Иногда удивляет, с какой лёгкостью иной раз те или комментаторы распространяются относительно некоторых возможных событий. Аж дух захватывает.
Вот сейчас всякие говоруны особенно на Украине, — что невероятно удивительно! — натурально болтают о том, что вот сейчас иностранный легион едва ли не в полном составе ка-ак придёт и... ка-ак встанет грудью за всех украинских нацистов!.. Это удивительно уже потому, что, распевая гимн Украины, обещают положить не только тело, но и душу за свою свободу... Впрочем, не уточняют в гимне-то чьи тела и души намерены положить, тем более, что если за свою свободу, а не за други своя положить душу, то свободу можно получить лишь в виде произвола.
Ну что ж, давайте рассмотрим, как выглядит подобное мероприятие с разных точек зрения. Оговорюсь сразу: я не рассматриваю военно-технические и даже политические аспекты, а только юридические.
Условно представим себе, что в качестве иностранных регулярных войск заходит французский иностранный легион. Заход любых других иностранных регулярных войск означает ровно то же самое.
1. С точки зрения России
Тут два варианта:
1. вошедшие войска располагаются, хотя бы частично на территории ДНР, ЛНР, Запорожской области, Херсонской области, в Республике Крым или Севастополе.
2. вошедшие войска располагаются вне территорий, указанных в п. 1.
В первом случае напомню, что согласно Конституции РФ полностью все территории ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, в Республике Крым или Севастополе, включая и те, которые сейчас находятся под контролем ВСУ, да, да, включая не только Херсон, но и Запорожье, являются территорией Российской Федерации. Точно такой же, как Брянская область или, скажем, Москва или Ленинградская область, как Сахалин или Новосибирская область. Поэтому с точки зрения Российской Федерации любое вторжение указанного иностранного легиона на эти территории будут являться агрессией Франции против Российской Федерации. Начиная с этого момента Россия вправе, а её руководство — обязано, полагать себя в состоянии войны с Францией, причём агрессором в этом случае объективно будет Франция. Замечу, между прочим, что в 2014 году по крайней мере три раза ВСУ вторгались на территорию РФ, причём по крайней мере один раз на тяжёлой технике. В силу последнего всегда можно рассматривать СВО как ответ на агрессию Украины. Об обстрелах территории РФ со стороны ВСУ уже молчу — они были в 2014 году и спорить с этим бессмысленно, доказательств — масса, включая маркировку влетевших боеприпасов и свидетелей. Обращаю внимание, что в силу ст. 2 Определения агрессии ООН агрессия в виде действия из перечня признаётся именно prima facie, то есть вне всякой зависимости от признания её таковой, скажем, СБ ООН. Последняя может при наличии всех признаков агрессии сделать заключение, что перед нами — не-агрессия, но вот нужды признавать действия агрессией в СБ ООН или в ГА ООН нет никакой, если речь идёт о действиях из списка указанного документа с ограничениями, установленными в нём самом. Вообще-то советую прочесть самостоятельно этот документ, он не такой уж и большой:
Иначе говоря, как только любой кадровый французский солдат, будучи вооружённым, переступает границы указанных выше территорий, всё... считается, что Французская республика осуществила агрессию в отношении Российской Федерации. Что при этом может сделать Россия? Ну... только не надо поминать всуе ядерное оружие Франции. Её ядерный арсенал вообще не сравним с таковым РФ. Да, Французская республика — ядерное государство, но она — зубастая моська в сравнении со слонами вроде США и РФ. А для полного уничтожения Украины или Франции достаточно десяти ракет на каждую.
Итак, что может сделать? Ну, для начала начать охотиться за французскими солдатами в любой точке мира, уничтожать любые суда, идущие под французским флагом, закрывать небо над Францией любыми доступными способами, предупредить любые страны о закрытии всех портов Франции. Как закрываются порты? Хм, ну вот так, например, как Одесский порт. Вы полагаете, что это невозможно? Хм... а кто-то меня ехидно спрашивал, когда я напоминал, что гарантом Минских соглашений является Россия: «А чё вы сделаете?» Помнится, тогда я замечал, что если Россия начнёт выполнять свои обязанности гаранта, то это может очень не понравится. Смотри-ка, оказывается, не понравилось, когда выяснилось «чё сделаете». Надо иметь в виду, что реально граждане России в значительном,подавляющем своём большинстве, считают и Крым, и Севастополь, и ДНР, и ЛНР, а теперь уже и Херсонскую область, и Запорожскую область — территорией России. Вот так.
