Небольшое отступление в связи с последними событиями.
Попытка запугать терактом людей, помнящих Будённовск, Норд-Ост и Беслан – ну такое себе. Как и свалить произошедшее на ФСБ (это даже тогда прокатило только для упоротых) или на ИГИЛ (запрещена в России, они могут не только взять на себя ответственность, но и сдать всех исполнителей, с планом операции и т.д. – всё равно никто не поверит, что хохлы тут не причём, благо они сами раструбили о своей всемирной борьбе с Россией).
Соболезнования пострадавшим и их семьям…
Удар 22 марта сразу же начал раскручиваться как самый-самый мощный удар за всё время конфликта, естественно, с подачи украинцев и, куда уж без этого, поддержкой наших (и не только) СМИ. Сделано это было просто – все выпущенные по Украине ракеты и БПЛА (около 150 штук) были "перенаправлены" на энергосистему. Однако это, мягко говоря, не так – наше министерство Обороны отчиталось так: «Сегодня Вооруженными Силами Российской Федерации нанесен массированный удар высокоточным оружием большой дальности воздушного, морского, наземного базирования и беспилотными летательными аппаратами по объектам энергетики, военно-промышленного комплекса, железнодорожным узлам, арсеналам, местам дислокации формирований ВСУ и иностранных наемников». Т.е. энергетика хоть и на первом месте, но отнюдь не единственная.
Да и результат, прямо скажем, не очень впечатлил.
Любопытно сравнить график трансграничных перетоков 21 и 22 марта. Если 21 марта данный график (тонкая чёрная – почасовой график, толстая – её полиноминальная аппроксимация) имеет вполне себе обычный двухпиковый вид (ночью – экспорт, утром – утренний пик потребления, днём – падение импорта вплоть до экспорта (в зависимости от нагрузки и погоды), вечером – вечерний пик), то 22 марта (красные линии) утренний пик оказался посолиднее, и после него спада не последовало (та же солнечная генерация полностью ушла на компенсацию выбывшей тепло- и гидрогенерации), зато вечерний пик улетел далеко за гигаватт (и это с учётом того, что часть нагрузки всё равно осталась отключенной).
А в ноябре 2022 года перепад в гигаватт случался и за час)
Можно ввести следующую шкалу атак на украинскую энергосистему:
1) Локальные удары по отдельным энергообъектам или даже группам энергообъектов. Наиболее яркие примеры – это Кураховская ТЭС или атаки на тяговые подстанции весной 2022 года;
2) Региональные удары, касающиеся работы энергосистем каких-либо регионов. Пример – удар 15.09.2022. Тут стоит выделить удары, затрагивающие работу киевского энергоузла, отвечающего за работу украинского правительства, прямо получающего электроснабжение от двух АЭС, одной ТЭС, трёх ТЭЦ, одной ГЭС и одной ГАЭС. Ещё и самого защищённого на Украине. Но они, как правило, попадает в кампанию к следующим категориям;
3) Системные удары, не приводящие к отключению АЭС. Так сказать, на общее ослабление энергосистемы. Первые удары октября 2022 года – как раз такие;
4) Системные удары, нацеленные на отключение АЭС. Цель – блекаут, впрочем, даже в их разгар (ноябрь 2022 года), закреплять блекаут не стремились, давая восстановить связность энергосистемы. Примеры – удары 15.11, 23.11 и 05.12.2022.
Соответственно, вчера мы наблюдали некоторый гибрид регионального и системного удара: очевидна концентрация на прифронтовой зоне (некоторым объектам уделили прям-таки повышенное внимание), но при этом попутно не забыли и про остальные области Украины. Можно с хорошей вероятностью можно сказать, что этот удар – за Белгород, однако и взаимосвязь его с теми же февральскими ударами вполне просматривается.
Лирическое отступление. У нас почему-то принято считать, что когда летит «ответка» - то типа не совсем хорошо, потому что должен быть какой-то хитрый план, которому подобные изменения наносят чуть ли непоправимый вред. Однако «Око за око, зуб за зуб» - совсем не мы придумали, это из Ветхого завета. И этому принципу следовали (старались следовать) всегда, даже в современных войнах. Если посмотреть историю той же Второй Мировой, то там подобных «ответок» тоже найдётся не одна, и не две. Например, какой-то особой стратегической мысли в ударах по Берлину в августе 1941 года не было – однако было принято решение ответить за Москву (первый немецкий налёт – 22.07.1941). Или ещё более яркий пример «ответки» с психологическим уклоном – американский рейд Дуллитла (это чистая «ответка» за Пёрл-Харбор – задание разработать что-то такое была дана 21.12.1941).
