Найти тему

Точность и стабильность инерциальных датчиков KTP

Оглавление

Этой статьёй мы продолжаем серию публикаций об инерциальных датчиках, поставляемых в РФ под торговой маркой KTP. Вниманию читателя предлагается анализ протоколов заводских приёмочных испытаний серийных партий продукции. Установлены реально достижимые показатели точности и стабильности МЭМС гироскопов и акселерометров. Приведённая информация будет полезна разработчикам инерциальных навигационных систем и систем стабилизации при выборе перспективной ЭКБ.

В условиях временного дефицита отечественных инерциальных датчиков потребители проявляют вполне обоснованную настороженность при выборе замен, особенно при рассмотрении новых брендов или иностранных производителей с корнями в Юго-Восточной Азии. Переход на иную компонентную базу, в первую очередь, связан с необходимостью адаптации схемотехники и ПО, поскольку не всегда удаётся замена Pin-to-Pin или Drop-In. Другой препятствующий фактор – это предубеждение по отношению к «восточным» товарам, перенесённое с продукции лёгкой промышленности и «ширпотреба». Свою роль сыграл и ранний негативный опыт применения ЭКБ «Made in China», ориентированной на бытовую электронику низшего ценового диапазона.

Таким образом, новому бренду на рынке требуется преодолеть предубеждение и завоевать доверие, подтвердив фактическое соответствие характеристик продукции тем параметрам, которые заявлены в ТУ, и показать повторяемость этих характеристик от партии к партии.

Эффективным способом преодоления недоверия является организация сравнительных испытаний, когда потребитель вместе с образцами продукции получает протокол и методику приёмочных испытаний от производителя. Результатом «доказательной эксплуатации» являются объективные основания для принятия решения об уровне техники ЭКБ, предлагаемой к внедрению. Дополнительными факторами формирования непредвзятого отношения к новому бренду становятся «истории успеха» – публично доступные данные об использовании компонентов в проектах и изделиях других потребителей, а также возможность получения расширенной статистики за счёт анализа характеристик компонентов из других производственных партий, которые значительно разнесены по дате выпуска.

Опыт показывает, что методики испытаний инерциальных датчиков, принятые у зарубежного производителя, далеко не всегда полностью совпадают с режимами и циклограммами эксплуатации у потребителя в РФ.  То же касается и терминологии, описывающей ключевые параметры компонентов. Объём и состав предоставляемой зарубежным производителем документации, обычно это Datasheet (краткие ТУ) и User Manual (руководство пользователя), также не всегда отвечают ожиданиям потребителя. Эти документы зачастую содержат долю рекламы и «мелкого шрифта»: информации, требующей уточнения. В такой ситуации важно иметь прямой контакт со службой технической поддержки производителя или его официального представителя в РФ для получения консультаций, разъяснений, технического сопровождения, адаптации к условиям эксплуатации или даже заказа специальных версий стандартных изделий.

В качестве демонстрации читателю предлагается оценить информацию, доступную для первичного анализа при выборе зарубежных инерциальных датчиков, на реальных примерах.

В нашем распоряжении имеется репрезентативная выборка: набор верифицированных данных для двух типов инерциальных датчиков, поставляемых в РФ под брендом KTP. 

Это протоколы заводских приёмочных испытаний одноосных МЭМС гироскопов H111-300, 4 партии 2023 года выпуска, от 3 до 80 шт. в партии, всего 150 шт.

Второй блок информации – протоколы приёмочных испытаний 6-компонентных инерциальных МЭМС модулей M301 (3 гироскопа + 3 акселерометра), 5 партий 2023 года выпуска, от 13 до 34 шт. в партии, всего 100 шт.

Отправной точкой для анализа являются краткие ТУ и методика испытаний, полученная от производителя для части параметров. В упомянутых выше протоколах содержатся не все данные из кратких ТУ, а только те, которые производитель считает необходимым контролировать. Остальные параметры обеспечиваются технологией и подтверждаются периодическими испытаниями, так называемой «квалификацией производства», или же обеспечиваются на этапе заводской калибровки в диапазоне рабочих температур. По запросу потребитель имеет возможность получать расширенный отчёт – Test Report – о результатах, полученных в ходе производства или дополнительного тестирования.

Анализ фактических показателей высокостабильных одноосных МЭМС гироскопов H111-300 в прочном корпусе

В кратких ТУ на гироскоп H111-30 (рис. 1) нормируются величины 7 параметров точности и стабильности (табл. 1). Мы ограничимся анализом только части из них.

