Найти тему
Грохот Истории

Невинные узницы Кексгольма. Как императрица решила преподать урок потомкам самозванца

- Государыня, прошу вас помиловать жен и детей этого злодея Пугачева, - робко обратился к Екатерине II один из ее приближенных.

- Они ведь ни в чем не виноваты, просто попали под горячую руку бунтовщика.

Императрица нахмурилась и отвернулась к окну, задумавшись. Некоторое время в кабинете висела тяжелая тишина.

- Виноваты они или нет, но эти женщины связаны с самозванцем. А его преступление не имеет оправдания, - наконец произнесла Екатерина.

- Они должны быть наказаны, чтобы другим было неповадно поддерживать мятежников. Но казнить их я не стану, будем милосердны.

Вельможа облегченно вздохнул, но тут же напрягся, услышав следующие слова государыни:

- Отправьте жен Пугачева с их детьми в Кексгольмскую крепость под строжайший надзор. Пусть отбывают свое наказание за связь с бунтовщиком вдали от людских глаз. А теперь оставьте меня.

Екатерина отвернулась к окну, давая понять, что разговор окончен. Так решилась судьба Софьи и Устиньи с их детьми, невинных жертв честолюбивых планов Емельяна Пугачева...

Екатерина II
Екатерина II

Емельян Пугачев имел две жены - законную супругу Софью Дмитриевну и "новую императрицу" Устинью Петровну Кузнецову, полевую жену. У Софьи от Емельяна было трое детей - сын Трофим и две дочери, Аграфена и Христина.

После подавления бунта Пугачева и его казни, Екатерина II распорядилась арестовать жен самозванца и его малолетних детей. Хотя следствие признало женщин невиновными, императрица приказала "отдалить их без наказания" из родных мест.

Софья встретилась с Пугачевым в последний раз во время осады Казани в 1774 году. Она оплакивала своего мятежного мужа, называя его "неверным супостатом". Тем не менее, Емельян приказал поставить палатку для Софьи и детей рядом со своим шатром. Он привечал детей, но с женой старался не разговаривать.

Пугачев, семья
Пугачев, семья

После разгрома под Соленикиной ватагой Софья и сын Трофим стали свидетелями предательства атаманов и ареста Пугачева. Казаки вязали самозванца на их глазах, а Софья с сыном горько плакали.

Вторую жену Пугачева, 17-летнюю Устинью Кузнецову, взяли в плен раньше - в апреле 1774 года при взятии Яицкого городка. Юную "амператрицу" допрашивал генерал Потемкин, который, как гласят слухи, некоторое время держал ее своей наложницей.

После долгого следствия Сенат постановил отправить обеих жен Пугачева с детьми под постоянный надзор в крепость Кексгольм рядом с Санкт-Петербургом. Им назначили казенное содержание по 15 копеек на человека в день.

В январе 1775 года семью самозванца под конвоем доставили в Кексгольм. Софья, Устинья, Трофим, Аграфена и Христина поселились в одном казематев Круглой башне крепости. Их держали инкогнито, коменданту было приказано не разглашать, кто они такие.

Емельян Иванович Пугачев
Емельян Иванович Пугачев

Условия содержания в Кексгольме были очень тяжелыми. Особенно страдала вскормленная в степях Софья - ей было непривычно балтийское нездоровье. Даже получая скромное пропитание, узники жили "порядочно", как отмечали позже чиновники.

В 1797 году новый комендант крепости, граф де Мендоза Ботелло, обнаружил, что дочь Пугачева Аграфена родила сына. Выяснилось, что предыдущий комендант Гофман снасиловал девушку. Начали расследование, но младенец Андрей, внук Пугачева, вскоре умер от болезни, и дело было прекращено.

В 1803 году император Александр I, посетив Кексгольм, был потрясен увиденным. Он распорядился освободить семью Пугачева из тюрьмы, разрешив им жить в посаде без караула, но с запретом покидать город.

Устинья Кузнецова скончалась 18 ноября 1808 года в возрасте 51 года, проведя в заключении 33 года. О дате смерти Софьи точных сведений нет, но в 1811 году ее уже не было в живых.

Декабристы, заключенные в 1826 году в ту же Круглую башню, застали лишь Аграфену - последнюю из детей Пугачева. Трофим и Христина к тому времени умерли. Аграфена скончалась 7 апреля 1833 года в возрасте 65 лет.

Так закончилась печальная история невинных жертв жестокого самозванца. Екатерина II несправедливо обошлась с родственниками бунтовщика, приговорив их к многолетнему унизительному заключению. Это одна из трагических страниц в истории Российской империи. Друзья, спасибо вам, что подписываетесь на меня, это величайшая награда!