Поэзия родилась на свет раньше прозы. Одни из древнейших произведений европейской культуры — «Илиада» и «Одиссея» Гомера и «Труды и дни» Гесиода — это именно эпические поэмы. Гесиод, кстати, по легенде, одержал победу над Гомером в состязании поэтов, потому что воспевал гармоничную и тихую жизнь, в отличие от Гомера, который слагал песни о разрушении Трои. Однако людям запомнился больше проигравший Гомер.
У Гомера и Гесиода не было рифмы, но была ритмика. Много позже — во времена средневековых трубадуров — в поэзию вошла рифма, которая к 20-му веку стала определяющим показателем. Текст написан в столбик и в рифму — значит, перед нами стихотворение.
В наше время все больший авторитет набирает представление о том, что поэзия, да и вообще литература, никому ничего не должна. И гениальное стихотворение может быть написано и прозаической строкой, и без рифмы, и без ритма. И даже без членораздельных слов — достаточно звуков.
Но что бы кто ни продвигал, верным отстает одно: поэзия — это всегда эксперимент. Один и тот же прием здесь не может сработать дважды. В отличие от прозы, когда писатель, поймав интересную, «читабельную» тему, начинает год из года ее повторять во все новых формах. Поэт же должен постоянно искать новые смыслы и приемы. Порой одно стихотворение из нескольких строк стоит автору больших сил, чем увесистый роман.
А что в основе эксперимента? Подражание, как бы странно это ни звучало. Искусство началось с подражания природе. А потом породило целую традицию подражаний и отражений. И каждое новое поколение авторов училось у предыдущего, принимая их или отвергая. Даже Пушкин начинал с подражаний отечественным и французским поэтам, например — Эваристу Парни.
Но у мастеров все это гладко, искусно сделано. Швов не увидеть. Поэтому предлагаю вам эксперименты над собой: мои попытки понять и передать манеру другого автора.
ВЕЧНЫЙ КОЛОС
Солнечный полукруг — серп —
По согбенным стеблям:
Будет нищим — хлеб,
Крохи сырые — пленным.
Птица склюет — соврет
И мудрецам нащебечет,
Ум неокрепший сирот
Кормят сытые речи.
Лишь колосок упадет
В землю — вчерашнее лоно,
Звездный круговорот
К жатве разбудит снова
И снова.
Это подражание Цветаевой. Ее творчество, пожалуй, лучшее, что случилось с русской поэзией в плане мелодии и звука в Серебряном веке. За основу взяты строки поэтессы «И колос взрос, и час веселый пробил, // И жерновов возжаждало зерно…» из стихотворения «Есть некий час — как сброшенная клажа…», которое, в свою очередь, является подражанием Тютчеву. То есть в моем случае — это подражание на подражание.
Обилие тире — самая узнаваемая черта цветаевской лирики, по которой можно узнать автора, даже не вчитываясь. У меня тоже используются тире, насколько это возможно и уместно.
Последняя строка оборвана на полуслове — ради недосказанности, напевности. Будто бы это стихотворение могло бы продолжаться бесконечно, как круговорот времени. У Цветаевой очень много вот этого ощущения транса, ритуала в стихотворениях. И мне хотелось тоже это передать.
Образы сменяемости времен и эпох («солнечный полукруг», «звездный круговорот», «снова и снова») наследуются еще от Тютчева, который в своих пейзажных стихотворениях описывал не только природу, но и космос. Маленькая деталь на фоне глобальных процессов — основной принцип его космических, философских стихотворений. В моем случае — это маленький колос на фоне нескончаемого круговорота времен. Один колос — это множество колосков — это хлеб — это жизнь — это само время… — и так по нарастающей.
Эксперименты-подражания полезны для писателей и поэтов. Подражайте тем, кто вам особо нравится, а лучше тем, кто вам никогда не нравился, чтобы наконец осознать, почувствовать, что хотел до вас донести непонятый автор.
_________________________________
Спасибо за Внимание!
Ставьте лайки — подписывайтесь на канал.
Стихотворение «Вечный колос» взято из подборки для журнала «Нева»: https://reading-hall.ru/publication.php?id=26412&ysclid=lu3ttwzg2574931440
21-го марта - Всемирный день поэзии