Найти в Дзене
Социальная практика

"Вечноспящие дети", или обучающиеся категории РАС (часть 2)

Использованы элементы дизайна cnillustrations и freepik на правах свободной атрибуции
Использованы элементы дизайна cnillustrations и freepik на правах свободной атрибуции

Как же успешно интегрировать в образовательный процесс детей категории РАС?

Говоря о детях с аутизмом, можно с легкостью догадаться, что чаще всего основные теоретические представления фиксируются в формате создания особой адаптированной общеобразовательной программы.

_____________________________________________________________________________________

Адаптированная общеобразовательная программа (далее АООП) – общеобразовательная программа, адаптированная для лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и дальнейшую социальную адаптацию этих лиц посредством применения методов обучения и воспитания, дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и (или) индивидуального пользования.

_____________________________________________________________________________________

Мы выяснили, что обеспечение равного доступа к образованию для всех типов детей с ООП возможно и реально в современной образовательной среде. Возникает вопрос: каким именно образом можно реализовывать принципы индивидуализации, интеграции в ходе урока со всеми детьми и потенциального интеллектуального развития такого обучающегося?

Ответом на этот вопрос могут послужить прилагаемые к анализу положения по ряду требований из примерной АООП для обучающихся с выявленными нарушениями РАС, в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598):

1. Социальная поддержка предполагает: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС; коррекционную помощь в овладении базовым содержанием обучения; эмоционально-личностное развитие, развитие коммуникативной сферы, зрительного и слухового восприятия, речи; развитие сознательного использования речевых возможностей в разных условиях общения для реализации полноценных социальных связей с окружающими людьми.

2. Психолого-педагогическая поддержка предполагает: помощь в формировании полноценной жизненной компетенции, развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки.

На основе стандарта организация может разработать в соответствии со спецификой своей образовательной деятельности один или несколько вариантов АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с РАС.

Учебный план такой программы включает обязательные предметные области и коррекционно-развивающую область. Рассмотрим основные задачи реализации содержания АООП в рамках коррекции деятельности обучающихся на нескольких примерах более подробно.

1. Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ПМПК, ИПР.

2. Коррекционно-развивающая работа направлена на обеспечение полноценного эмоционально-личностного и когнитивного развития обучающихся, преодоление коммуникативных барьеров, психолого-педагогическую поддержку в освоении АООП НОО.

3. Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на индивидуальных занятиях, где осуществляется психолого-педагогическая коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений, нарушений сенсорно-перцептивной сферы, формирование коммуникативных навыков; формирование социально-бытовых навыков, используемых в повседневной жизни.

4. Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

  • возможность освоения обучающимися АООП НОО и их инклюзии (интеграции) в организации;
  • осуществление специальной поддержки освоения АООП НОО;

5. Программа коррекционной работы должна содержать:

  • систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с РАС в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование с целью выявления особых образовательных потребностей обучающихся, мониторинг динамики развития и успешности в освоении АООП НОО, корректировку коррекционных мероприятий;
  • перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, их инклюзию (интеграцию) в организации и освоение ими АООП НОО;

6. Основными образовательными направлениями в специальной поддержке являются:

  • удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с РАС;
  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

7. При возникновении трудностей в освоении обучающимися с РАС содержания АООП НОО педагог-дефектолог может оперативно дополнить структуру программы коррекционной работы соответствующим направлением работы, которое будет сохранять свою актуальность до момента преодоления возникших затруднений.

Список используемой литературы:

1. Комментарий к статье Ч.И. Паренте, Р.М. Ципан, Р.Л. Хендрена «Интеграция помощи людям с РАС: коморбидные состояния в психиатрии и комплексная терапия» / А.Ф. Шапошникова // Аутизм и нарушения развития. — 2021. — №1(70). — С.53-34.

2. Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра. Сборник материалов I Всероссийской научнопрактической конференции, 14–16 декабря 2016 г., Москва / Под общ. ред. А.В. Хаустова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 449 с.

3. Факторы, влияющие на успешность преодоления расстройств аутистического спектра / Н.Л. Горбачевская, Д.С. Переверзева, В.Ю. Воинова [и др.] // Аутизм и нарушения развития. — 2016. — №4(53). — С.39-50. — Библиогр.: с.47-50.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598)

5. Иванова М.М. Особенности мышления у детей с аутизмом без умственной отсталости / М.М. Иванова, Л.Г. Бородина // Аутизм и нарушения развития. — 2020. — №1. — С.38-50. — Библиогр.: с.48-50.