Порой кажется, что XXI век только начался, но на самом деле прошла уже почти его четверть. Что мы смотрели в начале 00-х? Поностальгируем.
«Бандитский Петербург»
2000-е стартовали с сериального переосмысления «лихих» событий прошлого десятилетия. Центром криминально-ментовской телевизионной жизни стала Северная столица, а «Бандитский Петербург» спустя годы начали называть «энциклопедией российской действительности 90-х». Написал эту энциклопедию Андрей Константинов, а срежиссировал Владимир Бортко. Между создателями случались творческие ссоры, прежде всего, писатель и режиссёр спорили об исполнителях главных ролей. Так, например, журналиста Обнорского мог сыграть Дмитрий Нагиев, а Барона и Антибиотика — Олег Ефремов и Михаил Ульянов. Вместо них в ленте появились Александр Домогаров, Кирилл Лавров и Лев Борисов.
Музыку для сериала создал Игорь Корнелюк. Бортко дал композитору установку: не обращать внимания на бандитский мир, а «писать как для фильма о любви». Следовал этим рекомендациям Корнелюк или нет, но саундтрек — вместе с открывающей песней — получился пронзительным.
- Читайте также: Музыка Игоря Корнелюка в фильмах и сериалах Владимира Бортко
«Бригада»
Мог ли в 2002 году Алексей Сидоров представить, что его дебютная работа через несколько лет станет классикой? Вряд ли, пусть и ориентировался он на культовые фильмы «Лицо со шрамом», «Однажды в Америке» и «Крёстный отец».
Остросюжетный сериал, да ещё на такую «больную» для страны тему, сразу привлёк внимание зрителей и критиков и стал поводом для споров. Одни обвиняли «Бригаду» в опасном заигрывании с сомнительным прошлым, излишней романтизации маргинально-гангстерского образа жизни и переживали за впечатлительных юношей, посмотревших все 15 серий — как бы чего не вышло. Другие восприняли ленту как дидактический материал: мол, смотрите, ребята, что случается со всеми бандитами — это путь в никуда.
Так или иначе, «Бригада» невероятно сильно отпечаталась в народном сознании. Стоит только заиграть вступительной теме Алексея Шелыгина, как Безруков, Дюжев, Вдовиченков и Майков — актёры с внушительной фильмографией — превращаются в Белого, Космоса, Фила и Пчёлу.
«Убойная сила»
Оттолкнувшись от уже вовсю гремевших «Улиц разбитых фонарей», Константин Эрнст и компания в 2000-м году запустили свой рейтинговый проект. Вселенную Дукалиса, Ларина, Мухомора и других героических личностей пополнили не менее яркие Плахов, Рогов, Любимов и Виригин, постепенно перетянувшие на себя основное зрительское внимание.
«Убойная сила», по сути, открыла новую суперзвезду — Константина Хабенского, и доказала, что «ментовской» сериал может совмещать в себе не только череду преступлений с гениальными озарениями правоохранителей, но и стать настоящей приключенческой драмой. Особенно ярко это проявляется в «выездных» эпизодах — Чечне, США, ЮАР и т.д.
«Моя прекрасная няня»
«Она работала в бутике Бирюлёво, пока её парень не выкинул с работы…» — музыкальная «открывашка» сериала сразу вводит зрителя в курс дела, чётко объясняя, как главная героиня оказывается в доме влиятельного продюсера. Такой оригинальный ход, как и песня, с первых серий привлекли внимание народа, который неотрывно следил за развитием отношений простушки Вики и толстосума Максима Шаталина.
«Моя прекрасная няня» стала одним из первых адаптированных западных ситкомов, проложив дорогу на российское ТВ для других подобных проектов. А ещё предъявила телевизионному миру Анастасию Заворотнюк, напомнила о Сергее Жигунове и дала возможность проявить комедийный талант Борису Смолкину и Ольге Прокофьевой.
«Не родись красивой»
Эстафету адаптаций продолжил сериал «Не родись красивой». Сумасшедшие рейтинги обеспечили хоть и предсказуемый, но яркий сюжет, где искренняя и невинная главная героиня становится богатой и успешной, а также красавица Нелли Уварова, которую всей съёмочной бригадой маскировали под дурнушку.
Лента была настолько популярной, что через несколько месяцев после премьеры компания Sela выкупила торговый знак вымышленной фирмы Zimaletto, чтобы продавать под этим брендом одежду. Кроме того, проект мог дать фору любому сериалу по количеству звёздных камео: там засветились и Оксана Фёдорова, и Тина Канделаки, и Алина Кабаева, и Эвелина Хромченко, и, конечно, Юлия Савичева, которая в каждой серии призывала Катю Пушкарёву «оставаться самой собой».
«Солдаты»
Сериал «Солдаты» изначально рассказывал историю о невзгодах и радостях двух молодых призывников — Михаила Медведева и Кузьмы Соколова. Но с течением сезонов зрители наблюдали всё новые бытовые армейские зарисовки, где находилось место и драме, и юмору. Фамилия Шматко за годы «службы» её обладателя превратилась в имя нарицательное, народный лексикон пополнила присказка замполита Староконя «Интересно девки пляшут», а армейские плейлисты обогатились душевными песнями Юты.
А музыкальная находка группы «Конец фильма», звучавшая в начале каждой серии, на пике «солдатской» популярности стала чуть ли не гимном Вооружённых Сил. Во всех воинских частях страны раздавалась строевая песня: «Здравствуй, небо в облаках! Здравствуй, юность в сапогах!».
Фото: кадры из сериалов