По факту американцы просто выбросили 16 бомбардировщиков (два – с экипажами, троих человек из которых японцы казнили, на чём ещё поднакрутили пропаганды), подвергли опасности два ценнейших авианосца ради практически чисто пропагандистского успеха – «мы бомбили Токио!». Правда, потом эффект оказался и практический – японская «ответка» привела к разгрому японского флота у Мидуэя.
Возвращаюсь к Украине. Итак, что нам известно на данный момент? В глаза бросается один момент: очень серьёзная долбёжка одних объектов (фактически на уничтожение) и не очень – других, добились отключения, ну и хорошо. Т.е. можно предположить следующее: изначальный план предполагал дальнейшие удары по созданию проблем с электроснабжением в прифронтовой полосе, отсюда столь серьёзные и последовательные удары по выбиванию части электростанций (ДнепроГЭС-2 и харьковская ТЭЦ-5). Но после упорных попыток хохлов пробиться на территорию России и особенно после постоянных обстрелов Белгорода, скорее всего, было получено ЦУ на более широкий охват энергосистемы, но при этом – без перебора.
Наиболее серьёзным следствием ударов по энергосистеме является отключение украинских АЭС (напомню, что ударов по ним не было и вряд ли будут, даже по распредустройствам, которые от собственно энергоблоков находятся на значительном расстоянии). В ноябре-декабре 2022 года этого добивались, создавая дисбаланс генерации/потребления электроэнергии, причём делали двумя прямо противоположными способами: либо массово выбивая тепловую генерацию (при этом не нужно трогать сами энергоблоки ЭС, достаточно добиться отключения распредустройств), либо, наоборот, воздействуя на распредустройства подстанций (опять же, при этом нет необходимости бить по автотрансформаторам). Во время вчерашней атаки атаковали и электростанции, и подстанции, что не могло привести (и не привело) к разбалансировке энергосистемы.
Как уже сказал выше, наиболее серьёзные последствия у двух электростанций: ДнепроГЭС-2 и харьковская ТЭЦ-5
Следует отметить работу СБУ – количество фото/видеоматериалов совсем не велико. Поэтому судить о поражённых объектах приходится по внешним проявлениям – отключениям потребителей или изменению картины перетоков.
Больше всего свидетельств было об ударах по ДнепроГЭС-2, которые пришлись в турбинный зал. При этом стоит отметить, что подобные материалы по ДнепроГЭС-1 мне не попадались, что ставит под сомнение озвученный тезис о том, что она тоже попала под удар.
Если с точки зрения мощности, ДнепроГЭС-1 и 2 примерно равнозначны, то вот для связности энергосистемы распредустройство 150 кВ и 330 кВ (она же ПС Правобережная) ДнепроГЭС-1 куда важнее: если с ДГЭС-2 идут только две ВЛ 150 кВ на свой, левый берег, то от ОРУ ДГЭС-1 отходят две ВЛ 330 кВ (одна – на левый берег) и одиннадцать – 150 кВ (пять – на левый). При выведении ДнепроГЭС-1 из строя проблем было бы куда больше.
На ДнепроГЭС-2 находятся/находились восемь энергоблоков, мощностью 5х120, 1х119 и 2х104,5 МВт.
Масштаб повреждений можно оценить так: два ближних энергоблока всё, следующая пара – скорее всего тоже, следующая – в ремонт (там отсвечивает огонь, т.е. вполне может быть пожар, но при этом нет внешнего пробития, т.е. туда не прилетало), и крайняя пара, предположительно, без повреждений. Интересно, что, судя по всему, уцелели генераторные трансформаторы, стоящие открыто между турбинным залом и плотиной.
У ДнепроГЭСа в украинской энергосистеме имеется одна очень важная роль – 6 энергоблоков на ней принимают участие во вторичном регулировании частоты. Не сказать, что выбивание этих блоков прямо вот смертельно, имеются на Украине и ещё подобные энергоблоки (в первую очередь – Бурштынская ТЭС) плюс связь с Европой никто не отменял, но устойчивости энергосистеме их отсутствие точно не добавит. Если целью удара по ДнепроГЭС-2 были именно блоки с АВРЧМ (автоматическое вторичное регулирование частоты и мощности), то это может быть началом конца украинской энергосистемы именно как системы.
В связи с этим резко возрастает роль Молдавской ГРЭС, контролирующей молдавский транзит в Румынию и оборудованной минимум двумя энергоблоками с АВРЧМ. Соответственно, конфликт в Приднестровье вполне может завершить эпоху электричества на Украине.
