Найти в Дзене

Лопахин — «хищный зверь» или «нежная душа»?

Люблю я проверять сочинения по этому герою, ведь чтобы не исказить авторскую позицию, нужно, кажется, пройти по лезвию ножа 😁. Стоит только неосторожно высказаться о его бесчувственности или, наоборот, уверенно заявить, что он всем сердцем сочувствует Раневской, — можно схлопотать фактическую. Так какой же он, Лопахин?
Да, он толковый делец, который не упустит выгодного предложения и не сможет устоять в схватке с Деригановым. Но он и тот, кто готов дать/одолжить денег Раневской (а это довольно редкая щедрость для купца). А теперь давайте чуть глубже.
Лопахин способен на сочувствие, но уж очень поверхностное. Герой видит светлую радость Раневской при встрече с домом и с её прошлым, наблюдает растроганность Гаева, волнение Фирса. Но он не в силах разделить эту радость, волнение. Ему и хотелось бы сказать «что-нибудь очень приятное, веселое», но он охвачен другой радостью — он знает, как можно спасти их от разорения. Лопахин торопится обнародовать свой «проект» и наталкивается на во

Люблю я проверять сочинения по этому герою, ведь чтобы не исказить авторскую позицию, нужно, кажется, пройти по лезвию ножа 😁. Стоит только неосторожно высказаться о его бесчувственности или, наоборот, уверенно заявить, что он всем сердцем сочувствует Раневской, — можно схлопотать фактическую. Так какой же он, Лопахин?

Да, он
толковый делец, который не упустит выгодного предложения и не сможет устоять в схватке с Деригановым. Но он и тот, кто готов дать/одолжить денег Раневской (а это довольно редкая щедрость для купца). А теперь давайте чуть глубже.

Лопахин способен на сочувствие, но уж
очень поверхностное. Герой видит светлую радость Раневской при встрече с домом и с её прошлым, наблюдает растроганность Гаева, волнение Фирса. Но он не в силах разделить эту радость, волнение. Ему и хотелось бы сказать «что-нибудь очень приятное, веселое», но он охвачен другой радостью — он знает, как можно спасти их от разорения. Лопахин торопится обнародовать свой «проект» и наталкивается на возмущённое гаевское «Чепуха» и смущённые слова Раневской: «Милый мой, простите, вы ничего не понимаете».

Для Лопахина принять решение о сносе сада — простое и естественное, поэтому, предлагая «почистить», «снести», «вырубить», Лопахин даже не понимает, в какой
эмоциональный шок повергает владельцев имения. Для Раневской согласие на предложение равносильно самоуничтожению и саморазрушению личности.

Глухота к различению оттенков чувств делают для Лопахина
невозможным близкий, сердечный контакт с Раневской, которую он «любит, как родную, больше, чем родную». В Лопахине нарастает какое-то смутное сознание своей обделённости, тяжёлое недоумение перед жизнью. Он стремится не дать воли этим мыслям и «забивает» их напряжённой работой: «Когда я работаю подолгу, без устали, тогда мысли полегче, и кажется, будто мне тоже известно, для чего я существую». В мире дворянской культуры грубая резкость и определённость чувств Лопахина — неуместны.

Пьяный кураж финального монолога — с топотом ног, с хохотом и слезами — выразил
«тонкую и нежную» душу «хама». Пусть «почти невольно», «неожиданно для себя», но имение Раневской он всё-таки купил. Он делал всё, чтобы спасти хозяев вишнёвого сада, но не имел душевного такта не рубить его на глазах у бывших владельцев.

Сложный, противоречивый, но такой необычный образ купца создал Чехов 😍