Рой Кон, наставник вновь избранного президента Дональда Трампа учил своего подопечного никогда не признавать ошибок, не сдавать назад, говорить о своей победе даже в самом плачевном положении. Автор этого канала далеко не Трамп, поэтому может себе позволить посыпать голову пеплом – в конце концов, меня никто не заставлял выступать с эффектными заявлениями в начале 2024-го. Будь Киновед скромнее, не пришлось бы сегодня смотреть в пол и мямлить что-то в свое оправдание. А впрочем – никаких угрызений совести, на самом деле, я не испытываю! Все мои тексты пишутся только для того, чтобы вы могли сказать, повторяя мимику и жесты персонажа Дэниела Дэй Льюиса из "Банд Нью-Йорка": "Что, черт возьми, автор, ты такое несешь?!" Поэтому давайте еще раз от души повеселимся – теперь над подведением итогов.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
Работу над ошибками мы проведем с тремя текстами, вышедшими год назад. В них я попробовал проанализировать некоторые коммерческие перспективы главных проектов на тот момент наступавшего года и настроения в сообществах зрителей и критиков. Получилось не очень, но так и я ведь не бабка Ванда и не Олег Шепс. Да и вообще, покажите мне того, кто смог сделать прогноз на события в мире кино в 2024 году точнее! Что? Нет таких? И почему я не удивлен. Все стали слишком аккуратными в суждениях, а ваш покорный слуга не боится проявить инициативу и делать смелые умозаключения. И пусть с реальностью мои прогнозы совпали не во всем – это было здорово!
А теперь – пройдем по пунктам.
Первый текст был общим и дающим определенную свободу фантазиям.
В материале "Вот как всё будет: 10 кинопредсказаний на 2024 год" я попробовал прочувствовать настроение наступающего года. Мне хотелось, чтобы он был необычным, ярким, вызывающим, заставляющим публику наслаждаться увиденным, а затем истово спорить о смыслах. Так что некоторые прогнозы действительно были отчаянно смелыми.
В частности, я посулил "Оскар" в категории "Лучший фильм" картине Йоргоса Лантимоса "Бедные-несчастные". Признаю, поспешил. Был под впечатлением от прекрасных форм Эммы Стоун и невероятного грима Уиллема Дефо. Победил, как вы помните, "Оппенгеймер" Кристофера Нолана, поэтому я остался доволен – обе картины по-своему хороши.
Самым кассовым фильмом года мне почему-то хотелось видеть "Муфасу". И нашел этому объяснение, хотя даже меня самого оно сегодня не убеждает. Как, видимо, фильм не убедил и свою аудиторию – несмотря на бодрый старт, вряд ли можно ожидать, что приквел "Короля-льва" по итогам проката одолеет планку в миллиард долларов. Так что снова провал.
Наиболее катастрофический провал я пророчил новым "Охотникам за привидениями". Для точного подведения итогов здесь нужна сложная математика, но в целом считаю этот прогноз сработавшим четко. Да, какие-нибудь "Каскадер" или "Мадам Паутина" собрали в прокате еще меньше, но от них никто и не ждал прорыва. А "Леденящий ужас" претендовал на победу.
Неоспоримый успех в моей линии прогнозов – первенство "Дэдпула 3" над "Джокером". Фильм 2019 года стал первой картиной с взрослым рейтингом R, которому покорился рубеж в миллиард долларов мировых кассовых сборов. Перед "Дэдпулом и Росомахой" стояла задача не просто обойти соперника, но сделать это максимально уверенно, чтобы не было поправок на инфляцию и прочее. Рейнольдс и Джекман справились на "ура". Ставлю себе "плюс".
Предвыборный год и острая тематика подтолкнули меня назвать "Падение империи" Алекса Гарленда претендентом на звание самого обсуждаемого фильма 2024 года. Здесь могу судить только по собственным ощущениям, и скорее всего, мы были недалеко от истины. Что обсуждалось больше? "Дэдпул"? "Головоломка"? "Анора"? "Падение" громко заявило о себе и многим запомнилось – считаю, можно занести мне его в зачет.
