Директор семилетней школы при детской трудовой колонии Л. В. Корепанова вспоминала: «Сашу устроили в слесарный цех, одновременно он заканчивал седьмой класс. Учился охотно. Увлекался историей, любил географию. Никогда не сидел без дела. Много читал, участвовал в различных кружках, особенно любил драматический». А вот что рассказывал друг Матросова по колонии Александр Борисович Афонин: «Помню, с каким интересом и восхищением смотрели колонисты спектакль по пьесе Всеволода Иванова "Партизаны". Саша играл главную роль партизана-моряка по кличке "Буря". Саша любил играть на гитаре. На досуге пел песни – русские, украинские, пел задушевно».
После начала Великой Отечественной войны фабрика колонии начала выпуск оборонной продукции (спецукупорки). 15 марта 1942 года Матросов назначен помощником воспитателя и избран председателем центральной конфликтной комиссии колонии.
Вырвали из отбросов,
вырвали из шпаны
душу твою, Матросов,
сильные руки страны.
(Е. Евтушенко)
Многие воспитанники детских домов и колонии, в которых содержался Александр Матросов, вспоминали о любви будущего героя к чтению книги «Как закалялась сталь» Николая Островского. Вслед за писателем юноша повторял: «Жизнь прожить надо так, чтобы легче было другим от того, что ты живёшь».
Из книги Н. Дубовик: «В июле 1942 года из Ленинграда в колонию везли блокадных детей. Для встречи всё было организовано: и машины, и колонисты. Подошёл поезд, но из него никто не выходил. Саша нырнул в вагон и сразу выбежал обратно, махая руками. Ребята поняли его и побежали по вагонам. Увиденное повергло их в смятение: на полках лежали измождённые дети, которые не могли передвигаться сами. Их сопровождали медсёстры и милиционеры.
– Пожалуйста, потише с ними, косточки слабые, ломаются, – услышал за своей спиной Саша. Он оглянулся. Рядом стояла молодая девушка, это была Лида Курганова».
Ей было написано последнее письмо Александра: «Дорогая Лида! Только что кончилось комсомольское собрание. Почистил автомат, покушал. Комбат говорит: "Отдыхайте лучше, завтра бой". Я не могу уснуть. В окопном блиндаже нас шесть человек, седьмой на посту. Пятеро уже спят, а я сижу возле печурки при свете гасилки и пишу это письмо. Завтра, как встанем, передам его связному. Вот и сейчас хочется поговорить с тобой обо всем, что чувствую, что переживаю. Да, Лида, и я видел, как умирали мои товарищи. А сегодня комбат рассказал случай, как погиб один генерал, погиб, стоя лицом на запад. Я люблю жизнь, хочу жить, но фронт такая штука, что вот живешь-живешь, и вдруг пуля или осколок ставят точку в конце твоей жизни. Но если мне суждено погибнуть, я хотел бы умереть так, как этот наш генерал: в бою и лицом на запад. Твой Сашок».
Есть много версий, как красноармеец Александр Матросов закрыл своим телом вражескую амбразуру, но факт остается фактом: закрыл, прекратился огонь пулемета из дзота, его товарищи встали с земли и во весь рост пошли в атаку.
Из воспоминаний однополчанина, нашего земляка-балаковца, гвардии сержанта Петра Александровича Огурцова, 10 лет назад на 91-м году ушедшего из жизни: «Мы, разведчики, возвращались с боевого задания. Когда подошли к переднему краю – "языка" мы брали в деревне Чернушки, – услышали крик наших солдат "ура!" Немцы продолжали вести огонь, не давали двигаться вперед. Я решил узнать, в чем дело, и наши разведчики приготовились к бою. Подполз, слышу голос знакомый.
Спрашиваю:
– Ребята, немецкий пулемет не дает поднять головы?
Сашка говорит:
– Прикрой меня. Я подползу ближе и брошу гранату.
Я говорю:
– Сашка, он ведь скосит…
Мы подползли ближе. Другой немецкий пулемет бьет, рвутся снаряды. И тут меня ранило – от Сашки метров за десять. Саша бросился на амбразуру. Пулемет замолчал. Ну, ребята поднялись в рост и – вперед. Меня оттащили, перевязали и утром отправили в госпиталь в Москву». (Рауф Насыров
[1], «Откуда ты родом, Матросов?»).
Людям до полного роста
надо расти и расти,
чтобы, как Саша Матросов,
к подвигу доползти.
Саша Матросов, Россия –
это не разорвешь.
Это понятья родные –
кровью не разольешь.
Родину не выбирают –
Родину с жизнью дают.
Души из нас выбивают –
Родину в нас не убьют.
