Существует 3 уровня личностной организации: от психотического (уровень психической патологии) через пограничную область к невротическому (условно здоровые люди).
Есть такая идея, что, функционируя преимущественно на одном уровне - невротическом, пограничном или психотическом - человек имеет в себе также и 2 другие части. Например, невротик может в сложных жизненных обстоятельствах на время регрессировать до пограничника.
Психотический уровень характеризуется нарушением восприятия (тестирования) реальности. То есть, в то время, как большинство людей сходятся в том, что представляет собой реальный окружающий мир, восприятие реальности психотиком существенно отличается. Это уровень бреда и галлюцинаций, к которым психика прибегает, чтобы объяснить и структурировать распадающуюся на куски реальность. На этом уровне человек зачастую не понимает, что находится в реальности, а что ему кажется. Здесь находятся хрестоматийные "Наполеоны", некоторые пожилые люди, убеждённые, что соседи, мало того, что воруют их вещи вплоть до нижнего белья, так ещё и воздействуют на них сквозь стены специальными приборами. Здесь рушится важнейшая опора - опора на реальность.
. . . В своей психотической части мне очень страшно, и это даже не страх, это ужас. Я не знаю, где заканчиваются мои мысли и начинается объективная реальность, где граница между сном и явью, всё смешивается в хаос. Меня нет. Никому не пожелаю оказаться за этой чертой, которой тоже для меня нет. Поэтому я стараюсь крепко держаться за реальность (такую зыбкую у меня, всё время ускользающую) руками, ногами, зубами, подобно эквилибристу балансируя над бушующей бездной. И это всё, что важно - удержаться.
На пограничном уровне с восприятием реальности всё более-менее в порядке (за исключением искажённого восприятия мотивов других людей). Здесь рушится другая опора - опора на себя, свою идентичность - целостное, когнитивно понимаемое и чувственно ощущаемое представление о себе, протяжённое во времени, переживание тождественности самому себе. Для пограничника характерна диффузная идентичность - чувственно заряженные представления о себе отрывочны и фрагментарны, не интегрируются в целостный образ.
. . . В моей пограничной части меня мотает и штормит, пресловутые эмоциональные качели - моя реальность. Я не знаю, кто я, и я не знаю, кто ты; вернее, знаю, но только в эту минуту - в следующую всё поменяется. Сегодня я божественно прекрасна, завтра - полное ничтожество, возможно даже недостойное дышать. Сегодня ты тот, с кем я, не сомневаясь ни секунды, пойду на край света, завтра - мой враг, точно желающий мне чего-то плохого ("и как я могла так ошибиться вчера?! "). Сегодня мир - чудесное место, полное захватывающих дух возможностей, завтра - мучительная бездна пустоты. Я не могу навести мосты между этими берегами, потому что мостом может быть моя идентичность... Я не могу быть с тобой и не могу быть без тебя, также как не могу быть с собой, поэтому бегу...
У невротика всё хорошо и с реальностью, и с идентичностью. На этом уровне могут быть решаемые психологические проблемы в сложных жизненных ситуациях, купируемые болезненные реакции на стресс, внутренние конфликты (например, злюсь и хочу выразить свой гнев, но боюсь потерять отношения).
. . . В моей невротической части я вполне гармонична и успешна, не сильно заморачиваюсь вопросами, кто я и реально ли то, что я вижу, слышу, переживаю. Ну потому что я это знаю, изнутри, и могу на это опираться всем телом, всей собой. Мне интересней решения конкретных задач, повышающие качество моей жизни, продуктивность, реализация моих индивидуальных способностей, приносящая удовольствие. Мне светло и тепло большую часть времени. Иногда я чувствую, что мне не хватает гибкости, мой способ реагирования закостенел и энергозатратен. Но в целом, трудности и болезненные состояния обратимы и я могу их прожить, обратив в опыт.
Автор: Мария Золотова
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru