Найти тему
Православная Жизнь

Что означает женская нечистота в церковной жизни?

Сама по себе нечистота – это понятие, которое берет свое начало еще с ветхозаветных времен. И понятие "женской нечистоты" не является чем-то новым. Она порицалась в иудейском обществе так же, как и "мужская нечистота" (например, это касалось тех случаев, когда мужчина истекал семенем).

В книге Левит написано, что «если женщина имеет истечение крови из тела ее» (то есть регулярный месячный цикл), то она считается нечистой. Она должна сидеть дома и не участвовать в богослужениях не только в период истечения крови, но 7 дней до окончания этого периода (то есть, в среднем, 12 дней женщина считалась нечистой). Более того, то, к чему она прикоснется в этот период, будет считаться нечистым. Это распространяется и на мужчин, которые могли в этот период перенять нечистоту (Лев. 15:19-24).

Должны заметить, что понимание всякой нечистоты в ветхозаветные времена было связано в основном с внешней стороной жизни. То есть нечистыми признавались не только половые физиологические процессы, но и иные ситуации, в том числе предметы материального мира: трупы людей и нечистых животных, кровь нечистых животных, заболевание проказой и др. Это понималось как "обрядовая нечистота", то есть та, которая запрещает участвовать в богослужении. Она, конечно, имела связь с грехом, но выражалась в следующем: обрядовая нечистота есть следствие греха. То есть "нечистоту" можно омыть водой, временем, но грех, который связан с ней, можно искупить только жертвой.

-2

Новый Завет не содержит понимания "обрядовой нечистоты". Иисус Христос, напротив, порицает ее. Например, когда фарисеи укоряют учеников Иисуса за то, что они едят хлеб неумытыми руками, Он обличает их, говоря о том, что фарисеи и книжники держатся предания человеческого, отступая от заповедей Божьих: омывают чаши и кружки и совершают иные подобные действия (Мк 7:5-9). Также Иисус говорил о том, что лишь злые помыслы и грехи оскверняют нас (Мк. 7:21) и делают нечистыми (не внешне, а внутренне – духовно нечистыми). Также Иисус не стесняется прикасаться к умершим, чтобы воскресить их.

Мы можем вспомнить и другие эпизоды из Нового Завета. Так, когда женщина, страдающая кровотечением 12 лет, касается одежды Христа, чтобы исцелиться, Иисус говорит ей: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя». И после этого женщина выздоравливает (Мф. 9:20-22). Несмотря на то, что женщина была нечистой и прикоснулась к святой одежде Сына Божия, Иисус не укоряет ее, а хвалит и исцеляет, потому что для него не существует внешней обрядовой нечистоты.

-3

Также примечателен тот факт, что Иисус Христос спокойно разговаривал с самарянкой (самарянки в представлении евреев, по словам священника Алексия Волчкова, «либо постоянно кровоточат, либо легко к этому относятся» и могут спокойно, например, выйти к колодцу за водой).

Сын Божий не расспрашивал о ее "женской нечистоте" и никоим образом не обращал внимания на внешнюю сторону жизни (Ин. 4:7-26), тогда как ученики Его, увидев, что Учитель разговаривает с женщиной, удивились (Ин. 4:27). К тому же, апостол Павел говорит следующее:

«Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим. 14:14).
-4

В церковной жизни зачастую возникают вопросы: можно ли во время менструации ходить в храм, прикладываться к иконам, причащаться и т. д.? Святые отцы, например, священномученик Климент Римский, живший во II в., и Григорий Двоеслов, живший в IV в.) говорят о том, что женщине в период этих дней также дозволяется посещать храм и участвовать в Таинствах. И на Западе действительно сложилось такое отношение, однако на Востоке к этому вопросу подошли иначе.

Так, если женщинам дозволялось в эти дни ходить в храм, молиться, прикладываться к иконам, исповедоваться и т. д., то от Таинства Евхаристии следовало воздержаться (2-е правило святого Дионисия Александрийского). И практика такая подтвердилась на Архиерейском Совещании 2015 года. Но заметим, что это связано не столько с женской физиологией, сколько с пониманием того, что во время Таинства Евхаристии совершается Бескровная Жертва. Отсюда и вывод, что присутствовать на Причастии не позволяется с открытой раной или с каким-либо кровотечением.