Харьковской ТЭЦ-5, судя по всему, повезло ещё меньше.
С учётом того, что генераторных трансформаторов на ней всего три, и расположены они на пространстве в 150 метров, то, скорее всего, им (как и расположенным в этом же ряду трансформаторам собственных нужд и вольтдобавочникам) кирдык. Соответственно, как электростанция ТЭЦ-5 заработает нескоро – после замены хотя бы одного из трансформаторов (в комплекте). С выработкой тепла – возможны варианты.
С остальными повреждениями ситуация, как говорил выше, похуже – маловато доказательств. Возьмём для примера карту Рыбаря и разберём по конкретным объектам.
1) Бурштынская ТЭС. С одной стороны, за удар по ней говорит улетевший в небеса переток в Закарпатье (вчера он в пике составлял аж 910 МВт, что куда больше потребления собственно Закарпатья). С другой – улетал он достаточно плавно, что скорее показывает о развороте ТЭС во внутренние области, чем об её аварийном отключении;
2) Подстанции Хмельницкой области. Судя по масштабам отключений (200 тысяч абонентов) речь и на самом деле о повреждении ПС 330 кВ (скорее Хмельницкой, благо есть фото о повреждениях в городе);
Но не стоит забывать и об варианте Б. Системы противоаварийной автоматики (та же АЧР – автоматическая частотная разгрузка) могут отключить потребителей 3-й категории (тот же жилой сектор) при недостатке генерации. А потом можно и не торопиться включать их обратно, благо для этого нужно наращивать импорт электроэнергии из Европы. Который, между прочим, сами же европейцы ограничили циферкой 1700 МВт. Вчера украинцы к этому пределу очень близко подошли…
3) Отключения в Одессе. Пожалуй, самое непонятное во вчерашнем ударе. Перетоки через Молдову показывают, что все линии 330 кВ (и ниже) вполне себе работают – т.е. имеют на стороне Украины потребителей. Моё предположение связано с Ладыжинской и Криворожской ТЭС – их всё-таки атаковали (ДТЭК докладывал о поражении нескольких своих ТЭС), в результате чего генерация на них ограничена и на самых дальних потребителей (это как раз район Одессы) электроэнергии просто не хватает;
4) Удар по ПС Украинка показан в логике отключений в Кировоградской области. Но подстанций там не одна, соответственно, отключения могут быть и в другом месте, и без ударов – банально из-за той же Ладыжинской ТЭС;
5) Удар по ПС 750 кВ Днепровская очень хорошо объясняет отключения вокруг себя, но не подтверждается МАГАТЭ, которое отключение ВЛ 750 кВ ЗАЭС – Днепровская приписывает пробою где-то в полях. С учётом того, что украинские комбайнеры периодически ВЛ 750 кВ даже ломают – ситуация вполне реальная;
6) Удары по ПС Конотоп и Миргород заявлены, очевидно в свете отключений в Полтавской и Сумской области. Но там вполне хватает и альтернативных вариантов (ПС Сумы-Северные, Сумы, Полтава, Кременчуг), хотя более реально, что опять же просто сбросили нагрузку из-за проблем у Змиевской ТЭС;
7) Приднепровская ТЭС – очень может быть. По ней и в феврале материалов было немного, а сейчас число желающих поснимать стало ещё меньше. Удар по ней вполне себе объясняет отключения в части Днепропетровской области;
8) Против удара по ДнепроГЭС-1 говорит и то, что тоже Укрэнерго заявляет наличие света в Запорожской области. Хотя, конечно, в качестве источника электроэнергии может выступить и ПС 750 кВ Запорожье-750;
9) По Харькову у Рыбаря нарисовали много чего, но такое количество ударов не очень-то и нужно при повреждении Змиевской ТЭС и ПС Залютино. Но при массированном ударе исключать этого не стоит: питание по 330 кВ могут и восстановить, но без автотрансформатора 330/110 кВ это не поможет. Такой массированный отлов автотрансформаторов как раз подтверждает идею об обесточивании прифронтовой полосы.
Как-то так. Думаю, что сейчас товарищи в МО получили указание на разработку нового плана. Или разрешение на применение разработанного ранее. Подождём.
А вообще очень наглядно получилось: государство-«террорист» выпускает по типа гражданским объектам 150 ракет и БПЛА, и число погибших (в том числе от работы своего же ППО) исчисляется максимум десятками. Меж тем, «защитники демократии» организуют теракт с более чем сотней погибших с помощью нескольких таджиков. Может перенять опыт?