Найти тему
Исторические мелочи

О портретах двоюродных дедушек Пушкина

У знаменитого «арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала было четверо сыновей, доживших до взрослого возраста: Иван, Петр, Осип и Исаак. С карьерной точки зрения наибольших высот достиг Иван Ганнибал, дослужившийся до чина генерал-аншефа (полного генерала). Как минимум, два его портрета известны и не вызывают сомнений в достоверности. Осип Ганнибал, дед А.С. Пушкина, вышел в отставку с морской службы в чине капитана 2-го ранга, дальше некоторое время служил по статской части. Портретов его, насколько я понимаю, не сохранилось. Петр Ганнибал служил в сухопутной артиллерии, вышел в отставку генерал-майором, затем занимал только дворянскую выборную должность – предводителем дворянства Пскова. Исаак Ганнибал служил в морской артиллерии, вышел в отставку капитаном 3-го ранга, затем служил по статской части.

Вот, о портретах двух последних предлагаю сегодня поговорить.

Начнем, пожалуй, с Исаака Абрамовича Ганнибала – мне просто о его портрете меньше есть что сказать, чем о портрете Петра Абрамовича.

Этот миниатюрный портрет, хранящийся в московском Государственном музее А.С. Пушкина, видимо, является единственным изображением Исаака Абрамовича Ганнибала. Я не располагаю данными, о его провенансе, когда он «всплыл», то есть вошел в научный оборот, на чем основывается его атрибуция как изображения именно Исаака Ганнибала. Возможно, кто-то из пушкинистов-любителей, которых много в Дзене, подскажет.

Но с «предметно-бытовой» точки зрения на портрете, как кажется, нет деталей, противоречащих такой атрибуции. Нет необходимости говорить о ясно видимой серьезной «загорелости» персонажа, которая вполне соответствует его арапскому происхождению. Коснемся одеяния портретируемого. Персонаж портрета изображен в дворянском губернском мундире Санкт-Петербургской губернии. Светло-синие мундиры с черными бархатными воротниками, лацканами и обшлагами и с золотыми пуговицами были введены для дворянства Санкт-Петербургской губернии в 1784 г. Вышедший в отставку в 1774 г. Исаак Ганнибал некоторое время служил в лесном ведомстве Псковской губернии и по идее при этом должен был носить местный губернский мундир – также светло-синий, но с малиновым приборным цветом и серебряными пуговицами. Но в Санкт-Петербургской губернии у него было имение (проданное им в 1786 г.). так что право носить ее мундир он также имел. Видимо, следует признать атрибуцию данной миниатюры как портрета И.А. Ганнибала вполне достоверной.

А теперь обратимся к Петру Абрамовичу Ганнибалу.

В качестве его изображения везде фигурирует один портрет, причем исключительно в черно-белом виде, заимствованный из какого-то печатного издания, где он служил иллюстрацией

-2

На соответствующей странице Википедии, где представлен данный портрет, присутствует ссылка на издание Черейский Л. А. «Современники Пушкина. Документальные очерки»,.1999 г. Но понятно, что это издание, из которого данный конкретный пользователь Википедии заимствовал этот портрет. Когда же он (портрет) изначально оказался введен в научный оборот и сразу ли в качестве изображения Петра Ганнибала, данными я, опять же, не располагаю. Опять надежда лишь на возможные подсказки комментаторов.

Но посмотрим на сам портрет. Как свидетельствует та же Википедия, «П. А. Ганнибал имел внешность «настоящего арапа», отличался тёмным цветом кожи, курчавыми волосами и толстоватыми губами, поэтому А. С. Пушкин называл его «старым Арапом» или «моим дедушкой негром»» При имеющемся качестве репродукции, конечно, сложно оценить, соответствует ли внешность портретируемого такому описанию. Как минимум, волосы курчавыми, как кажется, не выглядят.

Что касается мундира, в котором изображен персонаж портрета, то это узнаваемый мундир статского чиновника периода царствования Александра I или Николая I – с «бордюром» по краю воротника. Рассмотреть характер шитья на воротнике (помимо «бордюра») качество снимка не позволяет. Невозможно разобрать и, как будто, проглядывающий некий рисунок на пуговицах. Мог ли носить такой мундир Петр Ганнибал? По всей видимости, нет. После выхода в отставку в 1783 г. (по поводу года выхода П.А. Ганнибала в отставку есть разночтения, но в данном случае это не столь важно) он должен был носить либо свой артиллерийский генеральский мундир по состоянию на момент выхода в отставку», но с обычно происходившим в таких случаях постепенным «осовремениванием» мундира в соответствии с изменениями моды, либо губернский мундир без шитья на воротнике. Как было отмечено выше, после хода с военной службы Петр Ганнибал (по крайней мере, если верить доступным мне сведениям) служил лишь предводителем дворянства Пскова в 1774-96 гг. Золотое шитье на воротниках губернских мундиров установлено для предводителей дворянства лишь в 1832 г., через шесть лет после смерти П.А. Ганнибала. Судя по прическе персонажа, портрет не может быть выполнен ранее середины-второй половины александровского царствования. В этот период Петру Ганнибалу было семьдесят и более лет. Выглядит портретируемый на этот возраст? Видимо, нет.

На портрете присутствуют два орденских знака, но поскольку у меня нет сведений об имевшихся у Петра Ганнибала наградах, этот момент рассматривать не будем.

Я, пожалуй, проявлю осторожность и не стану однозначно утверждать, что на портрете вовсе не Петр Ганнибал. Для уверенного озвучивания такого вердикта у меня мало точной и достоверной информации о его жизни и возможной службе после отставки. Тем не менее, атрибуция данного портрета как изображения двоюродного деда А.С. Пушкина вызывает очень серьезные сомнения. И в любом случае, этот портрет никак не мог быть создан в конце XVIII в., как его датирует Википедия.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.