Весенние новости
Не прошло и полгода, как ВЭБ наконец то выложил свою методичку по мастер-планам. Написана она была год назад, неофициально ходила промеж урбанистов, наверное, с сентября, и вот, наконец, этот труд стал доступен широким массам интересующихся…
Пару недель назад Путин взбудоражил урбанистическую общественность заявлением о 200 мастер-планах, которые то ли надо сделать, то ли точно будут сделаны. Ранее тот же Путин поручил Правительству «разработать ... и утвердить единые требования к структуре и содержанию мастер-планов развития городов и квалификационные требования к их разработчикам». К первому апреля, между прочим.
Поручение исполняется, АСИ собирает стратегические сессии, ДОМ.рф собирает стратегические сессии, кто-то пишет единые классификационные требования. Скоро все узнаем – неделя всего осталась. Нам наконец-то определят тех, кому позволено делать мастер-планы. Чтобы лицам с низкой квалификацией неповадно было.
Между тем, все умеющие делать мастер-планы нынче трудятся не поднимая головы – им не до разработки требований к самим себе. Кто-то сдает работу в марте, но большинство вовлечены в мастер-планирование арктических агломераций – сроки там не сказать бы чтобы жесткие – они просто нереальные. Начали делать в январе, а закончить должны в мае.
Я давненько не писал про мастер-планы – был занят на их производстве. Теперь, наверное, пора поделиться какими-то выводами. Тем более что в разных агломерациях по России руководство уже начало собирать десятки миллионов чтобы оплатить недешевый труд квалифицированных разработчиков будущих мастер-планов.
Если спросить у яндекса, что же такое мастер-план, он выдаст следующее:
Наверное, можно найти еще с десяток вариаций на тему стратегического градостроительного документа – не зря же мастер-план постоянно сравнивают с генеральным планом. Однако эта трактовка безнадежно устарела - всего за пару лет в мастер-планах поменялось почти всё.
Во-первых, это теперь прежде всего – политический документ. Главными разработчиками мастер-планов теперь являются лично губернаторы. Такого не было 3-5 лет назад, когда проходил конкурс на Мастер-план Дербента или Стрелка разработала Мастер-план Байкальска. Именно вовлеченность губернатора, а вовсе не мэра города, строителей или архитекторов, дает мастер-плану шансы на успех (в чем же успех – мы еще поговорим). Побочный эффект повышения статуса документа – главный архитектор города или субъекта РФ – теперь на вторых-третьих ролях. Даже областной Минстрой не всегда при начальстве. Мастер-планы курируют лично вице-губернаторы или лица не встроенные в административную вертикаль, но приближенные губернатору – советники по городской среде, etc.
В развитие этой тенденции можно прогнозировать приход политтехнологов на лидирующие роли в мастер-планировании. Уже сегодня наблюдается взлет небольших команд, не обремененных пониманием территории и опытом работы в пространственном планировании, но написавших пару-тройку программ развития в последние годы и не имеющих грешков участия в либеральных экономических концептах минувшей эпохи.
Во-вторых – градостроительная составляющая и разнообразный урбанизм с комфортной средой уступили место экономике. «Градостроительная» компонента, конечно, осталась, но рабочие места, валовый городской продукт, инвестпроекты, демпрогоз и народосбережение стремительно выходят на первый план.
Мастер-план обрастает цифрами, расчетами, многостраничными таблицами. Он все больше отвечает не на вопрос «Как красиво все это будет выглядеть?», а на вопросы «Сколько это будет стоить?» и «Кто оплачивает банкет?». Порой создается впечатление, что это и не мастер-план уже, а просто гигантская смета города (или агломерации, если угодно).
Столь милые российскому урбанизму городская навигация, архитектура фасадов, брендинг, логотипинг, красочные рендеры и прочие дизайн-коды, еще пару лет назад уверенно побеждавшие в конкурсах, теперь оказались на последних страницах многотомных текстов. Хотя, совсем без реалистичных красочных картинок пока нельзя представить себе мастер-план, с их производством (картинок) уже начинает справляться ИИ. Комфортная городская среда с велодорожками пока держатся – но, вероятно, лишь благодаря ежегодному рейтингу качества этой самой среды. Как говаривала 40 лет назад моя учительница по физике - повышение косинуса Фи рейтинга – это важнейшая народохозяйственная задача!
Вполне логично, если мастер-план прибьется, наконец, к законодательству о стратегическом планировании, а не градостроительному, тем более что на данный момент на муниципальном уровне в 172-ФЗ (О стратегическом планировании) – пустота.
В-третьих, мастер-план перестал быть стратегическим документом. Он стал предпроектной проработкой. Есть проект – город целиком. Или агломерация – неважно, большая – на миллион человек или маленькая – на несколько тысяч. Для этого территориального образования делается предпроектная проработка.
Такой подход кардинально отличается от стратегического планирования.
При разработке стратегии вы знаете направление и имеете некоторый набор ресурсов, – как правило, ограниченный. И еще вы имеете бесконечное множество субъектов развития. Но будущее при этом – неопределённо. Есть много неизвестных на данный момент факторов – важно выбрать оптимальный путь, постараться по ему двигаться, не теряя цель. Хотя в какой-то момент допускаются развилки и альтернативные пути - важно сохранять направление.
Сегодня мастер-планы делаются исходя из предположения, что выбраны базовый сценарий и «видение». То есть мы божественным образом как бы обрели достоверные знания о будущем состоянии города в 2035 году. Конечная станция известна, путь определен – альтернативы не рассматриваются. Для движения по выбранному пути нужны ресурсы – финансовые и человеческие; собственных не хватает, значит надо запросить государственную власть и коммерческие структуры. Вопрос ограниченности ресурсов не ставится.
