А как в книге? "Девчата", часть 4

Илья, не желая выглядеть в глазах друга слабаком, окликает Тосю и манит согнутым в крючок пальцем, приглашая ее танцевать. Она уже готова сделать шаг, но ей не нравится его тон и взгляд.

Илья, не желая выглядеть в глазах друга слабаком, окликает Тосю и манит согнутым в крючок пальцем, приглашая ее танцевать. Она уже готова сделать шаг, но ей не нравится его тон и взгляд. Поэтому Тося отвечает Илье таким же жестом. Он подходит ближе, остановившись в шагах пяти, снова ее поманил пальцем. Однако Тося отвечает ему тем же жестом. Саша почувствовал, что завязывается что-то нехорошее, но Катя удерживает его. Все наблюдают за поединком Ильи и Тоси. Подойдя к ней, Илья кладет ей руку на плечо, но Тося ее скидывает и спрашивает, всегда ли он танцует с папиросой. Илья покорно тушит папиросу, а затем по требованию Тоси снимает пальто, даже кидает шапку ребятам и причесывается пятерней. Когда все ее требования выполнены, Тося объявляет, что с «такими» она не танцует, объяснив, кто это «такие» на пальцах, точнее, показав ему жест, которым Илья пытался ее пригласить.

Девчонки оценили такой шаг, а ребята, смутившись, в свою очередь ждали от Ильи достойного ответа. Даже Филя отвел глаза, сделав вид, что увлеченно рассматривает шапку Ильи. Илья протягивает руку девушке, стоящей рядом с Тосей, но вдруг получает второй отказ: девчонки как будто сговорились! Слышится взрыв девичьего хохота, к которому присоединяются и парни. Илью это задевает и, пообещав поквитаться, он направляется к выходу из клуба.

Катя подскочила и похвалила Тосю, Саша же, от которого Катя ожидала такой же реакции, вяло и растерянно угукнул.

Филя догоняет на выходе Илью и продолжает подначивать его: не обломать, мол, такую ершистую девчонку и многозначительно смотрит на пыжиковую шапку. Илья понимает его взгляд и спорит на шапку, что влюбит в себя Тосю. В этот момент открывается дверь и заходит Анфиса, они без объяснений просят ее «разрубить» руки спорящих.

На следующий день, когда Тося готовила обед, к ней подходит Илья с просьбой попить и, ухмыльнувшись, хвалит, что она из немногих, кто прошел испытание, которое они устроили ей вчера в клубе. Они так разыгрывают всех новеньких девчонок, подзывая таким образом на танец. Он предлагает обо всем забыть и обращаться к нему, если кто будет обижать. Тося с сомнением относится к сказанному, но кивает, приняв его предложение. Илья сжимает ей на мгновение локоть, хвалит воду и возвращается на делянку.

Подбежавшая Катя, видевшая все со стороны, говорит Тосе быть с Ильей настороже, так как он слывет в поселке бабником. Тося не поверила, и Катя разозлилась на такую наивность.

Илья тем временем продолжал нарабатывать себе очки в глазах Тоси: его ребята принесли дрова на кухню. Благодарность Тоси за помощь утвердила ее в оговоре Катей Ильи и отомстила ей порцией пустых щей. Когда подошел Илья с миской, Тосе понадобилось несколько минут, чтобы решиться посмотреть на него. Илья начал говорить, как бы между прочим, о сегодняшнем показе кино, но, увидев твердо зажатый черпак в руке Тоси, не решился продолжать разговор.

Тося наблюдает за обедающим Ильей, даже слышит от него похвалу ее щей в разговоре с Ксан Ксанычем, с чем Ксан Ксаныч соглашается.

Анфиса вечером работала на коммутаторе. Сухо ответив на телефонный звонок, она записала надиктованную телефонограмму, затем вытащила осколок зеркала, который не знала, откуда взялся в ящике и поправила прическу. Заходит Илья с коробкой пастилы и обнимает Анфису. Их уединение прерывает Надя, которая, забрав из ящика носки, которые вязала для Ксан Ксаныча в свою смену, советует запираться. Когда они остаются одни, Илья спрашивает, почему Анфиса на людях страстная, а наедине холодная и молчаливая с ним. Да и поцелуи ее какие-то равнодушные. Анфиса не может ответить на этот нелегкий вопрос, ее выручает очередной звонок по телефону. Она записывает очередную телефонограмму. После того как Анфиса положила трубку, Илья продолжает, что в начале отношений думал, что на такой как она можно и жениться. Однако Анфиса отвечает, что на таких не женятся и просит закончить этот разговор. Она интересуется, серьезны ли его намерения в отношении Тоси. Илья рассказывает о пари с Филей, Анфиса говорит, что Тося и без спора влюблена в него. Илья признается, что мала еще Тоська, даже сожалеет о пари. Несколько раз Илье показалось, что Анфиса ревнует его к Тосе, но она не признается в этом. Их снова прерывает телефонный звонок и Илья меняет местами шнуры на доске коммутатора вместо Анфисы, чем вызывает ее похвалу. Илья обнимает ее, но их снова прерывает звонок. Он, рассердившись, кладет трубку телефона на рычаг, а затем, снова обняв, целует Анфису.

В обеденный перерыв Тося разливала лесорубам щи в миски. Но в очереди Ильи не было, и Чуркин на ее вопрос ответил, что Илья отказался идти на обед, хочет больше денег заработать. Тося, не думая, собирает порцию щей, каши и, прихватив горбушку хлеба, идет на делянку, что вызывает недоумение у обедающих. Тосю нагоняет Катя, предупредив, что так Тося скоро и на Камчатке окажется, но Тосе важно накормить передовика.

