Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Ка строить планы, чтобы они сбывались?

В прошлый раз говорили о подведении итогов и о четырёх частях этого процесса — в том числе о праздновании как об этапе, формирующем будущую мотивацию, помогающем присваивать достижения и проживать радость.

Здесь работает закон сохранения энергии. Если мы потратили много сил, а результат нас не впечатлил, то в дальнейшем мозг просто-напросто не выделит на подобные дела ни капли ресурса. Если мы испытывали счастье, радость, гордость за проделанную работу — выделится энергия на новые свершения.

Люди зачастую не хотят подводить итоги и строить планы потому, что связывают это с негативом и разочарованием. Так же бывает и в компании: включается стратегия «лишь бы выжить» и «незачем на мечты зря тратить время», сотрудники отказываются думать об ИПР и не верят в него.

Давайте разбираться.

Как возникает негативное оценивание и фиксация?

В исследовании Эдварда Деси и Ричарда Райана было выяснено, что процесс познания, вызванный личным интересом и любопытством, изменяется при оценивании. То есть, основанное на внутренней мотивации желание что-то делать начинает снижаться при возникновении внешней мотивации в виде оценки. При сравнении и критическом комментировании достижения рассыпаются в прах.

Ещё одно исследование провела Кэрол Дуэк, разделив два вида убеждений: «на данность» и «на рост». Так называемая «вера в данность» (в работах К. Дуэк это называется «фиксированное мышление») — это убеждённость в том, что человек не влияет на свою жизнь, что для достижения успеха необходим врождённый талант и удача, а иначе человек мало на что способен. Ну а чтобы это подтверждать, опять же, нужна постоянная оценка. А можно «верить в рост» — такая установка формирует иной подход: качество можно в себе развить, если много работать; талант и интеллект — стартовая точка, а успех зависит от дисциплины и последовательных шагов.

Результаты обоих исследований говорят о том, что, ориентируясь на оценку и данность, люди:

• чаще сдаются перед сложными задачами;

• тяжелее переживают неудачи и ошибки;

• быстрее перестают получать удовлетворение от проделанной работы, время празднования своих успехов исчисляется минутами;

• угнетены процессом, так как нуждаются в конечном результате и оценивании;

• быстрее выгорают;

• более зависимы от внешней мотивации, а внутренняя при этом снижается.

Те же, кто ориентируется на интерес и рост:

• с любопытством и большей включённостью берутся за сложные задачи;

• воспринимают ошибки как место роста и научения;

• дольше испытывают счастье и удовлетворение от проделанного;

• легче переключаются, отдыхают, восстанавливаются;

• спокойнее переносят ситуации нестабильности и сохраняют мотивацию.

Как возникает разочарование и зависание?

Даже если наделить задачи важностью и с интересом ими заниматься, возникает упадок сил. Возможно, происходит преувеличение. То есть, фактический результат не оправдывает потраченные усилия — и опять мозг, заботливо оберегающий от излишних затрат, сворачивает мотивацию.

Это происходит, если на психическом уровне мы:

• не осознаём смысла поставленных задач (либо он размыт и несущественен);

• реализуем чужие цели;

• боимся пересматривать и корректировать задачи, даже если они неактуальны;

• защищаемся от страха пробовать новое и не делегируем.

И если на физическом уровне мы:

• не готовы признать ограничения и берём больше, чем можем сделать; возможно, мы несём столько процессов и задач, что неплохо удержать то, что есть;

• не умеем отдыхать, выгораем.

Предлагаем для планирования и реализации целей:

1. Сместить фокус с оценки на исследование

Перестаньте играть в игры, где оценивающий учитель или недовольный родитель сидит внутри Вас и продолжает критиковать и выставлять плохие оценки. Ваша жизнь давно не для него и не для школы.

2. Двигаться маленькими шагами, регулярно сверяясь с внутренней картой

В результате Вы сможете легче выдерживать ошибки, находить удачные решения и пробовать новое без чрезмерного напряжения.

3. Честно отвечать себе на вопрос «зачем?» и разбираться со страхами

Фридрих Ницше писал: «Тот, кто знает “зачем”, тому под силу любое “как”». Если сложно — идите к психологу.

4. Проживать бессилие и ограниченность человеческого

Без признания бессилия невозможно осознать и овладеть своей силой. Не заигрывайтесь в Бога.

Автор: Вероника Александровна Гаптрахимова
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru