Найти тему

Инновации в Советской промышленности, которым было не суждено воплотиться

Оглавление

Последнее время в нашей стране постоянно идет речь о том, что Россия должна стать инновационной державой. То и дело звучат слова о том, что мы будем развивать ИИ, робототехнику.

Совсем недавно и вовсе зашла речь о ядерном реакторе на Луне:

Сегодня серьёзно рассматриваем проект, где-то на рубеже 2033-2035 годов доставку и монтаж на лунной поверхности вместе с нашими китайскими коллегами энергетической установки, - Генеральный директор Роскосмоса Юрий Борисов

И это вовсе не первый и далеко и не единственный такой русский проект, который может прозвучать безумно. В связи с этим решил взять другие безумные проекты из прошлого и сравнить их с современными инновациями в России.

Летающий автомобиль

В 1962 году в СССР был создан проект, а после и опытный образец автомобиля ГАЗ-16. Официально он назывался автомобилем "повышенной проходимости с аэродинамической разгрузкой". По сути являлся универсальным автомобилем на шасси “Волги” и с двигателем “Чайки”. ГАЗ-16 развивал скорость до 170 км/ч и мог “парить” над дорогой или водой на высоте 150мм - благодаря воздушной подушке.

Это советские инженеры просто пока не изобрели Ниву, вот и придумывали разные странные штуки. Дальше будут только рестайлинги.
Это советские инженеры просто пока не изобрели Ниву, вот и придумывали разные странные штуки. Дальше будут только рестайлинги.

Нагнетание воздуха под днище автомобиля производилось как вентиляторами, так и маршевыми винтами газотурбинного двигателя от вертолёта Ми-2, мощность которого составляла 394 л.с.

У современной России есть конкурент этому автомобилю - “Пчёлка”! Его в 2024 году запатентовали в Национальной Технологической Инициативе (НТИ). Но есть две новости: хорошая и плохая.

“Пчёлка” это винтокрылый каршеринг для города. В феврале его должны были показать на форуме “Сильные идеи для нового времени”. Но, к сожалению, этого не произошло.
“Пчёлка” это винтокрылый каршеринг для города. В феврале его должны были показать на форуме “Сильные идеи для нового времени”. Но, к сожалению, этого не произошло.
  • Хорошая - этот автомобиль умеет летать не только на высоте 150 мм. Но и вполне на уровне вертолёта. И максимальная скорость полета у него - 200 км/ч, против 170 км/ч у ГАЗ.
  • Плохая - пока что нет ни одного настоящего фото этого автомобиля, только графические рендеры.

Инновации в автопроме, конечно, одна из самых слабых сторон современной России. Может что-нибудь еще?

Летающий танк

Если вам показалось, что летающая машина - это слишком, то как вам такое? Летающий танк!

В движение в воздухе МАС-1 должен был приводить двухлопастной винт в носовой части корпуса, на земле — колесно-гусеничная ходовая часть.
В движение в воздухе МАС-1 должен был приводить двухлопастной винт в носовой части корпуса, на земле — колесно-гусеничная ходовая часть.

Разработан в 1937 году инженером Михаилом Смальковым. Машина на базе легкого танка БТ-7 называлась МАС-1, отличалась большой оригинальностью конструкции — обтекаемой формой корпуса и наличием складных приспособлений для преодоления преград по воздуху. Был даже изготовлен деревянный макет, но все же к производству не приступили, потому что не удавалось достичь нужной аэродинамики.

Вообще, СССР в свое время пытался приделать крылья вообще ко всему что только можно. Была даже летающая подлодка!

Проект не пошел дальше, хотя казался очень перспективным. Проблема была в низкой скорости подлодки непосредственно под водой
Проект не пошел дальше, хотя казался очень перспективным. Проблема была в низкой скорости подлодки непосредственно под водой

В современной России к танкам крылья не приделывают. Самый инновационный современный танк - это Армата (Т-14). По данным множества экспертов считается одним из самых технологичных в мире.

-6

Огромный экранолёт


Летающая подлодка это ладно. Как насчет плавающего самолёта? Ну, не совсем так.

Речь идёт о проекте сверхтяжелого экранолёта Бе-2500. Его общая масса должна была составлять 2,5 тысячи тонн. Столько же весят 14 Boeing 747-400, 6 Ан-124-100 «Руслан», одна самоходная баржа, содержимое стандартного овощехранилища или вся выловленная за год на Камчатке горбуша!

Вот так должна была выглядеть такая летающая овощебаза
Вот так должна была выглядеть такая летающая овощебаза

Аппарат по проекту мог двигаться либо на высоте до 10 километров, либо в метре над поверхностью воды - как экраноплан. В таком виде он мог провозить грузы до 1 тысячи тонн. Даже в виде экраноплана он мог развивать скорость до 400км/ч, что было в 8 раз быстрее самых быстрых яхт!

Бе-2500 разрабатывался в конце 80-х и в будущем, с сокращением бюджетов, проект был закрыт.

Для взлета проект потребовал бы 16 километров взлетно-посадочной полосы. Или ровной акватории с волнением до 3-4 баллов.
Для взлета проект потребовал бы 16 километров взлетно-посадочной полосы. Или ровной акватории с волнением до 3-4 баллов.

Что интересно, в современной России тоже были такие проекты! Вот, например, Сверхтяжелый морской экраноплан ТТС-ИС!

На случай, если вы решили, что безумные проекты придумывали только в СССР
На случай, если вы решили, что безумные проекты придумывали только в СССР

Первоначальный проект предполагает создание сверхтяжёлого экранолёта с взлётной массой 1000 тонн, полезной нагрузкой 500 тонн, c дальностью полёта более 6000 км, крейсерской скоростью 500 км/час.

Внушительные цифры пока остаются на бумаге: планируется, что первые опытные образцы уменьшенных габаритов появятся только в тридцатых годах нашего века. Пока нет подходящих технологий для реализации

Лазерное оружие

Если остальное показалось вам совсем не амбициозным, то как насчет гигантского лазера, который должен был сбивать объекты в космосе?

Терра-3 - проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом на основе лазера
Терра-3 - проект зональной системы противоракетной и противокосмической обороны с лучевым поражающим элементом на основе лазера

В отличие от многих других проектов в этом списке, Терра-3 даже получила прототип. Терра-3 могла находить и уточнять координаты космических спутников, а также поражать их светочувствительную аппаратуру. Однако для уничтожения вражеских боеголовок мощности луча не хватало. В 1992 году разработки в этом направлении были прекращены.

На сегодня в России и в некоторых других странах мира лазерное оружие все же было принято на вооружение. У нас это лазерный комплекс “Пересвет”.

К сожалению, комплекс хорошо работает только в ясную погоду и потребляет слишком много электроэнергии. Поэтому использовать такие установки планируют для защиты важных объектов
К сожалению, комплекс хорошо работает только в ясную погоду и потребляет слишком много электроэнергии. Поэтому использовать такие установки планируют для защиты важных объектов

Итоги

Сейчас России как никогда нужны инновации и свежие инженерные решения. Особенно те, которые уходят дальше проектов. И если с военной промышленностью это удаётся, то гражданская пока немного отстаёт. Однако, есть и много хороших новостей.

Мы в нашей компании, например, одни из единственных в России делаем Зоны открытой окраски для промышленности. Это почти уникальная технология, послушайте о ней подробнее!