Увидев пришедшую на делянку Тосю, Илья про себя отмечает, что план работает. Он отказывается отложить пилу и сесть пообедать, однако Тося как-то по-матерински его уговаривает, и он не удерживается и садится есть. Пока он обедает, она просит попробовать пилу, Илья ей включает мотор. Тося собирается идти на кухню, но задерживает на Илье взгляд. Когда их глаза встречаются и она, смущенно отведя взгляд, торопится уйти, Илья еще раз убеждается, что девчонка попалась.

Подходит Филя, интересуясь, как у Ильи продвигается ухаживание за Тосей и напоминает о сроке пари. Илья говорит заглянуть сегодня на Камчатку.

Вечером Тося возвращалась из школы. Ее поджидает Илья и спрашивает разрешения пройтись с ней. Они идут медленно, но расстояние между ними, которое Илья периодически пытается сократить, придвигаясь к ней, благодаря Тосе остается прежним. На перекрестке они разворачиваются в разные стороны: Тося хочет пойти короткой дорогой, но Илья уговаривает пройтись по более длинной. По дороге они встречают Катю с Сашей. Пока ребята закуривали, Катя многозначительно кашлянула.

Пары разошлись, Илья с Тосей направились к общежитию. Он осторожно кладет руку на плечо Тоси с признанием, что, «когда он ее первый раз увидел…», но не договорил, так как она отскочила в сторону. Илья виновато убирает руку и возвращается к началу своего признания. Тем временем Филя со своей ватагой уже сидит за сугробами на Камчатке в ожидании парочки. Тося с Ильей стоят на крыльце общежития. Он оттягивает прощание, пытаясь уговорить Тосю пойти на Камчатку. Она резонно отвечает, что сам будет сидеть с ней, да думать о других девчатах, ведь с ней он только прикидывается. Этим она смущает Илью, как будто что-то знает об их пари с Филей. Но понимает, что Тося, как неопытная девчонка, просто сомневается в том, что может кому-то нравиться. Поэтому Илья фальшиво говорит, что она ему нравится, про себя же снова устыдившись спора. Тося ему снова не верит, что вынуждает Илью перейти к более красивым фразам, которые так нравятся женщинам. Хотя Тося и твердит Илье, что не верит, про себя она радуется. Он снова предлагает посидеть на Камчатке, но и Тося не сдается, хотя ей так хочется туда пойти! Она выбирает золотую середину, предлагая ему дружбу. Илья не теряется и говорит, что можно начать дружить на Камчатке. Тося вдруг задает Илье неудобный вопрос: как он может звать ее на Камчатку, если дружит с Анфисой? На момент растерявшись, он объясняет, что роман с Анфисой уже закончился. Время идет, а Тося все тянет с ответом про Камчатку, чем вызывает злость Ильи, который, потеряв терпение, признается ей в любви, чтобы сломать последние преграды в ее голове. Но Тося продолжает стоять у крыльца. Илья решает ударить по ее самолюбию и говорит, что Тося не хочет идти на Камчатку, так как наверно Вера запрещает, на что Тося отвечает, что взрослая уже, чтобы кто-то ей что-то запрещал и в доказательство решительно идет в сторону Камчатки. Снова начавшую сомневаться Тосю Илья уверенно ведет ее под руку. Она пытается отговориться необходимостью выспаться перед работой, на что Илья говорит, что вряд ли на кухне сон обязателен, чем вызывает очередную обиду и ему приходится почти силой тащить в сторону Камчатки уже готовую убежать в общежитие Тосю. Она вырвалась, поставив под сомнение его якобы искреннее желание с ней дружить, говорит, что правильно его называют бабником, и возвращается в общежитие. За закрытой дверью Тося громко топает, изображая шаги, но на самом деле через дверь пытается услышать, что на улице делает Илья. Тося уже жалеет, что расстроила его, однако и он разочаровывает ее: не стал долго стоять на крыльце и ушел. От обиды Тося заплакала, Вере, вышедшей в коридор и спросившей, почему она плачет, Тося отвечает, что обидела человека.

На улице Филя удостоверяется у Ильи, что с первого раз не получилось затащить Тосю на Камчатку.

Тося, успокоившись, рассматривает себя в Анфисино зеркало и спрашивает Веру, может ли она кому-нибудь понравиться. Вера отвечает положительно и продолжает работу с миллиметровкой. Но поведение Тоси не дает Вере сосредоточиться: то Тося радостная крутится перед зеркалом, то погрустневшая высматривает в темное стекло окна что-то или кого-то. Тося снова признается, что обидела человека, на что Вера говорит, что завтра они помирятся. Тосю не устраивает перспектива ждать так долго и, выскочив на улицу в одном платье, нагоняет Илью уже у мужского общежития. Илья, поняв, что ей стыдно перед ним, накидывает Тосе на плечи свое пальто. Такой поступок вызывает у него удивление: какие только эмоции не испытывали к Илье девушки, но эта первая, кто пожалел… В его сердце зародилась, если не любовь к этой девчонке, то благодарность и, чувствуя, что в этот момент он легко может отвести ее на Камчатку, не воспользовался случаем, а сказал просто идти домой.

часть 3 https://dzen.ru/a/Zf2oWwJyeRFi4H-o

начало https://dzen.ru/a/Zf2fWTWrCUMZPmiN