Найти тему

Как важно найти путь к себе: оскароносный фильм Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун «Бедные-несчастные»

Оглавление
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

«Бедные-несчастные» - фильм греческого режиссера Йоргоса Лантимоса с Эммой Стоун, Уиллемом Дефо и Марком Руффало в главных ролях. Картина снята по мотивам романа британского писателя Аласдера Грея, вышедшего в 1992 году. Роман является вольной интерпретацией произведения Мэри Шелли «Франкенштейн».

Йоргос Лантимос довольно известный режиссер. Он шесть раз был номинирован на награды американской киноакадемии за фильмы «Клык», «Лобстер», «Фаворитка» и «Бедные-несчастные».

В главный ролях лауреатка Оскара Эмма Стоун. Оскар актриса получила за главную роль в мюзикле «Ла-ла Ленд», а также известно благодаря фильмам «Отличница легкого поведения», «Круэлла», «Новый человек-паук» и другим. Также в фильме сыграл Уиллемом Дефо, известного по фильмам «Маяк», «Внутри», «Нимфоманка» и другим.

Фильм представили в сентябре 2023 года на 80-м Венецианском кинофестивале. Там же фильм получил первую награду - главный приз кинофестиваля «Золотой лев».

Фильм был номинирован на множество наград:

  • «Золотой глобус», 7 номинаций, победа в двух: «Лучший фильм — мюзикл или комедия» и «Лучшая актриса — мюзикл или комедия» (Эмма Стоун)].
  • «Выбор критиков», 13 номинаций, в том числе в категории «Лучший фильм», и победа в номинации «Лучшая актриса» (Стоун)
  • «Оскар», 11 номинаций: за лучший фильм, лучшую женскую роль (Стоун), мужскую роль второго плана (Руффало), адаптированный сценарий, саундтрек, работу режиссера, оператора, монтаж, костюмы, грим и декорации. Картина удостоилась 4 статуэток: Лучшая женская роль, Лучшая работа художника-постановщика, Лучший грим и причёски и Лучший дизайн костюмов.

О чем же фильм?

Эксцентричный ученый-хирург Годвин Бакстер большой любитель экспериментов, которые казалось бы провести совершенно невозможно. Он пришивал головы свиней к телу куриц и соединял множество других животных. Также он преподавал будущим хирургам.

Сам Бакстер тоже плод огромного количества медицинских экспериментов. Все его лицо покрывают глубокие шрамы. Он не может нормально питаться, только с помощью какого-то странного агрегата, который заменяет желудок. Он не сам это все с собой сотворил. Его отец видел в сыне только возможность разгадать медицинские тайны, поэтому все детство всячески модернизировал тело мальчика. Бакстер видимо был настолько восхищен рвением отца к открытиям, что продолжил его дело.

Однажды на хирургический стол Годвина попала еле живая молодая женщина в положении, которая решила покончить с собой и сбросилась с моста. Ее можно было просто реанимировать с помощью дефибриллятора. Но Годвин решил, что это было бы против воли женщины, которая хотела умереть. Поэтому решил сделать ее своим экспериментом.

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Доктор Бакстер вырезал плод из тела женщины. Из головы младенца извлек мозг и пересадил его в голову женщины. Итог своих трудов он назвал Беллой. Теперь необходимо постоянно следить за тем, как продвигается эксперимент.

В начале картины Белла ведет себя словно маленький ребенок, но очень быстро развивается, учится ходить и говорить. Для наблюдения за развитием девушки Годвин дает задание своему студенту Максу.

Макс тоже человек науки. Ему крайне интересно наблюдать, как быстро развивается девушка, вскоре он в нее влюбляется. Понимая чувства юноши, доктор Бакстер предлагает Максу взять Беллу в жены. Молодой человек принимает предложение.

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Далее для составления брачного договора Годвин Бакстер нанимает адвоката Дункана Уэддерберна. Тот абсолютный развратный гуляка. Ему становится интересна Белла в качестве развлечения. Он убеждает девушку сбежать, чтобы познать мир. Но девушка не может просто сбежать, поэтому уговаривает Годвина отпустить ее с обещанием вернуться.

Дункан и Белла отправляются в большое путешествие. Сначала Белле интересны только телесные наслаждения, так как девушка только открыла для себя секс. Но развитие девушки очень стремительно, скоро ей становятся интересны вещи за пределами спальни.

