Программные задачи:
- формировать у младших дошкольников умение отвечать на вопрос простой фразой, используя слова «один», «много», «ни одного»;
- закреплять умение составлять предложения с простыми предлогами В, «НА»;
- развивать умения координировать речь с движением, размещать предметы в заданном пространстве;
- воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, любовь к домашним птицам.
Материал и оборудование:
- маска-шапка курицы для взрослого, панно с курицей Рябушкой, магнитная доска;
- игрушки (шкаф, домик, гнездо, яйцо), коробка, корзинка, шкатулка;
- предметные карточки (скамейка, забор, ведро, мяч, стул, лестница, кубик, крыша, пень);
- по количеству детей: шапки-маски цыплят, «зёрна», «червяки», игрушки цыплята, силуэты петушков на магнитах;
- аудиозапись песни «Цып-цып, мои цыплятки» (сл. Т. Мутталибова, муз. Г. Гусейнли).
Ход проведения занятия
Педагог (П.). Ребята, предлагаю вам поиграть. Я буду курицей, а вы — цыплятами. (Дети и педагогический работник надевают маски-шапочки.)
Я — курочка наседка,
Славная соседка,
По дорожке топаю,
Крылышками хлопаю.
Ищу семечки, пшено
И, конечно же, зерно…
В. Леонов (перераб.)
(Показывает детям «зёрна».) Сколько у меня зёрен? (Много.) А сколько у вас зёрен? (Ни одного.)
Педагогический работник спрашивает у каждого ребёнка, сколько у него зёрен, и просит полного ответа: «У меня ни одного зерна». Раздаёт по «зерну» детям.
П. Сколько у тебя зёрен? (У меня одно зерно.) А сколько у меня зёрен? (Ни одного зерна.) Давайте поищем червяков.
Раз-два-три, приседай.
(Приседают.)
Раз-два-три, успевай.
(Наклоняются вправо-влево.)
Лапками гребите,
(Имитируют движение ногой.)
Червяков ищите.
(Дети находят «червяков».)
П. (обращаясь к каждому ребёнку). Сколько у тебя червяков? (У меня один червяк.) Кладите червяков в коробку. Сколько червяков в коробке? (В коробке много червяков.) Сколько теперь у тебя червяков? (У меня ни одного червяка.) Ну что, цыплята, пора идти домой.
Шагом марш, скорей за мной.
Шагом марш, идём домой.
Дети шагают за учителем-дефектологом.
П. Пока мы с вами гуляли, к нам в курятник прибежала курица Рябушка. У неё случилась беда: потеряла курица своих цыплят на улице, они разбежались и спрятались. Давайте поможем Рябушке: найдём цыплят.
Дети подходят к столам, где размещены коробка, корзинка, шкатулка, игрушки (шкаф, домик, гнездо, яйцо), и «находят» цыплят.
П. Сколько цыплят ты нашёл? (Я нашёл одного цыплёнка.) Где прятался твой цыплёнок?
Мой цыплёнок прятался в домике.
Мой цыплёнок прятался в коробке.
Мой цыплёнок прятался в шкатулке.
Мой цыплёнок прятался в яйце.
Мой цыплёнок прятался в гнезде.
Мой цыплёнок прятался в шкафу. Мой цыплёнок прятался в корзинке.
Давайте вернём цыплят Рябушке.
Дети прикрепляют к панно цыплят около курицы Рябушки.
П. Сколько у курицы Рябушки цыплят? (У курицы Рябушки много цыплят.)
Теперь, ребята-цыплята, ко мне бегите
И весёлый танец покажите.
Танец-песня «Мои цыплятки» под песню «Цып-цып, мои цыплятки»
П. Вместе с Рябушкой живут и петушки. (Показывает на силуэты петушков на столе.) Сколько петушков вы видите? (Я вижу много петушков.) Им нужно помочь найти свои места.
Детям раздают карточки с изображением скамейки, забора, ведра, мяча, стула, лестницы, кубика, крыши, пня. Они размещают силуэты петушков на магнитной доске в соответствии изображением карточки, каждый проговаривает, где сидит петушок.
Педагогический работник акцентирует внимание на правильном употреблении предлогов "В", "НА".
П. Молодцы, ребята, вам понравилась наша игра?
Давайте вспомним, сколько цыплят было у курочки Рябушки?
Где прятались цыплята?
Сколько у вас было червяков?
Сколько червяков было в коробке?
Сколько было петушков?
(Ответы детей.)