И надо вам отметить, что в отношении тех же самых коллаборационистов из числа российских националистических организаций, вооружённых на территории Украины, требуют реально только смерти, не допуская никакого взятия в плен вообще. Взятых в плен, в том числе находящихся на излечении раненых, приходится натурально охранять. Это — вовсе не здорово, но это именно так. Поверьте мне, что в отношении иностранных регулярных войск отношение будет проявлено ещё более жёсткое. Тем более, что отпущенные в результате обменов иностранцы засветились вопреки данным ими обещаний снова на фронтах.
Во втором случае до тех пор, пока эти войска находятся где-то в районе Львова, Одессы или даже вокруг Киева, то до прямого подхода туда ВС РФ, они будут просто рассматриваться как законная военная цель, скажем, для ракетных ударов. Со всеми вытекающими последствиями. Ну, стоит тут вспомнить хотя бы Яворовский полигон. Но тут есть нюанс: за ними начнут особливую охоту, а любая их агрессия в отношении местного населения, хоть бы и не лояльного России, вызовет жёсткую агрессию уже в отношении них. Могут начать отлавливать и расправляться с ними просто потому что кто-то из них позволил себе то, чего позволять себе нельзя. Как это происходит? Ну вот как в отношении представителей ТЦК.
Но как только туда подойдут ВС РФ и прозвучит первый выстрел в солдат России, можно считать, что Французская республика осуществила агрессию в отношении России согласно ст. 3 Определения агрессии.
Имейте в виду, что читать документ ООН, на который я даю ссылку, надо полностью, а не просто частями, как это делают иные комментаторы. И обязательно в контексте тех соглашений и резолюций СБ ООН, которые действовали на начало февраля 2022 года.
Дополнительно, конечно, стоит сказать, что в этом случае под национализацию попадут, причём немедленно, все активы, которые принадлежат юридическим и физическим лицам из такого государства-агрессора. Что-то мне подсказывает, что это будет сделано. И, что важно — одобрено всем населением.
2. С точки зрения Украины
Украина полагает, что перечисленные выше территории являются то ли оккупированными, то ли аннексированными Российской Федерацией. На самом деле, конечно, об оккупации в данном случае речь идти не может, а речь может идти только об аннексии. Насколько вообще верен этот взгляд и насколько он вообще соответствует международному правопорядку — вопрос особый, и я уже несколько раз анализировал это. Но для Украины сейчас такого рода разборы значения не имеют.
Но тут на её территории появляются не просто инструкторы и добровольцы из той же Франции, а именно регулярные войска под собственным командованием. И тут два варианта: либо эти войска просто вторгаются на территорию Украины без всякого согласования с руководством Украины, либо это происходит именно по приглашению и с согласия Украины.
Пусть будет первый вариант. Тогда совершенно законным будет раскол в тех же ВСУ, часть из которых начинает борьбу со вторгшимися иностранными войсками, вот тут уже точно — оккупантов. Если при этом спецслужбы России не воспользуются такой ситуацией, то там надо менять руководство. При этом каким образом осуществлять снабжение таких вот иностранных войск, кроме как захватом всего и вся на месте, то есть опять-таки на Украине, по принципу «матка, курка, яйко!» — неизвестно.
Но, скорее всего, дело пойдёт по второму варианту — Украина согласует участие войск иностранного государства в боевых операциях. Но... в этом случае это государство попадает в правовое положение самой Украины. И всё идёт уже по разобранному варианту войны этого иностранного государства и России.
3. С точки зрения иностранного государства (Франции)
Вот тут я даже в растерянности, так как я не вижу ни одного правового основания вмешательства этого иностранного государства в военные действия на территории Украины. Тут ничего нельзя обосновать даже самозащитой. Более того, сложно будет даже вытаскивать своих пленных из России или забирать тела, ведь признание того, что на этих людей распространяются конвенции, защищающие законных комбатантов, означает прямое признание состояния войны именно с Россией. В то же время, удержание любого пленного из ВС РФ будет означать опять-таки противоправный захват чужого военнослужащего, открывающего полную свободу действия для РФ, включая и активные действия специального характера, в том числе и на территории самого этого иностранного государства.
Я вовсе не уверен, что подобное положение не вызовет таких демонов в самом государстве, которое вот так послало свои войска к чёрту на рога, что это государство сможет со всем этим справиться. Тут остаётся только вспомнить последствия эскалации войны во Вьетнаме, а ведь РФ сейчас — совсем не Вьетнам, а ВС РФ — всё-таки не Вьетконг. Только не надо особенно кидаться на меня: на самом деле бойцы как ДРВ, так и Вьетконга — отличные воины, но их выучка и оснащение несколько уступают таковым в ВС РФ.
Ну, вот такая картинка получается, знаете ли.