Парнишка не стал скрывать от приёмной комиссии, что курсы Живописи, ваяния и зодчества нужны ему прежде всего для того, чтобы не попасть "в рекрутчину" - в армию. Ведь тогда, в 1855 году, восемнадцатилетний сирота вполне мог оказаться "трудоустроенным" государством на четверть века!
Звал ли его кто-нибудь по отчеству? Вряд ли. Но в документах всё, как положено: Соломаткин Леонид Иванович. Приняли: рисовал хорошо. Но как, у кого мог научиться? Неужели САМ?!
Сам. И рассказал об этом так интересно, что посоветовали записать.
Родился, наверное, в Курской губернии, но документов никаких: родители умерли очень давно, Лёнька их едва помнил. Как выжил? Прибился к пастухам. Сначала - подпаском, потом "повысили" до погонщика. А подрос - взяли в чумаки, кочевать по всему югу с обозами соли. Всё Приазовье, Причерноморье, Украина... Невозможно в этих краях не любоваться природой, не замечать сценки народной жизни. Вот только рисовать на возу, запряженном волами, не получалось.
В Николаеве впервые увидел "настоящего художника" Меликова, преподавателя рисования в Морском училище. Разглядев природное дарование, Меликов посоветовал семнадцатилетнему чумаку ехать в Петербург, но чем он мог помочь, кроме совета? "Ехать" - это же деньги нужны, Петербург - это так далеко... И Леонид отправился в Москву. Пешком.
Выслушав такую историю, приняли на бесплатное обучение, но чем новоиспечённый студент собирается жить? А его уже жизнь научила не теряться. Вот рядом церковь, не может же быть, чтобы там не пригодился работник за харчи? В тот же день устроился при церкви сторожем. И звонарём.
Учился хорошо. В Москве, в отличие от Петербурга, преподаватели не настаивали на "высоком стиле", поощряли самостоятельность в выборе сюжетов. И Соломаткин, учась в скульптурном классе, занимался более живописью, избрав самый "демократичный" бытовой жанр.
Через пять лет перебрался в Петербург, но в Академию принят только вольнослушателем. Спасибо, нашёлся меценат, готовый оплатить его учение. Но уже через год участие в выставке принесло художнику деньги!
Но не награды, не поездку за границу, как выпускникам Академии. Просто получил звание Художника "во внимание к познаниям в живописи". Академия как будто признала, что к формированию художника Соломаткина она имела слишком мало отношения. Всё сам...
И жанр ведь, официально неодобряемый: юмор! Не карикатура, не шарж, а просто умение подмечать в жизни смешные стороны.
Иногда - сатира. Да и странно было бы оставаться добродушным всегда. И всё же... ТАКОЕ изображение свадьбы, наверное, в живописи единственное. Паноптикум!
А картина "Славильщики-городовые" полюбилась зрителям настолько, что художнику пришлось написать несколько её вариантов. Угощай, купец, своих защитников, хоть раз в году! И ничего, что уже "наугощались" в других домах!
Как же случилось, что столь выдающийся мастер оказался забыт ещё при жизни? Десять лет, в 1860-е, он был на вершине популярности, даже несколько работ оказались в Третьяковской галерее, но платили за бытовой жанр всё равно немного. 40-50 рублей за картину. Чтобы заработать, приходилось писать быстро, не слишком задумываясь о выборе сюжетов. Сегодня картины Соломаткина 60-х лет - это документ о жизни столичной мелкоты
Девушка, судя по форменному платью, институтка! Затворница как-то ухитрилась выбежать ночью к реке. Фигура мужчины в лодке едва угадывается. Кто он?
Из нужды художник так и не выбрался, тем более, что в 70-е годы он решительно "вышел из моды": в моду вошла социальность. Передвижники. А к Соломаткину прочно приклеился ярлык "развлекателя".
Руки опускались, художник стал повторяться, тиражировать ради заработка наиболее удачные свои картины, писать галантные сценки... и пить.
О последнем десятилетии жизни художника известно очень мало. Картин после 1875 года нет, Соломаткин сам говорил, что "оглох и ослеп". Пропадал неделями, жил в трущобах, бродяжничал. Пытались помочь - обижался: милостыни никогда не просил. Если он как художник недостаточно хорош для коллег и публики, ну что ж... так тому и быть.
И в это время коллеги спохватились, что Соломаткин не оставил потомству автопортрета. Срочно сфотографировать!
Лучше бы они этого не делали...
Умер в больнице для бедных в 1883 году.
Как же Россия богата талантами, если может так разбрасываться! "Казны не считает, а всё не скудеет добро"...