Для начала, я хотел бы сказать следующее. Изначально, всё же, было снято три фильма про Джона Рэмбо, и то, продолжения как-то не особо планировались – история героя была закончена в первом фильме. Но, потом очень надо было «продвигать» важную на тот момент тему, так что «конвейер заработал», и на экраны вышли совершенно непохожие на первый фильм, «Рэмбо. Первая кровь, часть вторая» и, конечно же, «Рэмбо-3». И я обязательно скажу и про эти два фильма, так как это настоящее сокровище для моего канала…
Итак, что касается первого фильма. Наверное, все в курсе, что он снят по книге Дэвида Моррелла «Первая кровь»? Пересказывать я роман не буду, так как, скорее всего, про это слышали все. Да и про фильм я хотел бы сказать то, что это, очень сильная социальная драма, о том, как правительство США относилось на тот момент, к тем, кто вернулся из Вьетнама. Тех, кто выжил в том аду, в который их само правительство и отправило. Я напомню, что на тот момент, армия США была призывной, и, понятное дело, что далеко не все на тот момент желал служить в армии. Я не буду рассказывать про разного рода движения хиппи и прочее, я просто скажу, что по возвращении домой, эти люди оказывались изгоями, они не получали ни лечения, ни реабилитации, ни простого понимания со стороны окружающих. «Мы вас туда не посылали!»… И да, эти люди, в большинстве своём, становились бродягами, совершали преступления и тому подобные вещи. Так что, с одной стороны то, что шериф Тисл очень сильно не желает видеть ветерана Джона Рэмбо в своём городе – понять можно. Тем более, что шериф – сам ветеран, только Кореи. Но вот, в чём дело. Со времён Корейской войны прошло немало времени, в США многое изменилось. Те, кто воевал в Корее, не сталкивались с теми вещами, что ощутили на своей шкуре ветераны Вьетнама. И да, мне хотелось бы сейчас сказать несколько слов «без политики». В последнее время, у нас в России, принято считать, что те американцы, что воевали во Вьетнаме, все, как один, занимались расстрелами мирных жителей, сожжениями деревень и прочими зверствами. Нет, а что – ведь враги же! Ведь это именно США напали на Вьетнам, и всё такое. Да, я согласен, что США причинили Вьетнаму очень много вреда. Тут можно и про «агент «Оранж»» вспомнить, и про то, что минами очень большую территорию засеяли, и вообще, причинили стране очень много зла. И, тем не менее, я не стал бы ставить знак равенства между американцами во Вьетнаме и, например, немцами в СССР. Начать можно с того, что США совершенно точно не думали о том, что «а давайте просто убьём всех жителей Вьетнама, так как они – какие-то странные!». А вот нацисты, что напали на СССР, именно, что пришли убивать всех жителей СССР, так как Гитлер планировал именно – оставить не более нескольких миллионов русских. И, кстати говоря, опять же, некоторые американские военные, так или иначе, но помогали местным жителям. Не все, конечно, далеко не все – но и таких, как немцы, или японцы, среди американцев, всё же не было. При этом, да, я знаю и про Сонгми и про остальные подобны случаи. Но, как я уже говорил, это, всё же, скорее исключения из правил, хотя всё же, американцы тут были неправы…
Но, вернёмся всё же, к тем, кто после Вьетнама вернулся домой. Тут вот ведь, какое дело. На самом деле, они вернулись домой с очень нехорошей войны. Нехорошей, что называется, во всех смыслах этого слова. И какой приём их ждал? Что они получили? Давайте вспомним, как Рэмбо обыскивали в участке – у него при себе была медаль. Я не пересматривал фильм сейчас, так что не смог найти, какая именно, но одна из важных. Если брать книгу, то там список наград очень и очень большой – и всё это, очень важные награды. Почётная медаль Конгресса, пять Пурпурных Сердец, Серебряная Звезда – всё это, как говорится, внушает уважение… Собственно, понятно, что Рэмбо не был «просто солдатом», не был он пехотинцем, или кем-то подобным. Может, «зелёный берет», «туннельная крыса», или кто-то ещё. В общем, «ценный специалист», которого, фактически, армия создала чуть ли не с нуля. А потом – просто выбросила, как только война закончилась. И общество не приняло его… Так что, фильм «Рэмбо. Первая кровь» – это очень сильная и пронзительная социальная драма. Особенно там показательно то, что сначала полицейские, а потом и военные пытаются убить его, но – единственный человек, что гибнет в фильме, это полицейский, который свалился с вертолёта. Перед тем, он, как в тире, пытался застрелить Рэмбо из винтовки с «оптикой». Как мне кажется, его смерть – вполне себе заслуженна… И да, я в курсе, что в романе, Рэмбо валил полицейских, что называется, особо не стесняясь в средствах и, порой, с особым цинизмом. Его так учили, и он просто делает то, что умеет. Но мне больше понравилось то, что он делал в кино… Вроде как говорил им – «просто оставьте меня в покое!». И то, что Траутмен не застрелил его – вполне понятно и логично…
И вот мы перешли к «Рэмбо. Первая кровь, фильм второй» и «Рэмбо-3». И вот, если первый фильм был просто социальной драмой про военного, что «застрял на войне, на которую его «не посылали»», то вот эти два… Это лютейшая «агитка», призванная максимально «расчеловечить» советских военных.