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Белла открывает для себя философские вопросы, погружается в мир книг. Дункану это не нравится, он пытается всячески сдержать девушку.

Далее девушка узнает другую часть жизни - бедность. Ради спасения голодающих она отдает все деньги Дункана, но деньги попадают не в те руки и вряд ли когда-нибудь доберуться до нуждающихся.

Совершенно без денег Дункан и Белла оказываются в Париже. Дункан отчаивается полностью. Но Белла воспринимает этот вызов судьбы как приключение.

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Далее в поисках средств к существованию Белла попадает в бордель. Там она продолжает изучать несовершенства мира, понимает, что часто женщины лишены выбора.

Годвин, теперь уже смертельно больной, просит Макса привезти к нему Беллу. Макс находит её, разыскав Дункана, который был помещён в лечебницу. В Лондоне Белла примиряется с Годвином и подтверждает свои планы выйти замуж за Макса.

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Мнение общественности

Эмма Стоун на премии Оскар
Эмма Стоун на премии Оскар

Прежде чем начать писать рецензию на фильм «Бедные-несчастные», я прочитала немало других обзоров, посмотрела интервью создателей и актеров.

К моему удивлению, очень много шокированных комментариев к данной картине встречается в интернете. На первый взгляд я соглашусь. Но после просмотра думаю, что шокированы только те, кто смотрел фильм недостаточно внимательно. Фильм глубокий и изучает важные вопросы современного общества.

Далее многие критики и обзорщики говорят, что этот фильм о сексуальности. Но и тут я не соглашусь.

Да, фильм переполнен постельными сценами. Да, очень откровенными постельными сценами. Но познание собственной телесности и сексуальности это часть огромного пути Беллы, а не его центр.

Фильм «Бедные-несчастные» - метафора

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Кинокартину Йоргоса Лантимоса нельзя воспринимать буквально.

«Бедные-несчастные» - это фантасмагорическая метафора жизненного пути. Да, все очень утрированно и преувеличено, но как еще понять важность взросления, понимания, поиска смыслов без гиперболы?

Место женщины в мире

Давайте подробно разберем, как развивается Белла Бакстер на протяжении всего фильма и как вслед за ней меняется сам фильм.

Первый этап - что есть мир?

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Первая треть фильма снята на широкоугольную камеру, а также представлена в черно-белом цвете. Почему так?

Белла в этом фрагменте является по сути ребенком. В ней доминирует животное начало, чувства еще не пробудились. Она изучает мир с помощью тела, падает в сухую листву, ест руками. Цвета, эстетика, красота ей абсолютно чужды.

Белла безжалостно прихлопывает лягушка в руках Макса, а также кромсает скальпелем лицо трупа. Белла еще не знает, что значит жестокость.

Вторая этап - для чего мне мое тело?

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Следующим приходит осознание, что тело принадлежит девушке, что есть чувствительные места. Белла учится приносить себе телесную радость. Страсть поглощает ее разум.

Белла знает, что можно принести себе радость, но не знает о принципах морали и нравственности, поэтому что понятие правил для нее пока чуждо, они не понимает, почему они нужны.

Третий этап - я хочу

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

После знакомства с адвокатом Дунканом Уэддерберном наступает период бунтующего подростка. На первый план выходит собственное Я, которое хочет познать мир.

Годвин понимает, что этот период нужно прожить, поэтому отпускает девушку.

На этом этапе все еще нет понятия морали и общественных норм. Но если на втором этапе взросления девушка принимала “нельзя”, то сейчас они задается вопросом “почему нельзя”.

Почему нельзя заткнуть орущего ребенка? Почему нельзя выплюнуть еду, которая не нравится? Почему нужно ходить на какие-то приемы, если хочется только заниматься сексом в своем номере?

Четвертый этап - понимание реальности

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Оказавшись на корабле, Белла начинает осознавать себя не только как человек из плоти и крови, но и осознает, что в ней есть что-то большое.

Девушка начинает задаваться вопросами. Она хочет измерить любовь, хочет понять, что ей на самом деле нравится, что ей на самом деле хочется делать. Начинается поиск собственного пути.

Здесь же вопросы телесных удовольствий больше не стоят на первом месте. Вместо того, чтобы уединиться с Дунканом в каюте, Белла выбирает чтение философской литературы.

