Найти в Дзене

Первые московские княгини. Отравленная "тверичанка" Мария Борисовна

Иван III был женат дважды. Его вторая супруга - Софья Палеолог, личность в истории яркая. Первая супруга московского князя была полной противоположностью иностранки. летописцы описывали ее доброй, кроткой и смиренной. Имя ее Мария Борисовна... Точной даты рождения Марии Борисовны, единственной дочери Бориса Тверского, в источниках не содержится. Однако частые упоминания о ее ранней помолвке с сыном Василия II Васильевича Иваном позволяют сделать вывод, что она родилась около 1442 г. Ее мать Анастасия Андреевна Можайская была внучкой Дмитрия Донского, отец Борис Александрович – тверским князем. В годы междоусобной борьбы между Василием II Темным и Юрием Звенигородским, Дмитрием Шемякой Борис Александрович всеми силами добивался усиления собственного княжества, поддерживая то Василия II, то Шемяку, служа Витовту и участвуя в различных коалициях, при этом не примыкая окончательно ни к одной из них. В возрасте 5 лет девочка была обручена с Иваном III, который на тот момент был всего на 2 г
Оглавление

Иван III был женат дважды. Его вторая супруга - Софья Палеолог, личность в истории яркая. Первая супруга московского князя была полной противоположностью иностранки. летописцы описывали ее доброй, кроткой и смиренной. Имя ее Мария Борисовна...

Точной даты рождения Марии Борисовны, единственной дочери Бориса Тверского, в источниках не содержится. Однако частые упоминания о ее ранней помолвке с сыном Василия II Васильевича Иваном позволяют сделать вывод, что она родилась около 1442 г. Ее мать Анастасия Андреевна Можайская была внучкой Дмитрия Донского, отец Борис Александрович – тверским князем. В годы междоусобной борьбы между Василием II Темным и Юрием Звенигородским, Дмитрием Шемякой Борис Александрович всеми силами добивался усиления собственного княжества, поддерживая то Василия II, то Шемяку, служа Витовту и участвуя в различных коалициях, при этом не примыкая окончательно ни к одной из них.

Свадьба Ивана III и Марии Борисовны, миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного
Свадьба Ивана III и Марии Борисовны, миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного

В возрасте 5 лет девочка была обручена с Иваном III, который на тот момент был всего на 2 года старше свое невесты. Безусловно, будущий брак носил дипломатический характер. Обручение Ивана с Марией состоялось во время пребывания отца жениха Василия II в Твери. Тверич инок Фома, составивший около 1453 года «Похвальное слово» тверскому князю, отмечает торжественную обстановку, в которой совершилось обручение, и его значение для обеих сторон: «И был на обручение том боголюбивый епископ Тферскый Илиа и вси князи и велможии и елико их под областию великого князя Бориса и з другиа страны сам князь великий Василей, а с ним князей и боар множество, таковей бо тесноте сущи, но якож ни граду их не вместити. И быс радос велиа, но якож и преди рекохом обратил бог плач на радость и москвичиж радовашес, яко учинис Москва Тферь, а тферичи радовашеся, якож Тьферь Москва быс и два государя воедино совокупишася».

Дети под венцом

Спустя еще пять лет, 4 июля 1452 они повенчались в в Спасском соборе Московского Кремля. Браком этим Борис закреплял союз с Москвой, Василий в свою очередь увеличивал шансы на возврат великокняжеского престола.

В 1458 году, когда Марии было 16 лет, у неё родился единственный сын, «а наречен бысть именем Иван» (Иван Молодой).

В 1462 г. после смерти отца двадцатидвухлетний Иван Васильевич стал великим князем Московским, а Мария Борисовна – великой княгиней. Незадолго до этого в Твери умер Борис Александрович и тверской стол перешел сводному брату Марии, восьмилетнему Михаилу.

Летописи отмечают тихий нрав и покладистый характер московской княгини. Учитывая, насколько образованным был её отец, вероятно и Мария преуспела в «книжной премудрости», а эстетические вкусы её воспитывались с младенчества. По замечанию летописца, она была «добрая и смиренная». Тем страннее и неожиданнее выглядит внезапная смерть Марии Борисовны.

Внезапная смерть юной красавицы

Скончалась княгиня двадцати пяти лет от роду, 22 апреля 1467 года. По Москве сразу поползли слухи о том, что молодую княгиню "извели": она не болела, не лежала, не жаловалась на недомогание.

Девушка была спешно погребена на следующий же день после смерти. Самого Ивана III в это время не было в Москве, он находился в Коломне, куда и отправили сообщение о смерти жены. Его возвращения никто ждать не стал.

Уже тогда у свидетелей кончины молодой княгини возникли подозрения, что умерла она «от смертного зелия; занеже познах потому: покров на ней положиша, ино много свисло его, потом же то тело разошлося, ино тот покров много и недостал на тело», то есть тело неестественно раздуло.

В убийстве обвинили служанку Марии Борисовны Наталью Полуектову - жену княжеского дьяка Алексея Полуектова Наталию, служившую у княгини: «…иже… посылала пояс (княгинин) … к бабе» (то есть к ворожее). Дьяк подвергся опале и в течение шести лет не смел показываться на глаза разгневанному князю. Однако до сих пор до конца не ясны причины отравления княгини.

Смерть княгини Марии Борисовны, миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного
Смерть княгини Марии Борисовны, миниатюра из Лицевого летописного свода Ивана Грозного

Поспешность погребения, отсутствие при этом великого князя, которому, по-видимому, не торопились сообщить о случившемся, как будто бы подтверждают слова летописца о насильственной смерти Марии. Однако трудно представить, кому была нужна смерть «доброй и смиренной» княгини. Едва ли здесь действовала группа, прочащая великому князю другую невесту. Как известно, Иван III женился второй раз только через шесть лет, в 1473 году, и жену взял из-за моря, «царьгородскую царевну» Софию (Палеолог).

Убийство из-за мести?

Если Мария действительно была отравлена, то это могло быть, наример, результатом какой-то ссоры между женщинами великокняжеской семьи. Поводом для раздора могли послужить и воспоминания старой княгини Марии Ярославны об унизительных для московского великокняжеского дома обстоятельствах женитьбы Ивана. Ведь Тверь оказала им помощь в трудный момент, а за такую поддержку надо было заплатить. Да и князь Борис грозил выдать Василия темного его недругам в случае отказа. Унизительное сватовство, женская обида могли стать поводом для убийства. Отношения со свекровью Марией Ярославной Боровской у Мари Борисовны всегда были натянутые.

Тверичанка могла вызвать раздражение свекрови, замолвив слово в защиту своего юного брата Михаила, ставшего послушным вассалом Москвы, напоминанием о былой славе своего родного княжества, об услуге, оказанной её отцом московскому престолу. Так или иначе, но летописец не преминул отметить, что во время погребения княгини при ней была свекровь, которая незамедлительно после этого события (как бы замаливая грех причастия к нему) начинает перестраивать и украшать Вознесенский монастырь в Кремле.

Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!

Подписывайтесь на наш канал здесь.

📩НАШ TELEGRAM

Читайте также: