Здравствуйте, дорогие читатели.
Я все ждала, когда же прилетит мне за это. 7 лет работаю и вот дождалась!
Шутка! Не ждала я такого замечания, но разве меня кто спрашивал?!
Как я уже говорила, работаю я с разными категориями детей! Дети с тяжёлой речевой патологией и с нарушением регуляторного компонента требуют особого подхода.
Сегодня хочу рассказать о речевой доступности для таких детей.
Очень долгое время родителям транслировали, что с маленьким ребёнком необходимо разговаривать как со взрослым.
И вот эта фраза "как со взрослым" расценивается всеми по разному, но чаще всего с детьми начинают говорить сплошным потоком, который для ребёнка превращается в речевой шум.
Давайте вспомним, что слуховое восприятие формируется постепенно:
1. Сначала ребёнок реагирует просто на звук.
2. Затем на знакомый голос.
3. Затем учится реагировать на интонацию, тембр и темп.
4. И только потом начинает различать слова.
На эту тему можно посмотреть очень много опытов у Цейтлин, Лурии, Бельтюкова и других.
Конечно, на этом усвоение речи не заканчивается, но нас интересует именно начальный этап.
У детей с речевой патологией освоение речи идёт тем же путем, но гораздо позже и дольше. И вот, когда, такой ребёнок слышит весь этот речевой шум, способен ли он адекватно на него реагировать?
Естественно, в такой ситуации, мы спускаемся на начальный уровень и начинаем все с самого начала, учим ребёнка реагировать на звук, учим его понимать разницу между звуком и тишиной.
Далее постепенно усложняем. Но с самого начала мы должны ввести слова-метки, которые помогают регулировать деятельность ребёнка. Слова-метки должны быть простые, емкие и отражать необходимую суть. Для себя я собрала набор таких простых слов: "Стоп! Жди! Да/нет! Иди!"
Вопросы мы задаём так же просто, без долгих вступлений: "кто выполнил? Сделал? Готов?"
Да, звучат они может и не очень, но быстро становятся понятны ребёнку.
И вот на такие слова-метки очередная мама обиделась... Даже не знаю, придут они ещё или нет:)
Самое интересное, что все занятие прошло на благоприятной ноте и ребёнок был вполне доволен, даже к концу занятия сумел усесться и попытаться принять задачу, хотя в начале занятия я видела только "полевое" поведение.
Хотя не полевое оно совсем, но это уже совсем другая история...
Как думаете, как нужно разговарить дома с такими детками?