Найти тему

"Стоп! Жди! Нельзя!" - вы с моим ребёнком как с собакой обращаетесь

Здравствуйте, дорогие читатели.

Я все ждала, когда же прилетит мне за это. 7 лет работаю и вот дождалась!

Шутка! Не ждала я такого замечания, но разве меня кто спрашивал?!

Как я уже говорила, работаю я с разными категориями детей! Дети с тяжёлой речевой патологией и с нарушением регуляторного компонента требуют особого подхода.

Сегодня хочу рассказать о речевой доступности для таких детей.

Очень долгое время родителям транслировали, что с маленьким ребёнком необходимо разговаривать как со взрослым.

И вот эта фраза "как со взрослым" расценивается всеми по разному, но чаще всего с детьми начинают говорить сплошным потоком, который для ребёнка превращается в речевой шум.

Давайте вспомним, что слуховое восприятие формируется постепенно:

1. Сначала ребёнок реагирует просто на звук.

2. Затем на знакомый голос.

3. Затем учится реагировать на интонацию, тембр и темп.

4. И только потом начинает различать слова.

На эту тему можно посмотреть очень много опытов у Цейтлин, Лурии, Бельтюкова и других.

Конечно, на этом усвоение речи не заканчивается, но нас интересует именно начальный этап.

У детей с речевой патологией освоение речи идёт тем же путем, но гораздо позже и дольше. И вот, когда, такой ребёнок слышит весь этот речевой шум, способен ли он адекватно на него реагировать?

Естественно, в такой ситуации, мы спускаемся на начальный уровень и начинаем все с самого начала, учим ребёнка реагировать на звук, учим его понимать разницу между звуком и тишиной.

Далее постепенно усложняем. Но с самого начала мы должны ввести слова-метки, которые помогают регулировать деятельность ребёнка. Слова-метки должны быть простые, емкие и отражать необходимую суть. Для себя я собрала набор таких простых слов: "Стоп! Жди! Да/нет! Иди!"

Вопросы мы задаём так же просто, без долгих вступлений: "кто выполнил? Сделал? Готов?"

Да, звучат они может и не очень, но быстро становятся понятны ребёнку.

И вот на такие слова-метки очередная мама обиделась... Даже не знаю, придут они ещё или нет:)

Самое интересное, что все занятие прошло на благоприятной ноте и ребёнок был вполне доволен, даже к концу занятия сумел усесться и попытаться принять задачу, хотя в начале занятия я видела только "полевое" поведение.

Хотя не полевое оно совсем, но это уже совсем другая история...

Как думаете, как нужно разговарить дома с такими детками?