Рис. 1. Внешний вид гироскопа H111-300
Рис. 1. Внешний вид гироскопа H111-300
Таблица 1. Основные характеристики гироскопа H111-300
Таблица 1. Основные характеристики гироскопа H111-300

Смещение нуля

При заданном диапазоне –0,5…0,5°/с фактические значения параметра не выходят за пределы –0,094…0,096°/с, а бо́льшая часть измеренных значений находится в диапазоне –0,01…0,01°/с (рис. 2).

Рис. 2. Смещение нуля гироскопа
Рис. 2. Смещение нуля гироскопа

Кратковременная стабильность смещения (нулевого сигнала)

Как видно из рис. 3, ни в одном из исследованных гироскопов параметр не превысил значения 10°/ч в интервале 1σ, а лучший показатель нулевого сигнала составил 3,6°/ч (1σ).

Рис. 3. Кратковременная стабильность смещения гироскопа
Рис. 3. Кратковременная стабильность смещения гироскопа

Случайный угловой уход, или блуждание угла

Среди полученных измерений нет ни одного, которое достигало бы или превышало бы верхний порог в 0,2°/√ч, при этом максимальное количество отсчётов сосредоточено у нижней границы выборки в 0,15°/√ч (рис. 4).

Рис. 4. Случайный угловой уход (блуждание угла) гироскопа
Рис. 4. Случайный угловой уход (блуждание угла) гироскопа

Масштабный коэффициент (МК)

Значения измеренного МК формируют плотную группу вблизи номинального значения (рис. 5). Фактическое значение для рассмотренной выборки составляет округленно 10 004±50 LSB/(°/с) при номинально допустимом 10 000±500 LSB/(°/с).

Рис. 5. Масштабный коэффициент гироскопа
Рис. 5. Масштабный коэффициент гироскопа

Погрешность масштабного коэффициента (МК), нелинейность передаточной характеристики

В выборке из 150 гироскопов только один прибор продемонстрировал номинальное значение погрешности МК в 0,1%. Остальные значения расположены в диапазоне 0,01…0,079 %, формируя несколько групп вблизи отметок 0,033%, 0,039% и 0,053% (рис. 6).

Рис. 6. Погрешность масштабного коэффициента гироскопа
Рис. 6. Погрешность масштабного коэффициента гироскопа

Анализ фактических показателей инерциальных МЭМС модулей M301

Каждый модуль линейки M301 содержит 3 гироскопа и 3 акселерометра (рис. 7). В кратких ТУ нормируются величины 9 параметров гироскопов и 8 параметров акселерометров, а также общие для модуля характеристики (табл. 2). В рамках настоящей журнальной статьи рассмотрим только часть параметров, вносимых производителем в протокол заводских испытаний.

Рис. 7. Внешний вид модуля M301
Рис. 7. Внешний вид модуля M301
Таблица 2. Основные характеристики модуля M301
Таблица 2. Основные характеристики модуля M301

Параметры гироскопов в составе модуля M301

Дрейф нуля, или смещение нулевого сигнала гироскопа в пределах рабочего температурного диапазона

Согласно кратким ТУ на модуль, дрейф не должен выходить за пределы ±100°/ч. Среди 300 чувствительных элементов (100 модулей, каждый имеет 3 оси) размах измеренных значений составил –54,6…88,7°/ч, что соответствует требованиям (рис. 8).

Рис. 8. Смещение нулевого сигнала гироскопа на температурном диапазоне в составе модуля
Рис. 8. Смещение нулевого сигнала гироскопа на температурном диапазоне в составе модуля

Стабильность нуля гироскопа

Результаты расчётов значения стабильности нуля представлены в виде значений доверительных интервалов 1σ, показания датчиков усреднялись за периоды в 10 секунд.  При предельно допустимом значении 8°/ч худшее полученное значение составило 6,1°/ч, а лучшее – 1,3°/ч (рис. 9).

Рис. 9. Стабильность нуля гироскопа в составе модуля
Рис. 9. Стабильность нуля гироскопа в составе модуля

Повторяемость смещения нуля гироскопа

Расчёт параметра производится на основе средних значений 6 последовательных измерений с паузой 30 минут между записью данных. Ранжирование результатов произведено для значений 1σ. Приблизительно 70% гироскопов показали результат, не превышающий 1°/ч, при максимальном значении по всей выборке 3,3°/ч. Таким образом, заданный лимит в 5°/ч не превышен (рис. 10).

Рис. 10. Повторяемость смещения нуля гироскопа в составе модуля
Рис. 10. Повторяемость смещения нуля гироскопа в составе модуля

Погрешность масштабного коэффициента (МК) или нелинейность передаточной характеристики гироскопа

Документация производителя ограничивает погрешность МК значением 20 ppm или 0,002%. Фактические значения для рассмотренной партии составили 6,8…19,8 ppm, т.е. находятся в допустимых пределах (рис. 11).

