Найти тему
Ваш дошкольник

Занятие по развитию речи для детей 2-й младшей группы с ТНР

Программные задачи:

  • формировать у младших дошкольников умение отвечать на вопрос простой фразой, используя слова «один», «много», «ни одного»;
  • закреплять умение составлять предложения с простыми предлогами В, «НА»;
  • развивать умения координировать речь с движением, размещать предметы в заданном пространстве;
  • воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к домашним птицам.

Материал и оборудование:

  • маска-шапка курицы для взрослого, панно с курицей Рябушкой, магнитная доска;
  • игрушки (шкаф, домик, гнездо, яйцо), коробка, корзинка, шкатулка;
  • предметные карточки (скамейка, забор, ведро, мяч, стул, лестница, кубик, крыша, пень);
  • по количеству детей: шапки-маски цыплят, «зёрна», «червяки», игрушки цыплята, силуэты петушков на магнитах;
  • аудиозапись песни «Цып-цып, мои цыплятки» (сл. Т. Мутталибова, муз. Г. Гусейнли).

Ход проведения занятия

Педагог (П.). Ребята, предлагаю вам поиграть. Я буду курицей, а вы — цыплятами. (Дети и педагогический работник надевают маски-шапочки.)

Я — курочка наседка,

Славная соседка,

По дорожке топаю,

Крылышками хлопаю.

Ищу семечки, пшено

И, конечно же, зерно…

В. Леонов (перераб.)

(Показывает детям «зёрна».) Сколько у меня зёрен? (Много.) А сколько у вас зёрен? (Ни одного.)

Педагогический работник спрашивает у каждого ребёнка, сколько у него зёрен, и просит полного ответа: «У меня ни одного зерна». Раздаёт по «зерну» детям.

П. Сколько у тебя зёрен? (У меня одно зерно.) А сколько у меня зёрен? (Ни одного зерна.) Давайте поищем червяков.

Раз-два-три, приседай.

(Приседают.)

Раз-два-три, успевай.

(Наклоняются вправо-влево.)

Лапками гребите,

(Имитируют движение ногой.)

Червяков ищите.

(Дети находят «червяков».)

П. (обращаясь к каждому ребёнку). Сколько у тебя червяков? (У меня один червяк.) Кладите червяков в коробку. Сколько червяков в коробке? (В коробке много червяков.) Сколько теперь у тебя червяков? (У меня ни одного червяка.) Ну что, цыплята, пора идти домой.

Шагом марш, скорей за мной.

Шагом марш, идём домой.

Дети шагают за учителем-дефектологом.

П. Пока мы с вами гуляли, к нам в курятник прибежала курица Рябушка. У неё случилась беда: потеряла курица своих цыплят на улице, они разбежались и спрятались. Давайте поможем Рябушке: найдём цыплят.

Дети подходят к столам, где размещены коробка, корзинка, шкатулка, игрушки (шкаф, домик, гнездо, яйцо), и «находят» цыплят.

П. Сколько цыплят ты нашёл? (Я нашёл одного цыплёнка.) Где прятался твой цыплёнок?

Мой цыплёнок прятался в домике.

Мой цыплёнок прятался в коробке.

Мой цыплёнок прятался в шкатулке.

Мой цыплёнок прятался в яйце.

Мой цыплёнок прятался в гнезде.

Мой цыплёнок прятался в шкафу. Мой цыплёнок прятался в корзинке.

Давайте вернём цыплят Рябушке.

Дети прикрепляют к панно цыплят около курицы Рябушки.

П. Сколько у курицы Рябушки цыплят? (У курицы Рябушки много цыплят.)

Теперь, ребята-цыплята, ко мне бегите

И весёлый танец покажите.

Танец-песня «Мои цыплятки» под песню «Цып-цып, мои цыплятки»

П. Вместе с Рябушкой живут и петушки. (Показывает на силуэты петушков на столе.) Сколько петушков вы видите? (Я вижу много петушков.) Им нужно помочь найти свои места.

Детям раздают карточки с изображением скамейки, забора, ведра, мяча, стула, лестницы, кубика, крыши, пня. Они размещают силуэты петушков на магнитной доске в соответствии изображением карточки, каждый проговаривает, где сидит петушок.

Педагогический работник акцентирует внимание на правильном употреблении предлогов "В", "НА".

П. Молодцы, ребята, вам понравилась наша игра?

Давайте вспомним, сколько цыплят было у курочки Рябушки?

Где прятались цыплята?

Сколько у вас было червяков?

Сколько червяков было в коробке?

Сколько было петушков?

(Ответы детей.)