В соревновании за зрительские денежки между "Фуриосой" и "Дорогой ярости" я оказался полностью неправ. Фильм с Аней Тейлор-Джой и Крисом Хемсвортом собрал вдвое меньше своего предшественника, чем скорее всего поставил надежный заслон на пути будущих возможных продолжений франшизы "Безумный Макс". Обидно. Кино-то хорошее. И Фуриоса в нем классная!
С "Гарфилдом", который в моих прогнозах должен был обойти по популярности "Головоломку 2", я, конечно, тоже сильно облажался – пиксаровский мульт собрал в мировом прокате в семь раз больше, чем рыжий котяра, и стал самым кассовым фильмом года. В Disney сделали выводы из предыдущих провалов и ударили самым мощным орудием. Мы с Гарфилдом были обречены...
А вот за смелый прогноз о том, что "Джокер 2" окажется зрителям менее интересен, чем "Гладиатор 2", я бы себе дал сразу два балла – год назад никто не верил в то, что у Ридли Скотта что-то получится, и наоборот, все были уверены в очередном успехе Тодда Филлипса и Хоакина Феникса. Я ситуацию видел иначе и ставку сделал вполне осознанную. Итог: сборы "Гладиатора" вдвое выше, чем у "Джокера".
Еще две мои ставки просто не сыграли: релиз "Микки 17" перенесли на 2025-й, и на "Оскар" он будет претендовать только через год, а сравнить новые фильмы Роберта Эггерса и Джордана Пила не получилось – последний свой новый хоррор всё еще не снял. Итого получается, что в четырех прогнозах я оказался тотально неправ, два прогноза не сыграли, еще два спорно, но скорее трактуются в мою пользу и последние два я угадал безоговорочно. У вас может быть другая математика, но считаю, что сделал верно половину своих предсказаний. Да, это немного, но проигранные прогнозы были дерзкими и эффектными – мне за них не стыдно.
Два других текста проанализировать будет гораздо проще. В самом начале 2024-го я написал о тех картинах, которые имеют, на мой взгляд, наибольшие шансы одолеть символическую, но престижную планку в один миллиард долларов кассовых сборов. А днем позже предположил, какие из блокбастеров ожидает самое большое коммерческое разочарование. Давайте посмотрим, насколько прозорлив я оказался на этих нивах.
С миллиардом всё предельно просто. Формально, 2024 год заканчивается с двумя картинами, вошедшими в неформальный "Клуб голливудских миллиардеров". С 1,7 миллиарда первое место в топе заняла "Головоломка 2", а вторую строчку с 1,3 миллиарда облюбовали "Дэдпул и Росомаха". Каких-то 30 миллионов (известно каких – российских) не хватило "Гадкому я 4", чтобы перемахнуть заветную ленточку, но чуть-чуть, как известно, не считается. В рывок "Моаны 2", "Муфасы" и "Соника в кино 3" не очень верю, поэтому склонен полагать, что итоговая пятерка самых кассовых картин 2024 года не изменится – миллиардера у нас только два.
Что же я писал об этом год назад? В моем предполагаемом топ-5 картины расположились в следующем порядке:
1. "Муфаса"
2. "Гадкий я 4"
3. "Дэдпул и Росомаха"
4. "Гарфилд"
5. "Головоломка 2"
Да, порядок претендентов несколько иной, но хочу отметить, что я верно внес в пятерку лидеров все три самые кассовые картины года, здорово промахнулся с "Гарфилдом" и не лишился надежды на то, что "Муфаса" себя еще покажет. Вроде бы точно ничего не угадал, но с другой стороны – оказался очень близок к верному ответу. У вас получилось спрогнозировать лучше? А можно увидеть этот прогноз? Нет? Ну, то-то же. А у Киноведа всё на ладони.