Важно <мастер>план утвердить, ответственность распределить, финансирование получить и сроки соблюдать… Виновных за недофинансирование и недовоспроизведение человеческого капитала –впоследствии наказать. Какой будет результат «развития»? Главное – чтобы все шло по плану.
При этом важно иметь четкие правила – тот самый стандарт мастер-плана, который непременно нужно оформить в законодательстве – так оно проще чиновнику – мы же исключили неопределенность будущего. Да и само будущее тоже лучше всего полностью утвердить каким-нибудь нормативно-правовым актом.
И самое главное – похоже, мастер-план наконец то нашел ответ на вопрос зачем он нужен и вместе с тем – занял понятное и важное место в системе. Он стал инструментом обоснования и получения федерального финансирования. То есть – стал документом прямого действия.
Стратегия пространственного развития города или стратегический мастер-план десятилетиями формировался как прогнозная исследовательская работа, положения которой надо было впоследствии перевести на сухой язык нормативных документов – генплана, ПЗЗ, НГП, государственных и муниципальных отраслевых программ, КПР, правил благоустройства и прочая и прочая. Если вам мало что говорят эти аббревиатуры – ничего страшного. Именно таким был стратегический мастер-план Перми 15 лет назад. В такой же парадигме разработан и самый успешный мастер план последних 5 лет – в Дербенте.
Сам по себе мастер-план не будучи легализован в законодательстве мало на что влиял. Примерно такую же подвешенную позицию исторически занимали стратегии социально-экономического развития.
Это была серьезная проблема.
Теперь она решена. Мастер-план встроился в систему «параллельного» президентско-централизованного развития. В градостроительном законодательном поле у нас все равны и зависимы от генеральных планов, которые только ленивый не пинает в последнее время. Но вот появляется когорта городов/агломераций, более равных чем остальные. Сначала это – нет, не дальневосточные города, а маленький Байкальск, затем – Петропавловск-Камчатский и уже потом – 25 агломераций Дальнего Востока, мастер-план для которых были запущены по прямому указанию Президента в 2022 году. Пресса пишет, что они утверждены Правительством РФ. Я об этом уже писал. Хотя на самом деле утверждены вовсе НЕ мастер-планы, а "Долгосрочные планы комплексного социально-экономического развития". Долгосрочные - до 2030 года. Об этом еще напишу подробнее.
Третий заход в самом разгаре – мастер-планы арктических агломераций. Четвертый пул Путин запустил в послании Федеральному собранию, анонсировав еще 200 мастер-планов на выбор.
По инерции пока что в мастер-планах делается раздел необходимых изменений в генеральный план и ПЗЗ, но, вероятно, совсем скоро эти бюрократические танцы с бумагами и постоянным внесением измеений будут объявлены лишними и мастер-план станут реализовывать напрямую – примерно также как и КРТ.
Изменение сути мастер-плана приводит к трансформации его структуры и порядка разработки. Методичка ВЭБа-Стрелки рекомендует следующий состав мастер-плана
Такой состав уже не совсем актуален – теперь на первый план выходит пункт №5 - Ключевые проекты! И это понятно – на принципы или сценарии денег особо не получишь – значит надо заявлять больше проектов. И тут даже непременная диагностика (пункт 2) не очень-то востребована. Ведь может так случиться, что результаты диагностики покажут бесперспективность ваших «проектов развития». А регион уже их раскрутил, вложился в продвижение, достиг договоренностей с инвесторами и взял на себя обязательства. Что тут делать – поверить квалифицированным разработчикам или объяснить им что необходимо обосновать то, что нужно обосновать? Ответ очевиден.
Не случайно популярные сегодня на любых уровнях стратегические сессии, – вон даже Мишустин теперь их проводит – сразу фокусируются на поиске проектов и презентации прорывных идей развития, а не на поиске и анализе проблем, возможных развилок и рисков.
Мы постепенно возвращаемся к советскому планированию, а мастер-план уже сильно напоминает детально проработанный генеральный план времен СССР – с некоторыми расширениями и дополнениями в виде стратегических сессий, публичности, повышенного политического внимания. Единственным кардинальным отличием остается отсутствие секретности. Хотя и упомянутой публичности стало на порядок меньше - мастер-план уже далек от "общественного договора" всех городских субъектов. Но это спорый тезис.
Не стоит забывать, что советские генеральные планы реализовывались, как правило, е более чем на 15-25%. И это – при централизованном, относительно стабильном финансировании. Сегодня предполагается, что к очень серьезным федеральным вложениям коммерсанты добавят свои 50-60% а может и больше процентов…
А если бизнес «не добавит»? Процент реализации может упасть до 10 и меньше… Так уж ли это важно? Главная цель все равно ведь будет достигнута – федеральное финансирование получено и потрачено. И это – успех и повышение! Чего еще желать чиновнику?
Сохранится ли таких обстоятельствах генеральный план, рожденный кодексом 2004 года? Вернет свои позиции? Трансформируется? Вольется в мастер-план? Будет отправлен в отставку? Не очень хайповая тема, но 95% страны пока еще живет по генеральным планам. И именно будущее генеральных планов мы обсудим на плеженинге в конце апреля в Ростове-на-Дону.
Вы не знаете что такое плеженинг? Это место где урбанисты, городские планировщики и все причастные к развитию городов отдыхают и общаются. Кроме генпланов обсудим сжимающиеся города, КРТ, зеленый каркас и что-нибудь еще. Заходите в телеграм канал, регистрируйтесь и приезжайте – поговорим.
Участие бесплатное.