пошехонская старина» Михаил Салтыков-Щедрин. А великий русский поэт А.С. Пушкин в своём романе в стихах «Евгений Онегин» величал русские блины «привычкой милой старины».
Доктор филологических наук, профессор Лариса Плотникова поделилась с нашими читателями рецептами блинов на Масленицу, которые сохранились в Белгородской области с незапамятных времён.
Блины на Масленичной неделе пекли каждый день, хотя в отдельных районах Белгородской области массово начинали печь блины с четверга. На блины звали гостей и угощали ими с маслом, сметаной, творогом, с вареньем, мёдом.
Общение с хозяйками – жительницами Белгородской области свидетельствует, что в основном при приготовлении блинов в нашей области пользовались традиционными рецептами. Для приготовления блинов хозяйки использовали в основном гречневую, пшенную или пшеничную муку. Как особенность, с понедельника до четверга выпекали пышные (дрожжевые) блины, а с четверга до воскресенья – тонкие блинцы на молоке и яйцах.
Среди многообразия рецептов приготовления блинов можно выделить те, которыми поделилась жительница г. Шебекино Н.М. Тарасова (81 год). Это гречневые блины. Их выпекают, как правило, во вторник, на «Заигрыши».
На 150 гречневой муки берут 2 яйца, щепотку соли, 250 мл молока и 125 мл воды. Хорошо смешивают муку, яйца и молоко и отправляют на 3 часа в холодильник. Потом вливают ледяную воду, перемешивают. Пекут на очень горячей сковороде.
Тыквенные блины. Ингредиенты: 1,5 стакана муки; 500 г тыквы; 2,5 чайной ложки сухих дрожжей; 3 яйца, 3 стакана молока; 3 столовые ложки сахара; щепотка соли; 3-4 столовые ложки растительного масла.
Дрожжи разводят в тёплом молоке, добавляют соль, сахар, яйца и, помешивая, добавляют муку. Тыкву натирают на мелкой тёрке, добавляют в тесто, перемешивают. В готовую смесь для блинов добавляют растительное масло. Выпекают на сухой сковороде.
Блины дрожжевые на крупе. Ингредиенты: 0,5 литра молока; 1,5 столовые ложки сахара; 0,5 чайной ложки соли; ¼ стакана крупы манной; ¼ стакана растительного масла; 1,5 стакана муки; 0,5 столовой ложки дрожжей.
В 350 мл тёплого молока добавляют сахар, дрожжи, перешивают. Насыпают муку и манку. Перемешивают всё до однородного состояния, накрывают миску полотенцем и ставят в тёплое место на 2 часа. Затем добавляют яйца (по одному, каждый раз взбивая тесто венчиком). Добавляют оставшееся молоко (горячее). Всё перемешивают и вливают масло. Самостоятельно регулируют густоту теста (это зависит от желаемой толщины блинов). Оставляют для подъёма на 30 минут. Выпекают блины на смазанной маслом раскалённой сковороде.
И не только же блины! Что и когда едим на «обжорной неделе»
Жители нашей области в приготовлении праздничных блюд придерживались устоявшихся традиций. В центре стола, конечно же, были блины. Однако на Масленичной неделе каждому дню были посвящены и другие блюда.
Но обо всём по порядку. Сотрудники кафедры языка и русской литературы педагогического института пояснили, что названия каждого из дней Масленицы зависели от того, как их полагалось проводить. Кроме того, принято было также различать Узкую Масленицу (первые три дня масленичной недели) и Широкую Масленицу (последние четыре дня).
Понедельник – «встреча». Народ начинал гуляния: пели песни, ходили в гости, готовили качели и карусели. Молодые отправлялись к старшим родственникам учиться печь блины. Нельзя было забывать и об усопших (первые блины относили на кладбище или отдавали нищим на помин). В первый день праздника готовили также вареники, чаще с творогом, их ели с маслом и сметаной.
Вторник – «заигрыши». Молодёжь каталась на заготовленных накануне каруселей, спускалась на санках с горок. С «удачными» прокатами было связано много примет, поэтому гуляющие старались от души. А свободные парни и девушки высматривали себе суженых. Парни угощались у девушек пирогами, запеканками и сырниками.
Среда – «лакомка». День был посвящён угощениям. Именно в среду следовало отведать знаменитых тёщиных блинов. Кроме блинов, готовили ватрушки с творогом.
Четверг – «разгуляй», «перелом», «широкий четверг». Начало Широкой Масленицы знаменовалось прекращением всех хозяйственных дел. Хороводы, песни, пляски, кулачные бои – находились развлечения для каждого. Стол в этот день разнообразили рыбными блюдами.
Пятница – «тёщины вечёрки». В пятницу зятьям следовало сделать ответный жест гостеприимства: со всеми почестями пригласить тёщу и угостить её блинами. Пекли также курник – большой слоёный пирог, который начиняли рыбой, яйцами, грибами с луком. А неженатые юноши шли к «катливой горке» и пробовали блины, приготовленные девушками, чтобы понять, кто здесь лучшая хозяйка и, следовательно, будущая жена.
Суббота – «золовкины посиделки». Сёстры мужа тоже не должны были быть обделены вниманием. В субботу золовки приходили в гости к молодым невесткам. В зависимости от того, была ли золовка замужем, подбирались и остальные гости. Кроме блинов, на стол подавали вареники, картофельные драники.
Воскресенье – «прощёное воскресенье». Этот день считался особенным на Масленичной неделе. Люди просили прощения у родных, близких, знакомых и даже незнакомых людей, чтобы очистить душу в преддверии Великого поста. Готовили яичницу. В блюда включали сыр, помидоры, грибы, зелень. Весело, с шутками и песнями, сжигали чучело Масленицы.
Из-за приближающегося поста столы на праздничной неделе были очень обильными, поэтому её в народе называли «обжорной неделей»: блины, блюда с рыбой, овощами, закуски, горячие супы и похлёбки, пироги и вареники с начинками из творога, капусты, картошки, вишни… Основным же блюдом были и продолжают оставаться румяные, золотистые блины, с которыми в первую очередь и ассоциируется Масленица.
Подготовила Ирина Усачёва на основе материалов, предоставленных заведующей кафедрой русского языка и русской литературы, доктором филологических наук, профессором Ириной Чумак-Жунь