Теперь о провалах. Пророчить крах в Голливуде еще более неблагодарное занятие, чем делать ставки на вероятных победителей – слишком много неизвестных в этих уравнениях. Кино может объективно получиться плохим, на зрительский интерес могут повлиять другие релизы, мировая касса не застрахована от сезонных колебаний и влияния стихии. Наконец, серьезным фактором стало то, что некоторые картины публика просто не хочет смотреть в кинотеатрах и готова дождаться их появления на онлайн-платформах. И от качества фильма это не очень зависит. Но кое-какие тренды, я, мне кажется, научился улавливать.
Итак, вот кого я объявил потенциальными неудачниками 2024-го.
- "Аргайл: Супершпион" – кино хорошее, но в прокате совершенно не выстрелившее. Меньше 100 миллионов долларов сборов при бюджете в 200 миллионов. Провалище!
- "Лиза Франкенштейн" – молодежная хоррор-комедия с великолепной Кэтрин Ньютон. Я в восторге от чувства юмора Дьябло Коди, но нас таких всего двое на Земле. Отсюда и постыдные 10 миллионов долларов в прокате. Провал.
- "Мадам Паутина" – ну, тут не нужно быть Нострадамусом, чтобы настрадать провал. На Джонсон, Суини и Монер готов смотреть бесконечно, но не в этом фильме. Касса 100 миллионов при таком же бюджете. Провал.
- "Омен. Первое знамение" – признаться, думал, будет хуже. Оценки зрителей и критиков положительные, есть отличный мостик в продолжение, по сборам в кинотеатрах чуть не окупился, но добрал на видео. Успех.
- "Горизонты: Часть первая" – вестерн-трилогия Кевина Костнера выглядит грандиозно, но целевая аудитория у таких картин почти нулевая. Даже громкие фестивальные премьеры прокату не помогли. Провал.
- "Смерч 2" – тут я промахнулся по-большому. Крепкий фильм-катастрофа с хорошими актерами, впечатляющими эффектами, почтением к оригиналу. И соответствующая касса – 350 миллионов долларов сборов. Успех!
- "Охотники за привидениями. Леденящий ужас" – писал выше. На мой взгляд, перезагрузка не взлетела. Да и судя по сборам (200 миллионов при бюджете в 100 миллионов), публика не в восторге. Я бы сказал, провалище.
- "Планета обезьян: Новое царство" – остаюсь в недоумении относительно феномена "Планеты обезьян", искренне не понимаю, зачем люди это смотрят. Отсюда, видимо, и мой промах с прогнозом. Успех.
- "Чужой: Ромулус" – тут я искренне рад своей ошибке. Внутренне боялся, что ничего не выйдет, но получилось добротное кино (за исключением финального монстра). Касса 350 миллионов при затратах в 80 – это успех!
- "Крейвен-охотник" – очередной кинокомикс от Sony еще идет в кинотеатрах, но мне кажется очевидным, что картина не окупится. В общем-то, отказ студии от продолжений этой линейки говорит сам за себя. Провал.
В итоге – из десяти предложенных картин провалились шесть, и четыре оказались вполне успешными. Выступил ли кто-то хуже тех лент, которые я взял за основу? Ну, наверняка от "Бордерлендс" специалисты ожидали большего. Про "Байкеров" было много разговоров, а в результате – пшик. "Министерство неджентльменских дел" явно заслуживало большего, но почему-то не зашло. Однако в целом, считаю, что мне удалось подойти довольно близко. Не самая снайперская точность, но у нас тут и не этап мирового кубка по биатлону.
Что скажете? Будете доверять впредь моим умозаключениям? Потому что я на этом точно не остановлюсь и обязательно подготовлю какие-то подобные подборки на предстоящий год. Уверен, нам будет о чем поспорить в комментариях, да и на протяжении всего 2025-го. Главное, оставайтесь на связи, а я обеспечу вас текстами, за которые вам захочется оттяпать мне пальцы и язык. Если вы любите не только смотреть фильмы и сериалы, но и читать о них, заглядывайте на канал Киноведа в штатском регулярно – у нас бывает интересно. А еще лучше – подписывайтесь на нас в телеграме, там вы точно ничего не пропустите. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, прогнозируйте лучшее, и...
Увидимся в кино!