Эмпатия. Модное слово или альтернатива жёсткости и эффективности? Нужна всем или можно обойтись без? Давайте разберёмся.
Понятие: Эмпатия — осознанное сопереживание текущего эмоционального состояния кого-то другого, без потери понимания происхождения этого переживания. Первая часть определения — распознавание эмоций у себя и другого, чуткость, отзывчивость, сочувствие, теплота. Не менее важна и вторая часть — возможность отделять переживание от своей личности и не путать здоровую эмпатию со спасательством.
Как появляется: Эмпатия — не врождённое свойство, а навык, который формируется в детстве и развивается на отклик другого. То есть, когда холодно, голодно, страшно, ребёнок кричит, ноет — приходит родитель. Он меняет пелёнку, кормит, успокаивает, называет то, что с нами, играет, радуется. И ребёнок начинает сначала подражать, а потом и учиться распознавать свои переживания. Так, первая улыбка — подражание мимике родителя.
Вывод: чем больше нас замечали и чем больше эмоционально откликались на нас в детстве, тем лучше у нас будет развита эмпатия.
Крайности: Как и другие характеристики, эмпатия представляет «растяжку» от полного её отсутствия до гипертрофированной формы.
Дети, лишённые внимания и получающие только функциональное обращение со стороны взрослых, могут не выжить или вырасти без развитой эмпатии. Например, когда ребёнок кричит, ему суют бутылочку с молоком и уходят — здесь встречаются такие диагнозы, как психопатия и социопатия.
Если навык сочувствия начинали эксплуатировать слишком рано, если манипулировали чувством вины и стыда, то эмпатия превращается в спасательство, то есть первую часть определения без второй. Например, когда мама перекладывает на ребёнка свои переживания или заботу о других детях, а ребёнок ещё не в курсе, что взрослый должен сам справляться со своими эмоциями и обязанностями. Маркеры этого полюса — зависимое поведение и тревожность.
А вот здесь самое интересное. Если возьмём исторический контекст времени, когда родилось и росло текущее работающее поколение, то мы увидим, что в нём было много и функционального отношения, и перекладывания ответственности за младших или всю семью. Потому что «некогда всеми вами заниматься, выжить бы». Знакомо? Отсюда и разный уровень эмпатии: люди приспособились жить эту жизнь, понятия не имея, что такое показатели и уровни EQ.
Задача не в том, чтобы поставить оценку и сказать, мало или много у человека эмпатии, а в том, чтобы понять сильные и слабые стороны конкретного человека. А дальше — либо развивать эмпатию, либо учить выстраивать границы.
Если уровень эмпатии средний или ниже среднего
Это человек, у которого развит навык приспосабливаться, он легче перестроится под новые задачи, будет больше ориентирован на результат, чем на смысл. Подходит для работы в системе, предан компании, если совпадают ценности. Чаще это люди с развитым рациональным и логическим мышлением, не вовлекаются в сильные эмоциональные переживания, эффективны и готовы выполнять сложную работу.
Сложности: игнорируют переживания других, требовательны, жестки, упрямы. Могут переступать социальные нормы ради цели, сложно вписываются в коллектив.
Если хотите помочь развить эмпатию, важно:
• давать достаточно большой объём внимания и поддержки;
• объяснять свои чувства и чувства других людей словами;
• бережно относиться к мировоззрению и говорить о том, как устроено у других, показывать альтернативы;
• не эксплуатировать и отправлять в отпуск, поощрять и ограничивать нагрузку.
Если уровень эмпатии высок
Это человек, у которого развита ориентация на других. Такие люди ответственны, заботливы и внимательны. Командные игроки, отлично выполняют работу в социальной сфере, нацелены на служение. Ориентированы на смысл, нежели результат, и могут остаться с компанией даже в трудные времена.
Сложности: тревожны, боятся отказывать, конфликтовать и отстаивать точку зрения, могут терпеть неудобства и закрывать глаза на ошибки других. Склонны к выгоранию.
Если хотите помочь скорректировать эмпатию, важно:
• регулировать объём нагрузки, напоминать о физических ограничениях;
• разграничивать ответственность;
• не манипулировать, выстраивать границы, отправлять в отпуск, поощрять и ограничивать нагрузку.
Ещё раз: эмпатия развивается в детском возрасте и всю оставшуюся жизнь, но с годами всё менее интенсивно. Заботливое, сочувственное отношение помогает её увеличить. А функциональное отношение — чрезмерная нагрузка, эксплуатация, переваливание ответственности — приводит к выгоранию и защитной реакции, к снижению эмпатии.
Что в итоге?
1. Эмпатия — это навык, который развивается в отношениях.
2. Нельзя увеличить эмпатию быстро или натренировать её с самим собой.
3. Можно мерить и исследовать, обучать, давать людям больше информации для осознания и объяснять, как эмпатия устроена у них, можно поощрять и ограничивать, следить за выгоранием.
Автор: Вероника Александровна Гаптрахимова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru