С 2015 года БОО «Башкорт»* (запрещенная и признанная судом экстремистской и террористической организацией) в течение пары лет «сидела на попе» в политическом смысле «ровно». Парни занимались важными и практическими делами на местах, например, боролись с алкоголизацией населения, втягивались сами и втягивали других в фермерство и мелкое предпринимательство. В сентябре 2017 года организация выступит формальным организатором митинга в защиту башкирского языка, но это будет не ее митинг, а выступление всей башкирской общественности. Тогда же пройдут два более многочисленных митинга, организованных «Конгрессом башкирского народа» за отставку Рустэма Хамитова. Лидеры БОО «Башкорт» там никак не засветились, а медийными лицами стали нынешние «верные хабировцы» Амир Туйгунов и Ильгиз Султанмуратов. Ребята из БОО «Башкорт» и даже названый «мирным чабаном» Фанзиль Ахметшин с самой первой фотографии тогда нашли общий язык с администрацией. Точнее, башкирский Белый дом тогда нашел пути канализации этой энергии в конструктивном русле. Многие из молодежи тогда и вправду начали фермерскую работу. Фанзиль Ахметшин тогда получил землю и гранты на сумму в около 7 млн рублей на ведение фермерского хозяйства в родном районе.
Также, достичь компромисса получилось на фоне того, что Рустэм Хамитов взял курс на сохранение шихана Торатау, что было одним из краеугольных камней в деятельности запрещенного ныне БОО «Башкорт», да и всех порядочных представителей общественности.
В следующий раз о БОО «Башкорт» мы услышим в октябре 2018 года в связи с конфликтом местного населения с приехавшими из Чечни рабочими незаконного карьера. Бытовой по своей сути конфликт был моментально раздут всеми СМИ, включая зарубежные. Из Красногорска за этим радостно наблюдали. А через десять дней в Уфу «на белом коне» въезжает новый глава Радий Хабиров. Я до сих пор не решил для себя один момент. Не подсказал ли кто-нибудь (например, будущий вице-премьер) из Москвы ребятам из «Башкорта» вписаться так громко в темясовские события?
Когда команда Радия Хабирова вернулась в республику, то БОО «Башкорт» ей оказалась во всех смыслах не нужна. Для них организация исчерпала себя, молодые парни оказались уже не молодыми. Нужно было показать Москве, что в Башкирии угрозы националистов нет, а самое главное – команда понимала и знала на собственном опыте, какой это инструмент против оппонентов, и наличия таких рисков не пожелала. Поэтому переговоры Азата Бадранова с лидерами БОО «Башкорт» были максимально ультимативными. Отметим, что пересказы содержания этих переговоров из уст Алсынова** и Бадранова практически идентичны. Бадранов умолчал лишь об условии невмешательства по вопросу Куштау, но в этом разночтении я предпочту поверить Фаилю. И да, с требованием сменить название я бы согласился, о чем говорил ребятам с первого дня создания их организации.
По сути, на этом съезде Всемирного Курултая башкир, где я и Алсынов были легитимными делегатами, его не просто выкинул лично Бадранов. На этом съезде Радий Хабиров фактически назвал контуры тех, кого он объявит себе и государству врагами. «Башкортовцы», которые к тому времени за красные флажки не заходили и внимания силовиков не привлекали, так и не осознали, что времена поменялись.
Хотя нет, пара «сговорчивых» из числа основателей БОО «Башкорт» тогда ушли из организации и согласились на роли директоров каких-то сельских техникумов или завхозов. В их числе можно упомянуть Рамзиля Байназарова и Рифата Биккулова. Через пару лет они будут в числе «спортиков» на Куштау, которые били своих же вчерашних соратников.
Останки некогда славного коллектива «Караван Сарай» поют на Куштау «Хабиров-маладис»
А затем грянут события на Куштау. Я был их прямым участником во всех смыслах. Я видел зеркальное отражение организации акций СБМ и контр–митинга 2005 года. Тогда это мало кого из знающих удивило, и все эти люди единогласно называли одно имя – Артур. Сам Артур Идельбаев на все эти разговоры отвечал, что был не при делах и находился без связи в горном конном туре по Баймакскому району. Правда, его партнеры по туризму тогда были на связи. Но физически он там и не нужен был. Там были его ученики по СБМ, «бадрановы-кильсенбаевы». Почерк кричал сам за себя. Кстати, именно с возвращением Радия Хабирова у Артура Мирасовича началась белая полоса в жизни. Формально за ним сегодня нет никакой руководящей должности, но он рулит не только АНО «Центр развития туризма РБ», где директор его двоюродный брат, а всей туристической отраслью. Этого уже не скрывает сам Радий Хабиров. Наверно, это все в какой-то степени заслуженно. Повторюсь, что Артур Идельбаев неплохой организатор, тактик и в какой-то мере стратег. Он никогда не перестает учиться.
Странную роль во время событий на Куштау сыграл упомянутый в первой части Фанзиль Ахметшин. За неделю до главных событий на шихане Ахметшин с несколькими «бородачами» появился на флешмобе в защиту Куштау.
Хотя до этого основная масса башкирских салафитов никак в защиту шиханов не выступала, а некоторые вообще критиковали, как им казалось, излишнее поклонение горам. Присутствие Ахметшина на том флешмобе послужит прекрасным поводом для ныне иногагента, а тогда главного пиарщика Хабирова Ростислава Мурзагулова***, прокрутить в республиканских СМИ «ужастик» о защищающих Куштау ваххабитах. Самого же Ахметшина в наиболее драматичные дни противостояния на Куштау там не будет. Обратите внимание – точно так же 15 января 2024 года Фанзиль появится в Баймаке, 16 января будет задержан полицией, а 17 января будет под административным арестом. Тем не менее он очень удобно засветится для Радия Хабирова. Оказывается, Алсынова защищают бородатые салафиты. Хабиров потом радостно будет вещать о чабанах, экстремистах и ваххабитах.
Теперь перейдем от недавнего прошлого практически к настоящему времени. Последующие фото протягивают мостик между событиями на Куштау, Кармаскалинским делом, созданием провластной организации «Союз общественных инициатив Зауралья», избиением активиста Ильдара Юмагулова и нашими днями.
Знакомьтесь, это экс-директор ФОК «Богатырь» в Баймаке Азамат Курбангулов. Именно на его показаниях было построено обвинение против участников так называемого Кармаскалинского дела по событиям в ноябре 2020 года. Еще тогда, по горячим следам, я лично высказывал претензии бегунку и предателю Руслану Габбасову****, что они подставили ребят. Фаиль и Руслан с их многолетним опытом общественного активизма не могли не знать, что в организацию внедрены провокаторы и осведомители, что их чаты читаются. Тем не менее они отправили или как минимум не сдержали ребят, которые попали под дубинки ГРОМа, а сами не поехали. Мои претензии тогда были на уровне общего понимания и рефлексии, я еще не знал, что конкретно Курбангулов окажется засланным казачком.
*БОО «Башкорт» признана экстремистской и террористической организацией, запрещена и ликвидирована.
** Фаиль Алсынов (Алчинов) внесен в список экстремистов и террористов.
*** Ростислав Мургазулов признан иноагентом.
**** Руслан Габбасов признан иноагентом, внесен в список террористов и экстремистов.
В 2019 году непонятные спортсмены устроили горячий прием в Сибае покойному политику Никите Исаеву. Тогда устраивать провокацию против него пришлось в авральном режиме. В Белом доме возникла идея создания постоянной организации, титушек, которые всегда будут в режиме оперативной готовности. Так и появилась под кураторством Азата Бадранова организация «Союз общественных инициатив Зауралья», зампредседателя которой становится Азамат Курбангулов.
Примерно в это же время (это март 2020 года) странный тип из Баймака Тимур Бикчурин в далеком от родины Чекмагушевском районе без адекватных причин сжигает автомобиль активиста Руслана Нуртдинова.
На суде он скажет, что был эмоционально подавлен, зол на отсутствие работы и средств, психанул. Этот «случайный прохожий» в глубоком селе ночью неожиданно находит канистру, полную бензина, и машину именно этого оппозиционного активиста. А ведь Нуртдинов был не просто активистом. Молодой, красивый человек, сделавший себя сам, еще из самого татарского района Башкирии, затянул в эко-протесты в Зауралье татарский сегмент. На примере действий Нуртдинова жители Чекмагушевского района видели, что экологические и прочие проблемы везде одни. И неважно, на каком языке ты говоришь – башкирском или татарском, важно, о чем ты говоришь.
Участники данного процесса и силовики даже особо не скрывали, что знают реального заказчика и причины поджога. Следы ведут на Тукаева, но дело странным образом замкнулось лишь на Бикчурине и завершилось двумя годами условного срока. Суд принял во внимание все смягчающие обстоятельства на вроде характеристики времен прохождения срочной службы и беременность супруги. Но фемида не обратила внимание на то, что Бикчурин был ранее судим за подделку водительского удостоверения. Интересно, что еще до приговора, будучи безработным, поджигатель нашел деньги на возмещение ущерба почти в миллион рублей. Еще вчера отчаявшийся безработный с двумя судимостями за плечами вдруг находит деньги на старт собственного бизнеса по коневодству в родном Баймакском районе.
А вот Азамат Курбангулов вместе с председателем «Союз общественных инициатив Зауралья» Иделем Султановым в 2021 году окажутся в числе первых задержанных по делу о зверском избиении и нанесении травм баймакскому активисту Ильдару Юмагулову. Напомним, что 18 апреля 2021 года в самом центре Баймака, в нескольких десятков метрах от местной полиции и прокуратуры будет совершено нападение на Юмагулова. Активист сначала обнаружит следующий за ним автомобиль с группой лиц внутри, а затем два человека в масках нанесут ему битами переломы конечностей и иные травмы. Уже 24 апреля после избиения Юмагулова в Баймакский район приедет вице-премьер Азат Бадранов. Формально он приехал по вопросам добычи полезных ископаемых и для встречи с местным активом.
В аляпистой крутке председатель провластной организации Идель Султанов, от него справа глава района, тут же на фото есть Азамат Курбангулов и Тимур Сынгизов.
На фото выше, как мы видим, не просто актив. Это участники дела Юмагулова. Кто-то из них с этого дела «спрыгнет», а другие, как Тимур Сынгизов, участвовавший в избиении, будет признан виновным. Если рассуждать неформально, то «Бодрый» мог приехать, чтобы «подбодрить» лично, если не подельников, то соратников. Мол, не колитесь, братва, всех отмажем. По телефону такие дела не обсуждаются.
– Биллинги, распечатки разговоров, живые контакты и прочие вещи, которые я вам не могу раскрыть, прямо указывали на связь этих людей с самим Азатом Бадрановым. Поэтому их и вывели из дела, – инкогнито поясняет сотрудник местной полиции.
На фото с Азатом Бадрановым засветился еще один персонаж, который также проходил по делу Юмагулова. Это некий Тимур Сынгизов. Бизнес-сервисы показывают, что Сынгизов когда-то сам занимался карьерами камня в Зауралье. Но здесь показателен сам факт того, кто входил в команду вице-премьера, поставленного бороться с незаконной добычей.
Но, чтобы завершить с Курбангуловым, следует отметить очень важный момент. Он был осужден на три года условно за применение насилия к представителю власти. А если в деталях, за то, что на Куштау кинул камнем в сотрудника Росгвардии и что-то ему нанес. Его история почти закольцевалась. «Спортик» на Куштау, свидетель (или внедренный провокатор?) по Кармаскалинскому делу, зампредседателя провластной организации, фигурант дела по избиению экологического активиста. И тут снова прямая параллель с тем, как развивались события в Баймаке 17 января уже этого года.
В мае прошлого года в Темясово пройдет очередной сход против незаконной золотодобычи. Рядом с Азаматом Абдрахмановым, сменившим по вопросам недропользования Бадранова, стоит человек в форме.
Ему дают слово и представляют, как участника СВО. Но его тут же освистывают – уже как свидетеля по Кармаскалинскому делу Азамата Курбангулова.
Честно говоря, о наличии в первых двух добровольческих батальонах «спортиков» с Куштау и прочих провокаторов я знал с самого начала. В батальоне имени Александра Доставалова видел их лично. На фото с Бадрановым в очках еще один участник СВО Тимур Р. Все тот же собеседник в правоохранительных органах говорит, что вместе с Бадрановым на СВО ушла целая группа, все эти курбангуловы, сынгизовы и султановы. Эта группа уже была порядком «засвечена», а им нужна была своеобразная индульгенция. В итоге уже начиная с периода боевого слаживания в Оренбургской области у замполита Бадранова крутилась в качестве охраны группа в восемь человек. Во всяком случае, нам так рассказал один из бойцов батальона имени М. Шаймуратова, который до сих пор удивляется такому эскорту скромного младшего офицера. Но зато «обкатка» вчерашних провокаторов в боевых условиях очень хорошо вписывается в версию подготовки личной военизированной структуры для местного князька.