Начать с «Первая кровь, фильм второй», или же, для простоты, «Рэмбо-2». Каков сюжет фильма? Джона Рэмбо «вытаскивают» из тюрьмы представители «конторы». Какой именно, понять, наверное, несложно? Задание – проникнуть на территорию Вьетнама и добыть данные о том, что там до сих пор содержатся в плену американские военные. На самом деле, я не знаю, были ли такие. Дело в том, что вьетнамцы, скажем так, обходились с американцами, с воистину азиатской «выдумкой» и изобретательностью. Стоит, наверное, вспомнить о том, какие ловушки они устраивали для американских военных во время самой войны, рассказать о том, чем они смазывали бамбуковые колья и прочее, чтобы с гарантией занести как можно больше «гадости» в раны, и так далее. И можно предположить, что, вряд ли кто-то, попав к ним в плен, мог надеяться на то, что он выживет там… Хотя, может, кто-то и выживал…
Так вот, Рэмбо должен добыть доказательства, что там есть «наши люди». Понятное дело, что, если бы он добыл такие данные, то, может быть, США бы снова объявили войну Вьетнаму, чтобы «вытащить» этих людей. Идея, наверное, хорошая, но – снова война? Снова будут гибнуть люди и литься кровь? Если вспомнить, как себя там вообще показала армия, какие на тот момент настроения царили в стране, не факт, что США пошли бы на такой шаг. Но вот, приказ отдан, снаряжение собрано, и Рэмбо, «человек-армия», летит во Вьетнам…
И вот что тут нам показали… Конечно же, злые и плохие русские. Вот мне интересно – а что они вообще там делают после войны? Это первое. Второе – да, там были военные советники. Не «Ли Си Цины», и прочие «лётчики», а советники, которые учили вьетнамских зенитчиков. И учили, к слову сказать, очень даже хорошо. А при чём тут показанные в фильме морпехи? По крайней мере, если по форме судить. И, конечно же, зверства в исполнении русских – куда же без этого, не так ли? Тут Рэмбо и током пытают, и раскалённым ножом режут, и всё остальное делают… И, конечно же, он всё выдержит и всех убьёт. Особенно – русских, конечно же. Ну и северовьетнамцев, да…
И вот тут, я вставлю небольшую ремарочку… Дело в том, что по какой-то странной причине, в американских фильмах про Вьетнам, очень редко говорят о тех самых зверствах, что сами американцы там устраивали. Только вот, Коппола (но его фильм «Апокалипсис сегодня» – это адаптация новеллы «Сердце тьмы», действие которой перенесли во Вьетнам), и Оливер Стоун показали что-то похожее на правду. И то – этого на самом деле, очень мало. А ведь был и «Агент «Оранж»», дефолиант, которым американцы хотели «извести» джунгли. Нет, а что? И летать мешают, и воевать там неудобно! Надо извести! Срочно! А то, что у вьетнамцев до сих пор рождаются дети с отклонениями в плане здоровья – как раз из-за всего этого, ну, «проблемы индейцев шерифа не волнуют», не так ли? Интересно, а те американцы, что разбрасывали с вертолётов этот самый дефолиант, и надышались – они что-то получили от своего правительства? Или про них тоже забыли? Вон, автор книги «Цыплёнок-ястреб», Роберт Мейсон, который сам пилотировал вертолёт, с которого и сбрасывали дефолиант этот – что-то подхватил «на память». И, скорее всего, из-за того, что пыль от этого дефолианта, попадала и в кабину. То есть, если разобраться, главное Зло для Вьетнама – не коммунисты Северного Вьетнама, не мифические русские, а… правильно, американцы.
И вот, значит, Джон Рэмбо, которого предают снова – ещё по пути, снова оказывается во Вьетнаме. Конечно же, задание будет выполнено (а кто-то сомневался?), но какой ценой? Его предала «контора», которой, оказывается, не нужно, чтобы Рэмбо кого-то там «вытащил» из плена, конечно же, за ним гонялись «плохие русские», которые, конечно же, мучили и убивали всех в округе, за ним гонялись вьетнамские солдаты, которые вообще, звери и садисты... А на самом деле, смысл у фильма какой? То, что враг – СССР! И врага, понятное дело, надо того… уничтожить! Нет, в самом деле, как там показаны русские! Злобные, недалёкие, жестокие, страшные и косноязычные – порой вообще, непонятно, что именно они пытаются сказать. Хотя, такое-то в порядке вещей. Ну, не ставят на такие роли людей, которые на самом деле могут говорить на русском языке.
Но, как мне кажется, третий фильм про Рэмбо вообще ставит мировые рекорды по русофобии и «клюкве». Начать с того, как американцы старательно показывают моджахедов – «хорошими ребятами», которых «злые русские» убивают всеми возможными способами. Противопехотные мины, заминированные игрушки и тому подобные вещи. Особенно, что касается игрушек… Насколько мне известно, это только гитлеровцы, да американцы такими вещами развлекались раньше и делают это сейчас. Советские солдаты – точно нет. А что касается «хороших парней»… Ну вот, ничего, что моджахеды вполне себе финансировались и снабжались через ЦРУ, и вообще, создавались только для того, чтобы нападать на советских солдат и правительство ДРА? То есть, сам по себе фильм «Рэмбо-3», буквально, до такой степени пропитан ложью, что воспринимать его, иначе, чем очередную попытку «расчеловечить» образ СССР в глазах американцев, как-то не получается. Кстати говоря, есть информация о том, что фильм этот, вроде как запрещали в СССР. С одной стороны, правильно делали, а с другой, его всё равно «крутили» в видеосалонах. И ведь посетители этих салонов, смотрели этот фильм, он им нравился, и они ВЕРИЛИ в то, что были плохие русские, и хороший Сталлоне!
Сложно, конечно, сказать, как сейчас люди относятся к этой трилогии фильмов, но вот то, что именно первый фильм был отличной социальной драмой о том, как государство, по сути, отказалось от тех, кого само же и отправило на войну, это факт. Очень мощный и пронзительный фильм, который, как мне кажется, будет вполне себе актуален и сегодня, учитывая, что там, у них, в США, ничего на этот счёт особо и не изменилось…