Пятый этап - нельзя только брать

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

В Александрии девушка впервые сталкивается с несовершенством мира. Белла видит голод, нищету, смерть, страдания. Эта картина впервые по-настоящему ранит девушку, она осознает, что на самом деле живет в ужасном мире.

Девушка понимает, чтобы жизнь была полноценной нельзя только брать, нужно давать, помогать, пытаться преобразить мир.

Шестой этап - принятие пути

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Оказавшись без денег в Париже, Белла не падает духом. Здесь она осознает, что иногда нужно поддаться случаю и перестать все вокруг себя контролировать.

Иногда, каким бы не были ваши планы, судьба берет верх и уводит с намеченного пути. Некоторых, таких как Дункан, это может полностью сломать. А если человек понимает, что дорога не всегда бывает гладкой, то он начинает действовать по обстоятельствам.

И часто общественное мнение, домыслы, давление окружающих мешают увидеть правильный путь. Белла вопреки моральный устоям идет работать в бордель, где обретает женщин-наставниц, которые в отличии от мужчин, пытающихся подстроить Беллу под себя, пытаются ей помочь, делятся знаниями и мудростью.

Седьмой этап - путь к себе

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Когда Белла узнала, что Годвин умирает, она вернулась в Лондон. Дома она узнала всю правду о себе, приняла себя, простила и поняла Годвина.

Белла стала самостоятельной личностью. Она увидела силу внутри себя, поняла, что теперь она сама творец своей собственной жизни и никто не сможет сбить пути, потому что ее внутренняя сила и свет намного мощнее любых препятствий.

Сравнение мужских и женских фигур в фильме

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

В фильме активно противопоставляется мужское и женское влияние на Беллу.

В начале картины Годвин не хотел выпускать Беллу из дома, требовал, чтобы она всегда была под присмотром. Далее эстафета влияния на Беллу перешла Максу. Он требовал, чтобы доктор Бакстер не отпускал Беллу в путешествие с Дунканом. Но и Дункан не дал Белле желаемой свободы.

Все окружающие мужчины хотели держать Беллу под присмотром, направлять ее, контролировать. Но Белла не та девушка, которая согласна на такую модель отношений, она вырвалась из оков мужского давления. Годвин и Макс приняли позицию Беллы, поэтому не потеряли ее расположение, а Дункан поплатился сумасшествием за попытку сохранить свое влияние.

Женские фигуры напротив выступают наставниками, компаньонками, соратницами для Беллы. Они отвечает на ее многочисленные вопросы, помогают найти правду, устроиться в мире.

Итог пути Беллы

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Последняя сцена - это финальный аккорд на пути взросления и становления Беллы.

Белла отвоевала право на жизнь у своего бывшего мужа. Она находится в безопасности в окружении друзей. Она готовится стать врачом, чтобы помогать людям и преображать мир. Получает удовольствие от напитка и общения.

Белла пришла к тому, чего так упорно хотела.

Настоящий мир

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Мир, который показал зрителю Йоргос Лантимос, это не реальность той вселенной, это только восприятие самой Беллы.

Когда она была строго ограничена Годвином, ее мир был черно-белый. Но съемка на широкоугольный объектив показывала нам, что мир гораздо шире, не настолько ограничен.

Затем, когда Белла отправляется в путешествие с Дунканом, мир выглядит чрезмерно ярким. Девушка не привыкла к такому большому миру, поэтому воспринимает все ярче и больше, чем все есть на самом деле.

В Париже ситуация меняется. Краски становятся более приглушенными, улицы вокруг более плоскими. Девушка осознает реальность происходящего.

С каждым этапом взросления Беллы мир становится все реальнее и реальнее. Сама девушка, ее образ также с каждой сцене становится все более правильным, привлекательным.

Смотрим, смотрим, смотрим

Кадр из фильма «Бедные-несчастные»
Кадр из фильма «Бедные-несчастные»

Я была предвзята к фильму. Количество постельных сцен мне казалось чрезмерным. Да и другие фильма Лантимоса не сказать, что мои любимые. В свое время его «Лобстер» был моим первым артхаусным кино и произвел на меня крайне неоднозначное впечатление.

Но фильм «Бедные-несчастные» меня крайне впечатлил. Даже не своей визуальной составляющей, а внутренним содержанием. Вера в женщин, в их силу - это очень мощно.

Не знаю, нужно ли смотреть фильм мужчинам. Но женщинам просто необходимо.