А вот на этом фото справа от перехватившего «сырьевое знамя» у Бадранова вице-премьера Азамата Абдрахманова стоит некий Арсен Зулькарнаев. В реестрах он числится мелким предпринимателем, а ранее возглавлял частное охранное предприятие. На мероприятиях он выполняет роль одного из личных охранников Абдрахманова, но при этом числится в штате советником силового вице-премьера Ирека Сагитова. По некоторой информации, в отсутствии Бадранова и засветки его команды, якобы свою силовую группу разрешили (или поручили?) создать уже Азамату Абдрахманову. Не исключено, что именно она и была задействована в баймакских событиях.
Тут мы должны назвать еще одно имя. На одном из прошлых оперативных совещаний Радий Хабиров как-то особо тепло поздравил руководителя Совбеза РБ Валерия Олейника. Этот бывший высокопоставленный сотрудник УФСБ РФ по РБ имеет очень большой опыт и пользуется авторитетом среди бывших коллег. Естественно, что он очень информирован и умеет работать в «тени плащей». Так что, мы совсем не удивлены тем, что игра сейчас стала тоньше, актив не светится, а силовики идут в нужном башкирскому Белому дому русле.
Мы тут упомянули далеко не все события и всех провокаторов на подхвате у команды Хабирова. За некоторые из них они даже получили по рукам. Например, за акцию более года назад у проходной БСК против перехода предприятия в доверительное управление компании «Русский водород». Поначалу было заявлено, что это были заводчане, потом активисты «Единой России». Из Москвы был дан такой окрик Хабирову за эту провокацию, что упоминание о ней моментально исчезло из СМИ. Я сомневаюсь, что на исполнение такой рискнули бы представители партии власти, там таких дураков нет. А вот ребята по типу «преторианца» Бадранова и его людей – вполне себе.
Подводя итог этой публикации, которая вызовет раздражение у очень многих людей, включая тех, с которыми у меня на самом деле хорошие или дружеские отношения, думаю, что делаю правильно. Нет у меня тут цели заклеймить конкретные лица, повесить ярлыки или обличить кого-то конкретно. Просто эти конкретные примеры, собственный пример четко указывают нам, кто на самом деле всегда был и является теневым провокатором и бенефициаром различных конфликтов в нашей республике. Именно эти ребята из нынешней команды умеют не просто прямо внедрять своих людей, покупать или запугивать лидеров, но умеют использовать людей и организации в темную. Этой виртуозной игрой члены хабировской команды некогда владели очень хорошо. Но не пора ли дать по рукам таким артистам?
А вот по событиям в Баймаке нас остается целый ряд серьезных вопросов. С учетом вышенаписанного, не были ли эти события четко запланированы и режиссированы? Неужели власти не предвидели возможность волнений? Баймак трясет на моей памяти уже пятнадцать лет. То с курдами местные цепанутся, то с армянами, то полицию осаждают тысячи людей. Перечислять все можно очень долго. А теперь еще вопросы золотодобычи и недропользования обострились. Судить там активиста, который выступал в защиту местных земель, то есть жителей данного района, само по себе не просто опрометчиво, а явно провокационно. Могли суд провести и по месту жительства в Ленинском или Кировском райсуде Уфы. Там нет таких площадок как в Баймаке. На процессы туда пришла бы пара десятков людей, а не тысячи разъяренных сельчан.
Очень сложно понять перенос с 15 января вынесения приговора судьей на два дня. Если бы оглашение произошло на следующий день, то люди в таком количестве как 17 января вряд ли бы сумели собраться. Вообще, что мешало отложить вынесение приговора на месяц? За это время люди могли вполне устать, а силовики провести весь комплекс своих профилактических мероприятий.
Опять же в Баймак из той же Уфы существуют только две дороги. Погодные условия вполне себе позволяли дорожным службам закрыть по ним движение. Такое уже было не один раз, но тут почему-то этого делать не стали.
Как видим, здесь целый комплекс последовательных ошибок, который уже перестают таковыми казаться, а напоминают сознательный подрыв ситуации. Повторимся, с учетом того, что Баймакский район «колотит» уже не первый года. Что именно на этот район власти сделали упор в подборе нужных людей, организаций, провокаторов и даже прямых исполнителей преступлений, то выводы могут вполне очевидными.
*БОО «Башкорт» признана экстремистской и террористической организацией, запрещена и ликвидирована.
** Фаиль Алсынов (Алчинов) внесен в список экстремистов и террористов.
*** Ростислав Мургазулов признан иноагентом.
**** Руслан Габбасов признан иноагентом, внесен в список террористов и экстремистов.