(Е. Евтушенко, поэма «В полный рост», 1977 г.).
Старший лейтенант Пётр Ильич Волков (1906 – 27 февраля 1943), инструктор политотдела 91-й отдельной стрелковой бригады, сообщал в политотдел о подвиге А. Матросова: «Нахожусь во втором батальоне. Наступаем... В бою за д. Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок – закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается. Подробности доложу по возвращении. Агитатор политотдела ст. л-т Волков».
Вернуться в политотдел и лично доложить подробности старшему лейтенанту не довелось: в тот же день, 27 февраля 1943 года, Волков был убит. Информация погибшего старшего лейтенанта Волкова о подвиге вошла в донесение политотдела 91-й отдельной стрелковой бригады от 28 февраля: «Противник упорно сопротивляется, в результате чего имеем потери… 1327 человек. Из них убитых: комсостава – 18, младшего комсостава – 80, рядового состава – 313… Исключительное мужество и геройство проявил красноармеец 2-го батальона комсомолец Матросов. Противник из дзота открыл сильный пулеметный огонь и не давал продвигаться нашей пехоте. Тов. Матросов получил приказ уничтожить укрепленную точку противника. Презирая смерть, он закрыл амбразуру дзота своим телом».
…А если бы Александр Матросов отбывал наказание в саратовской тюрьме и попал на фронт со штрафниками в том же 1943 году, как в повести «Штрафной батальон» Юрия и Евгения Погребовых, где одним из героев был ровесник Саши, молоденький ершистый парнишка, девятнадцатилетний солдат Витек Туманов? Витька Туманов, по прозвищу Туман, безалаберная, неприкаянная душа, открытый, бесхитростный, для товарищей последнего сухаря не пожалеет. К судимости своей легко отнесся: «Война все спишет. Мне бы только до фронта добраться – оправдаюсь!» Всем оступившимся людям Указ Президиума Верховного Совета СССР предоставлял возможность, став солдатом штрафного батальона, смыть свой позор кровью и, проявив мужество и геройство при защите Родины, вновь обрести честное имя.
Как от Волги-реки, обгоняя полки,
Батальон наш идет вперед.
Батальон боевой, батальон наш штрафной,
Нас недаром зовут штрафники.
Раненный в ожесточенном бою с врагом и сбежавший из госпиталя в свой штрафной батальон Туман получил справку: «По постановлению Военного Совета № 107 от 27 апреля 1943 года Туманов Виктор Кузьмич, 1923 года рождения, согласно Указу Верховного Совета СССР от 14 декабря 1941 года считается несудимым».
…И последний документ, звучащий гимном Герою:
«Приказ № 269 от 8 сентября 1943 г. о присвоении 254-му гвардейскому стрелковому полку имени Александра Матросова и зачислении Александра Матросова навечно в списки полка.
23 февраля 1943 года гвардии рядовой 254-го гвардейского стрелкового полка 56-й гвардейской стрелковой дивизии Александр Матвеевич Матросов в решающую минуту боя с немецко-фашистскими захватчиками за дер. Чернушки, прорвавшись к вражескому ДЗОТу, закрыл своим телом амбразуру, пожертвовал собой и тем обеспечил успех наступающего подразделения.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года гвардии рядовому тов. Матросову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Великий подвиг товарища Матросова должен служить примером воинской доблести и героизма для всех воинов Красной армии. Для увековечения памяти Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матвеевича Матросова приказываю:
- 254-му гвардейскому стрелковому полку 56-й гвардейской стрелковой дивизии присвоить наименование: «254-й гвардейский стрелковый полк имени Александра Матросова».
- Героя Советского Союза гвардии рядового Александра Матвеевича Матросова зачислить навечно в списки 1-й роты 254-го гвардейского полка имени Александра Матросова.
Приказ прочесть во всех ротах, батареях и эскадронах.
Народный комиссар обороны Маршал Советского Союза И. СТАЛИН».
Чтобы эссе соответствовало своему названию, привожу стихи Евгения Евтушенко из поэмы, посвященной Герою Советского Союза Александру Матросову:
Среди исканий, споров и работы
они идут невидимо на доты,
и нас в толпе толкают временами
Матросовы, не узнанные нами...
Послевкусье – глоток кофе-глясе…
[1] Рауф Хаевич Насыров (1935–2014) – автор версии о том, что на самом деле Матросов – это Шакирьян Мухамедьянов из деревни Кунакбаево Учалинского района. Насыров провёл целое расследование и посвятил этому вопросу книгу.
Автор: Валерий Ганский
Журнал "Бельские просторы" приглашает посетить наш сайт, где Вы найдете много интересного и нового, а также хорошо забытого старого.