Найти тему
Sputnik Азербайджан

Визит Токаева в Азербайджан: какие возможности для региона создают Баку и Астана?

Оглавление

Азербайджан и Казахстан сегодня, кроме развития двусторонних отношений по ряду направлений, также реализуют совместные инициативы, которые служат интересам Южного Кавказа и Центральной Азии.

Благодаря обширной программе взаимодействия главы государств двух стран и официальные лица находятся в постоянном контакте. Так, 11 марта начался очередной визит президента Касым-Жомарта Токаева в Азербайджан. В его рамках уже состоялся ряд встреч между руководителями бизнес-сообществ, представителями энергокомпаний, главами инвестфондов и министрами транспорта. К визиту Токаева также было приурочено второе заседание Делового совета Казахстан-Азербайджан.

Кроме того, состоялась встреча один на один Токаева с азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым. В присутствии глав государств были подписаны восемь меморандумов о взаимопонимании и сотрудничестве.

Энергетика всему голова

В числе подписанных документов особое внимание привлекает Меморандум о сотрудничестве между Госнефтекомпанией Азербайджана (SOCAR) и казахстанским "Казмунайгазом" об увеличении объемов транзита казахстанской нефти через азербайджанскую территорию. Стороны договорились увеличить транзит с нынешних 1,5 млн тонн в год до 2,2 млн тонн.

Важно выделить еще один пункт меморандума: SOCAR и "Казмунайгаз" договорились о сотрудничестве в сфере купли-продажи казахстанской нефти. И тут возникает вопрос: будет ли Азербайджан закупать казахстанскую нефть для внутреннего потребления или же дальше ее экспортировать? Напомним, что средняя цена казахстанской нефти в феврале текущего года составила $79 за баррель, тогда как азербайджанское "черное золото" торговалось на уровне $87 за баррель. В таком случае логичнее всего Азербайджану было бы покупать казахстанскую нефть для внутреннего потребления, а высвободившиеся объемы Azeri Light экспортировать на мировые рынки.

Отметим, что наряду с транзитом нефти страны также сотрудничают в деле транзита казахстанского урана через азербайджанскую территорию – с 2022 года начались регулярные поставки в Европу, а по итогам девяти месяцев прошлого года из порта Актау в бакинский порт Алят было перевезено 228 контейнеров с концентратом природного урана.

Энергосотрудничество Баку и Астаны распространяется также и на сферу "зеленой" энергетики. Так, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан в ноябре прошлого года достигли соглашения о поставках "зеленой энергии" из стран Центральной Азии в Европу через азербайджанскую территорию. Речь идет о подключении Казахстана и Узбекистана к проекту Black Sea Energy, который предусматривает поставки "зеленой" электроэнергии из Азербайджана в Европу по дну Черного моря.

-2

Кроме того, Баку и Астана реализуют проект прокладки оптоволоконной линии связи по дну Каспийского моря, который является частью проекта "Цифровой Шелковый Путь" (Digital Silk Way), предусматривающего создание цифрового телекоммуникационного коридора между Европой и Азией.

Баку и Астана повышают транзитный потенциал региона

Одним из главных проектов, где сотрудничают Азербайджан и Казахстан, является Транскаспийский международный транспортный маршрут (Средний коридор/ТМТМ), который позволит вывести транзитный потенциал региона на качественно новый уровень.

-3

В июне 2023 года Казахстан и Азербайджан создали совместное предприятие для развития ТМТМ, в рамках которого будет образована объединенная логистическая компания. Она будет заниматься синхронизацией тарифов, обработкой грузов на маршруте и упрощением всех процессов грузоперевозки.

Ожидается, что деятельность новой компании позволит сократить срок доставки по транспортному коридору до 18 дней в краткосрочной перспективе, а далее – до 10-15 дней.

Баку и Астана также работают над максимальной цифровизацией деятельности маршрута.

Важной составляющей развития Среднего коридора также является привлечение грузов. Токаев и Алиев приняли участие в церемонии в видеоформате по случаю прибытия в АР контейнерного поезда, отправленного казахстанским центром в китайском Сиане через ТМТМ по маршруту Китай-Казахстан-Азербайджан. Так, состав, груженный 61 контейнером, преодолел маршрут в семь тысяч километров за 11 дней. Ожидается, что казахстанский центр в Сиане будет отправляться по 10 контейнерных поездов ежемесячно по маршруту.

Отметим, что ж/д грузоперевозки между двумя странами по итогам первых двух месяцев текущего года выросли на 25%, превысив 539 тыс. тонн. А по итогам прошлого года транспортировка грузов между Казахстаном и Азербайджаном выросла в полтора раза – до 4,3 млн тонн, объем грузоперевозок по Среднему коридору между двумя странами увеличился на 65% и достиг 2,8 млн тонн.

Ожидается, что грузоперевозки по ТМТМ вырастут в три раза к 2030 году и составят 11,8 млн тонн.