Осенью 2023 года я проходила обучение для повышения квалификации. В данном курсе предлагались различные задания на отработку техник для использования в консультациях. И одно из заданий было: "Опишите клиентский случай с особенностями сексуальных дисфункций, обусловленных неврозом. В качестве примера можно взять литературного персонажа или героя фильма." Для анализа я взяла главную героиню Элизабет из фильма "Ешь, молись, люби", которую сыграла Джулия Робертс.
Лиз работает журналисткой, пишет книги, статьи. Замужем 8 лет, детей нет, переехали с мужем не так давно в новый дом, но счастья она не испытывает. Ее мужчина достаточно инфантильный, часто меняет профессии, не может ни в чем определиться и взять ответственность, снова задумывается о том, чтобы пойти учиться, что не очень радует женщину. Элизабет после разговора с подругой, которая недавно родила, понимает, что она мечтает всю жизнь не о детях (как ее подруга), а о путешествиях (скорее всего о свободе, которая выражается в путешествиях). И вот тут появляется ее внутриличностный конфликт между "Хочу-Могу", между желанием и долгом, потому что ее желания не совпадают с желаниями мужа, она должна быть такой, к какой все привыкли, для сохранения брака. Начинается процесс сомнений, постоянных размышлений о своей жизни и главном вопросе: "Это то, чего я действительно хочу и хотела всю жизнь? Эта жизнь мне подходит?"
После долгих размышлений главная героиня поняла, что не хочет быть замужем и хочет развестись. И практически сразу после такого решения она встречает другого мужчину, моложе ее, и ныряет с головой в новые отношения. В своей книге она писала:
"Я растворяюсь в том, кого люблю, я проницаемая оболочка. Если я люблю тебя - все твоё: мои деньги, мое тело, моя собака, деньги моей собаки. Я приму на себя твои долги, припишу тебе высшие достоинства, которые ты и не знал в себе. Я дам тебе все это и больше, пока не останусь опустошённой".
И так она делала в жизни, у нее была потребность в созависимых отношениях. Это подтверждают даже друзья, отмечая, что: «Ты была похожа на Стивена, а сейчас на Дэвида». Она действительно сливалась со своим партнером во всем, даже в стиле одежды, что уж говорить о мышлении и жизни в целом. У Лиз яркая проблема с самоидентичностью, она себя совершенно не знает, не понимает, а приспосабливается к партнеру, подстраивается к нему.
В новых отношениях появляется еще одна проблема, проблема секса. Его слишком мало, причем отталкивает ее мужчина, требуя не превращать это "в рутину". И снова в ее голове начинается поток сомнений, а правильно она вообще делает, просыпается тот же внутриличностный конфликт. Ее одолевают страхи, самый большой из них - это страх одиночества. Лиз боится остаться наедине с собой, со своими мыслями. Это подтверждается в разговоре с подругой, когда она говорит, что "всю жизнь меняла парней друг за другом, не имея возможности хотя бы 2 недели пожить для себя. А теперь она ничего не чувствует, даже "пульса нет". Это говорит о мертвости ее души, ее мыслей, ее жизни.
Она принимает решение расстаться с этим молодым человеком, уехать в путешествие на год. Сначала она объедается вкусной едой в Италии, потом едет в Индию медитировать в ашраме, а заканчивает свой путь на Бали, где у старика-проповедника учится гармонии. Весь этот долгий путь она чувствует вину перед бывшим мужем, что не смогла сохранить брак, но в Индии прощает себя, принимает свое решение. Весь этот год она не встречается ни с какими мужчинами, не вступает в сексуальную связь, одевается достаточно скрытно, как будто отрицая свою сексуальность и женское начало (брючные костюмы, длинные бесформенные платья, цвета все приглушенные).
Благодаря путешествиям Лиз получает много положительных эмоций, переосмысливает свой опыт, возвращает контроль над эмоциями, обретает желаемую гармонию. Она знакомится с собой и принимает себя. И вот снова встречается мужчина, переживший похожую историю с разводом, находящийся во взрослой позиции, испытывающий такие же страхи перед новыми отношениями, что и Элизабет, но все же преодолевающих их. Женщина входит в эти отношения, но как только мужчина предлагает ей намного больше, чем просто роман, она испытывает страх, страх потери "гармонии", которой она смогла достичь в одиночестве. И снова сомнения по поводу своих решений, снова страх потерять себя, снова конфликт "хочу быть рядом с этим мужчиной, но не могу потерять ту стабильность, которую создала себе". И после долгих раздумий, разговора с проповедником, она принимает решение побороть свой страх и вступить в новые отношения, испытывая искренние чувства.
Оценивая поведение Элизабет, сложно сделать, по моему мнению, определенный вывод относительно невроза (есть или нет). У меня сложилось впечатление, что у нее смешанные признаки, связанные как с неврастенией, так и с неврозом навязчивых состояний. Женщина испытывает эмоциональное, умственное, физическое истощение, а также тревогу и возбудимость, приводящие к дезадаптации ее в отношениях с мужем (бывшим мужем). При этом существуют противоречия между внутренними интенциями: желанием и долгом, "хочу, но не могу". Также явные проблемы с сексульной сферой, как в первых отношениях, так и во вторых. Происходит слияние с партнером и потеря собственной идентичности. Она во всех отношениях, как будто играет роль матери, потому что мужчины достаточно инфантильные, находящиеся в детской позиции, а между "мать-сын" не может быть сексуальных отношений, выглядит как "инцест". При этом проблемы с принятием своей сексуальности и женственности также влияют на сексуальное влечение. Так как женщина чаще уходит в созависимость и начинает сливаться с партнером, то она автоматически теряет СВОЕ состояние женщины, перестает ощущать СВОЕ тело, понимать СВОИ желания, осуществлять СВОИ цели.
Автор: Соловьева Алина Юрьевна, Психолог
Ссылка на первоисточник статьи: https://www.b17.ru/article/471055/