Рис. 11. Погрешность масштабного коэффициента гироскопа в составе модуля
Рис. 11. Погрешность масштабного коэффициента гироскопа в составе модуля

Чувствительность гироскопа к линейному ускорению

Методика измерения влияния линейной составляющей на показания гироскопа достаточно трудозатратна, так как требует измерения показаний на протяжении 15 с для каждой оси в прямом и обратном вращении. Полученные данные говорят о том, что только приблизительно десятая часть значений группируется у верхнего предела 0,005°/с/g, не пересекая его, а подавляющая часть показаний находится в диапазоне 0,002…0,003°/с/g (рис. 12).

Рис. 12. Чувствительность гироскопа к линейному ускорению в составе модуля
Рис. 12. Чувствительность гироскопа к линейному ускорению в составе модуля

Параметры акселерометров в составе модуля M301

Дрейф нуля, или смещение нулевого сигнала акселерометра в пределах рабочего температурного диапазона

Зарегистрированное значение дрейфа в выборке из 300 акселерометров в составе модулей находится в диапазоне –0,55…0,70 mg. Это почти вдвое лучший результат, чем того требуют краткие ТУ: ±2 mg (рис. 13).

Рис. 13. Смещение нуля акселерометра в составе модуля
Рис. 13. Смещение нуля акселерометра в составе модуля

Стабильность нуля акселерометра

Методика определения параметра стабильности нуля акселерометра сходна с методикой для гироскопов в составе тех же модулей. Наибольшее значение составило 0,17 mg (1σ), оно не превышает предельно допустимого 0,2 mg (1σ) (рис. 14).

Рис. 14. Стабильность нуля акселерометра в составе модуля
Рис. 14. Стабильность нуля акселерометра в составе модуля

Повторяемость смещения нуля акселерометра

Регистрация и расчёт данных производились способом, аналогичным тому, что применялся для гироскопов в составе модуля: усреднение по 6 измерениям с перерывом 30 минут между сеансами записи, сортировка по 1σ. Акселерометры по осям X и Z продемонстрировали исключительную стабильность, акселерометры по оси Y удельно показали несколько большее смещение, но в любом случае этот показатель (0,05 mg, 1σ) вчетверо ниже, чем допускаемый производителем:  0,2 mg (1σ) (рис. 15).

Рис. 15. Повторяемость смещения нуля акселерометра в составе модуля
Рис. 15. Повторяемость смещения нуля акселерометра в составе модуля

Погрешность масштабного коэффициента (МК), нелинейность передаточной характеристики акселерометра

Вычислены значения погрешности МК для приложенного к испытуемой оси линейного ускорения в прямой и обратной проекциях по данным, полученным от 300 акселерометров из состава модулей. Результаты преимущественно лежат в диапазоне от 10 до 40 ppm и не превосходят 89,7 ppm при максимально допустимом значении 100 ppm (рис. 16).

Рис. 16. Погрешность масштабного коэффициента акселерометра в составе модуля
Рис. 16. Погрешность масштабного коэффициента акселерометра в составе модуля

Неортогональность измерительных осей чувствительных элементов модуля

Этот параметр определяется преимущественно конструкцией, материалами и технологией сборки модуля. Неортогональность компонентов кластера гироскопов и кластера акселерометров проверяются по единой методике с усреднением показаний за 15 с для каждого чувствительного элемента. Предельное значение параметра одинаково для датчиков угловой скорости и линейного ускорения: не более 10 угловых минут.  Фактические показатели не превысили 6,1′ для сборок гироскопов и 8,5′ для сборок акселерометров (рис. 17).

Рис. 17. Неортогональность измерительных осей в составе модуля: а) гироскопы; б) акселерометры
Рис. 17. Неортогональность измерительных осей в составе модуля: а) гироскопы; б) акселерометры

Как можно видеть из приведённой статистики, вся продукция укладывается в заявленные допуски либо демонстрирует существенно лучшие показатели точности и стабильности.

Анализ приведённых выше данных не даёт исчерпывающей информации о реальных возможностях и надёжности планируемых к применению датчиков. Следующим этапом, как правило, является тестирование инженерных образцов или пробной партии в условиях, имитирующих реальные режимы работы.

Следует отметить, что однотипная продукция поставляется в РФ на протяжении нескольких лет, демонстрируя при этом достаточно низкий уровень дефектности на этапе эксплуатации в аппаратуре потребителя: не более 1…2% для различных моделей датчиков или блоков датчиков.