Найти в Дзене
Белый Шрифт

Мотив вражды братьев в сюжете русской народной сказки

В русских народных сказках часто встречается противостояние старших братьев с младшими. При котором младший ребёнок изображается рассказчиком в самом неприглядном виде. Он и лентяй, отлёживающий бока на печи, он и дурак, тратящий все средства по своей прихоти или по своей немереной глупости, и вообще в любой затруднительной ситуации ничего не делает, а только лишь жалуется и всецело зависит от помощи волшебных сил, которые и решают за него все его проблемы. Старшие же братья полная противоположность младшему. Они изображаются деятельными и активными, рачительными и домовитыми, преследующими личную выгоду, в том числе не всегда честными методами.

Изображение из открытых источников сети интернет
Изображение из открытых источников сети интернет

Результат этого противостояния ныне не всем понятен. Младшенькому дурачку даётся волшебный помощник, который и оберегает его и выполняет за него всю работу и, в конце концов, приводит дурака к вознаграждению. Старшие же братья хоть и трудятся или торгуют, но в итоге безнадёжно отстают по социальному положению или богатству от младшего брата. Что бы понять такой итог, надо понять истоки этого противостояния, которые кроются в многочисленных следах минората и культа предков в русском фольклоре.

Семья в русском обычном праве – это семья в самом тесном смысле слова, союз супружеский и союз родителей и детей. Причём каждый женатый сын строит отдельный дом. Наследственное право же имеет характерный отличительный принцип – к одновременному наследованию призываются все сыновья, которые проводят раздел наследуемого имущества на равные доли. За исключением родительского двора входящего неделимо в состав следующей младшему сыну доли отцовского имущества.

Это исключение сложилось благодаря тому, что старшие дети естественным образом вырастали, женились и обзаводились собственными домами. Тогда как младший ребёнок оставался с родителями. И так как у старших братьев уже были свои дома, то младшего требовалось уравнять в имущественном положении. При этом младший сын исполнял необходимые поминальные обряды, содержал мать и незамужних сестер и зачастую должен был помогать старшим братьям.

https://u-ssr.ru/projectors/684-konek-gorbunok-chast-1.html
https://u-ssr.ru/projectors/684-konek-gorbunok-chast-1.html

Давным-давно, при господстве родоплеменного строя никаких взаимных обид между членами семьи не предвиделось. Но по мере ослабевания родственных связей споры при разделе наследства распространялись. Разрушение единства семьи отрицательно воспринималось общественным мнением защищавшего принцип равенства и справедливости. Порождая в обществе представление об эгоистичных старших братьях, стремящихся захватить большую часть семейной собственности, даже если все братья получали равные доли при разделе, и обделённом младшем брате, оставшегося верным нормам морали, родовым традициям, заботящегося о родителях и родственниках.

Сказки о братьях изображают распад большой семьи (рода) как распад малой семьи. В сказках этот процесс выглядит как несправедливый раздел наследства между братьями. Мотив сказок о младшем брате, как правило, включает соперничество и борьбу братьев, изображение несправедливого отношения старших к младшему, вплоть до попыток избавиться от героя, и вознаграждение невинно обиженного, обездоленного младшего брата волшебными силами сказки.

Герой волшебной сказки — младший из трех братьев, силен не сам по себе, а теми волшебными силами, которые за ним стоят. Ему служат: Сивка-бурка, Щука, Серый Волк. Сам же он в затруднительных ситуациях только заливается “горючими слезами” и жалуется на свои невзгоды. Эта пассивность, присущая сказочному герою, является художественной гиперболой - воплощением его связи с волшебными силами, доведенной до абсолютной степени. Волшебная сказка, таким образом, эстетизирует наиболее колоритные образы мифологического мировоззрения. И первый такой образ – это непосредственное присутствие сверхъестественных сил в реальном мире, регулирующих законы природы, оказывающих решающее влияние на поведение животных и общества. Второй образ заключается в самой чудесной помощи этих сверхъестественных сил герою.

Худ. Степан Гилёв
Худ. Степан Гилёв

Пассивный младший брат всегда получает эту чудесную помощь, а его соперники, старшие братья или зятья, полагающиеся на свои собственные силы, терпят неудачу. Непонятно отчего взявшаяся связь героя со сверхъестественными силами является источником его успехов, для достижения которых он не прилагает никаких усилий. На современный взгляд, совершенно непонятно за какие заслуги волшебные помощники так возлюбили героя. Но на деле разгадка расположения волшебных помощников особо и не скрывается.

Русские волшебные сказки в отличие от западноевропейских подчеркивают не доброту, силу или сообразительность героя, а почтительность к родителям. Как здравствующим, так и уже умершим. Многие сказки либо описывают исполнение поминального обряда, либо подразумевают его исполнение за кадром. А ведь это прямое проявление культа предков, объектом которого является, прежде всего, отец. В сказках он велит сыновьям ходить на могилу, сидеть на ней, лежать, читать молитвы и т. д. Все это — различные элементы поминального обряда.

https://u-ssr.ru/projectors/684-konek-gorbunok-chast-1.html
https://u-ssr.ru/projectors/684-konek-gorbunok-chast-1.html

Каждая семья, имеет свой, более или менее длинный, ряд предков. В мифологическом мировоззрении сильны представления о том, что умершие после смерти никуда не уходят и продолжают поддерживать связь с миром живых и своими живыми родственниками, что они обладают сверхчеловеческой силой, оказывают большое влияние на земные дела, в состоянии защитить от опасности, помочь на войне, предохранить от несчастий и принести удачу.

Младший брат в сказке изображается находящимся под покровительством непосредственно своих или более отдалённых мифических или тотемических благодетельных предков. Обеспечил же он себе их благоволение соблюдением установленных табу, исполнением соответствующих обрядов и церемоний, своевременными жертвоприношениями.

При этом сказка резко противопоставляет отношению младшего сына к отцу – отношение старших сыновей, которые откровенно пренебрегают исполнением лежащих на них обязанностей по отношению к родителям и предкам. Например, увиливая от исполнения задания отца – идти сторожить ночью поле или посылая вместо себя на могилу отца младшего брата. Тем самым нарушая и общественные нормы и навлекая беду не только на себя, но и на соплеменников. Так как разгневанные пренебрежением предки, особо не разбираясь, могут лишить всех потомков благоволения, а не только виновных. Потому-то нарушители культа предков в общественном представлении получили отрицательную репутацию себялюбцев, заботящихся исключительно о своих личных интересах в ущерб общественным.

Все эти представления накладывались на формировавшееся в общественном мнении новое представление об эгоистичных старших братьях, стремящихся получить дополнительное имущество из общей семейной собственности. В то время как младший брат заботиться об интересах рода в целом, исполняя необходимые обряды, содержит мать и сестер и зачастую помогает старшим братьям. Отсюда в сказке вырабатывается уже чисто этическое противопоставление младшего брата и старших.

Е. М. Мелетинский. Происхождение сказок о младшем брате и их роль в формировании сказочного эпоса

Е. М. Мелетинский. Герой волшебной сказки

Е.М. Мелетинский. Сказочные сюжеты под вопросом об их бытовом значении

М. Владимирский-Буданов. Обзор истории русского права

Люсьен Леви-Брюль Сверхъестественное в первобытном мышлении

Сказки
3041 интересуется