Найти тему
Theophilus

Событие №24: Проповедь в синагоге Назарета

«После же того как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк 1:14-15).

Тот факт, что Иисус жил в Галилее, также свидетельствует о Его земном уничижении: мало того, что Он, оставив славу небес, родился в хлеву, «приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек», Он еще и поселился в Назарете в Галилее, стране ничтожной и презираемой иудеями. Там Иисус совершил Свои первые чудеса и начал Свою проповедь. 

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лук 4:16).

Несмотря на Свое Божественное происхождение, Иисус был хорошо воспитан своими земными родителями. Они привили Ему много полезных привычек, и одна из них - посещать по субботам синагогу. Он был там постоянным посетителем и Его все знали. Возможно, Он уже не раз читал в этой синагоге Священное Писание в рамках недельных чтений. Но сегодня чтение было необычным.

«Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лук 4:17-19).

Чтение Писаний в синагоге производится по определенному устоявшемуся порядку и в этот раз нужно было прочитать недельную главу из книги пророка Исаии. Не по случайности и совпадению, а по Божественному предведению это было мессианское пророчество, которое Сам Христос прочитал вслух галилеян.

Это был текст о тройном помазании грядущего Мессии: как пророка, царя и первосвященника. Как пророк, Он будет благовествовать нищим и исцелять сокрушенных сердцем - это миссия пророка. Как царь, Он будет давать пленным и заключенным свободу - право миловать имеет только царь. Как первосвященник, Он объявит наступление юбилейного года.

Лето Господне благоприятное у евреев ассоциировалось с юбилейным годом, когда продавшего себя за долги израильтянина нужно было отпустить на свободу. В учении же Христа эти слова приобрели новый смысл - теперь это не просто год, а мессианская эпоха, эра спасения человечества, время благодати, период Нового Завета Бога с людьми.

В юбилейный год земля, проданная должником за долги, возвращалась к прежнему хозяину. Подобно этому, в новозаветном учении Христа мы вновь обретаем утраченные Адамом и Евой общение с Богом, право на небесные обители и вечную жизнь в раю.

«И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его, и говорили: не Иосифов ли это сын?» (Лук 4:21-22).

Тот, о Котором писал Исаия, сидел перед глазами галилеян и говорил им слова благодати. Однако и они соблазнились Его происхождением: не много ли берет на себя сын Иосифа? 

© Андрей Кропочев

#согласованиеевангелий #евангельскаягармония #библейскаяхронология #панорамабиблии #проповеди #назидание #богословие #апологетика #гомилетика #герменевтика #экзегетика #библеистика #текстология #вера #релилия #вероисповедание