15+ снова на связи. Без восклицательного знака, потому что я в шоке, а когда читала эпизод, с трудом не подавилась чаем. О чем я и почему Пьеру недалеко от Тартюфа – сейчас расскажу.
Я все ещё в процессе чтения "Войны и мира", и меня изрядно удивил резкий переход Пьера к масонам и внезапное изменение своих взглядов, но речь сейчас не о неестественности этого эпизода, а немного о другом.
Становится понятно, что Пьер все ещё находится в исканиях себя, но масонское учение имеет на него большое влияние, хоть он и не стопроцентно верит в Бога, на что постоянно указывают его душевные метания и искания.
Однако новая встреча с Болконским вдохновляет их обоих – Пьер явно заводится и с воодушевлением доказывает Болконскому свою позицию, говорит, что он с ним "тысячу раз не согласен", и всячески считает, что Болконский не прав.
Он рассуждает о жизни после смерти, о Божьем царстве, о правде и счастье на земле, о поиске себя – явные религиозные мотивы, ведь Пьер буквально говорит о второй жизни, загробной, которая наступает даже после смерти, и говорит так горячо, что понятно – сам верит в это всем сердцем.
— Позвольте у нее спросить, — сказал Пьер. — Ты сама видела? — спросил он.— Как же, отец, сама удостоилась. Сияние такое на лике-то, как свет небесный, и из щечки у матушки так и каплет, так и каплет...— Да ведь это обман, — наивно сказал Пьер, внимательно слушавший странницу.
И внезапно Пьер выдаёт такое. Мне неясно, почему "наивно" – неверующие обычно наоборот оперируют научным знанием, но не будем мучить обычные слова.
То есть ещё минуту назад Пьер рассуждал о Божьем царстве, о жизни после смерти, о грехе, о правде, о милосердии о добродетелях и тут – такое?
Окей, можно не верить. Всегда остаётся отголосок критического мышления, этого, пожалуй, не отнять, тем более, если не видел своими глазами. И то – мы так привыкли к обману, что везде ищем его, какой-то трюк и фокус, спецэффекты или мастерскую графику.
Однако Пьера, якобы теперь яростного христианина, это никак не оправдывает. Он видит, какая реакция у странницы – и все равно продолжает. Я уже не говорю о том, что подобные сомнения – тоже недалеки от греха( вспомните притчу об усомнившемся Пётре, который пошел по воде навстречу Иисусу).
Я говорю о том, что в Пьере отсутствует какое-либо минимальное чувство такта – и со дня в гостиной у Шерер он не изменился. Ему важнее поставить "завравшуюся" старушку на место, показать ей, что он не наивный, пальцем деланный, а умный и проницательный. Очень по-детски. Очень максималистски.
Да, можно не верить в Бога. Да, есть разные религии. Да, можно быть атеистом или просто сомневаться. Но когда другие люди так искренне, так ярко верят – никто не может вмешиваться в их веру и навязывать им свою "правду".
Будь ты хоть трижды атеист, должно быть понимание, что ты не можешь в буквальном смысле идти в монастырь со своим уставом – потому что не лезут к тебе.
Это касается всех жизненных позиций – никто не обладает каким-то исключительным правом их тебе навязывать, но почему-то, когда дело касается политики и религии, люди считают, что у них какой-то карт-бланш или что-то подобное, хотя их вообще никто не спрашивал.
Пьер ведёт себя просто как мальчишка, и мне тем более становится мерзко, ведь буквально страницу назад он проповедовал Болконскому о Боге.
Что же касается самого Андрея, то он как был циником, так и умрёт. Он не просто обижает сестру, нарочно приходя на ее половину, вторгаясь в её диалог, в её личную жизнь и её личные убеждения, он буквально делает это все специально, чтобы посмеяться, чтобы развлечь и себя, и Пьера. И при этом нагло хулит Бога.
Исцели! отдам тебе, говорит, все, чем царь жаловал». Сама видела, отец, звезда в ней так и вделана. Что ж, прозрел! Грех говорить так. Бог накажет, — поучительно обратилась она к Пьеру.— Как же звезда-то в образе очутилась? — спросил Пьер.— В генералы и матушку произвели? — сказал князь Андрей улыбаясь.
Пелагеюшка вдруг побледнела и всплеснула руками.— Отец, отец, грех тебе, грех. У тебя сын! — заговорила она, из бледности вдруг переходя в яркую краску. — Отец, что ты сказал такое, Бог тебя прости.
Скажите мне, что эта фраза – не открытое издевательство над чужой верой, потому что он буквально нагло влился в чужую беседу, куда его не звали, и не просто начал спорить и навязывать свое мнение, а язвительно комментировать чужие убеждения подобным омерзительным образом.
Повторюсь, будь ты хоть трижды атеист, ты не имеешь никакого права оскорблять чужую веру и лезть в душу человеку со своими комментариями. К тебе ведь не лезут.
Глупо было надеяться, что небо Аустерлица хоть что-то поменяло бы. Болконский, какие бы глубокие у него ни были мысли, пропащий человек.
Он был неприятен мне ещё с первого своего появления в романе, теперь же упал в моих глазах окончательно. Пусть меняется, морально растёт как угодно – этот эпизод я не забуду. У него невероятно грязная и маленькая душа.
Пьеру такую мерзость я тоже не прощу.
Сплошное разочарование в этой лицемерности.
Бедную Марью невероятно жаль, но я уверена, что это великодушное сердце найдёт в себе силы их, дураков, простить.